- 30%
- 30%

Очерки о Венесуэле #8: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 4)?

Алла Самохина

Индейцы Венесуэлы: какие они?

En la montaña de Sorte por Yaracuy
En Venezuela, vive una Diosa
En la Montaña de Sorte por Yaracuy
Vive una Diosa, una noble reina
De gran belleza y de gran bondad
Amada por la naturaleza
E iluminada de caridad
Y sus paredes son hechas de viento
Y su techo hecho de estrellas
La luna, el sol, el cielo
Y la montaña sus compañeros
Los ríos, quebradas y flores
Son sus mensajeros
O salve reina Maria Lionza por Venezuela
va con su onza y cuidando está

На горе Сорте у Яракуя
В Венесуэле живет богиня,
На горе Сорте у Яракуя
Живет Богиня, благородная королева
Великой красоты и доброты,
Любимая природой
И озарённая милосердием.
И стены у неё сплетены из ветра,
И крыша у неё соткана из звезд.
Луна, солнце, небо
И гора - её помощники.
Реки, ручьи и цветы -
Они её посланники
О, спаси королева, Мария Лионса, Венесуэлу,
Со своим ягуаром позаботься о ней.

Приглашение к знакомству

Очерки о Венесуэле #8: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 4)?- Сеньора Кармен приглашает вас на церемонию в эту среду, -  сказала наша соседка Белен, проходя мимо. – Конечно, придём, - согласились мы и поблагодарили. Знакомые с Кармен и её семьёй уже 7 лет, только недавно мы узнали, что в ближайшей деревне происходят традиционные венесуэльские шаманские мистерии, и вот, впервые, мы удостоились чести их посетить. Когда-то дед Кармен был известным шаманом. Сама она не особо этим интересовалась, предпочитая заниматься общественными работами в местном совете. Но вот её дети подросли, увлеклись семейной традицией, получили посвящение, и Кармен тоже стала участвовать в шаманских мистериях.


Этот вид вероисповедания называется Венесуэльский спиритизм Espiritismo Venezolano) или народный католицизм (Catolicísmo Popular). Если сместить временные рамки слова indígena – абориген, окажется, что Венесуэльские индейцы – это представители именно этого направления. Скажем так, те индейцы, о которых я писала раньше, они существуют с доколумбовых времён, когда Венесуэлы ещё не было. И даже сейчас их сознание не включает понятие «Венесуэла» как какую-то целостность – они понимают интересы своего племени, своего посёлка, почитают местных Богов и имеют представление о соседях. Их шаманы знают больше: о происхождении жизни на Земле (не по Дарвину), о космосе (не по Циолковскому), о природе (не по экологическим концепциям), о человеческой душе (не по Фрейду). Понятие «Венесуэла» в этом ряду вряд ли присутствует. Способы государственного деления, мировые войны, деньги, информация, технический прогресс – эти «достояния» новейшей истории не для всех жителей Земли имеют ценность.


Очерки о Венесуэле #8: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 4)?Лет через 100 после открытия Колумбом побережья Южной Америки, на этих землях началось формирование нового народа, духовная основа которого представляет собой сложение религиозной мистики трёх различных культур – индейцев, испанцев и африканцев, которые были смешаны в Венесуэле и сформировали венесуэльский народ. Этот народ крепок хотя бы потому, что в результате духовных, революционных и освободительных движений они даже создали свою верховную троицу. Называется она - Три силы Венесуэлы (Las Tres Potencias de Venezuela или la Trinidad Venezolana). В предыдущей денежной системе персонажи Троицы изображались на денежных купюрах, наряду с другими политическими и историческими деятелями страны.

Венесуэльская Троица – это принцесса Мария ЛиоОчерки о Венесуэле #8: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 4)?нса (María Lionza), индейский вождь Касики Гайкайпуро (Cacique Guaikaipuro), командующий освободительной армией Негр Филипе (Negro Felipe). Все они были реальные люди, в большей или меньшей степени мифологизированные. Говорят, что треть населения Венесуэлы - не только простые люди, но и образованные – почитают эту Троицу Сил и участвуют в различных ритуалах. Теперь их становится больше, чем треть, поскольку неверующие технари уезжают на заработки за рубеж.

 

Мария из страны ягуаров

Мария Лионса – это принцесса, дочь индейского вождя племени Яракуй, а может быть, дочь индейского вождя и испанки, а может, дочь испанцев, убежавшая в джунгли. Шаман сделал предсказание, что когда у вождя появится белая дочь с зелёными глазами, он должен принести её в жертву Великой Анаконде, и тогда народ избавится от бед. Времена тогда были тяжёлые: кроме природных катаклизмов, испанские конкистадоры уже начинали захват земель Яракуй. И вот однажды у вождя появилась на свет прекрасная белая дочь с зелёными глазами, но вождь совсем не хотел приносить её в жертву и спрятал в пещере, охраняемой 22 воинами. Строго настрого запретил охранникам её выпускать и ещё наказал следить, чтобы она никогда не видела своё отражение. Но однажды таинственная сила сморила воинов, и они заснули. Принцесса вышла из пещеры и пришла к озеру. Она увидела своё отражение в воде, восхитилась  и запела прекрасным голосом. От этих звуков проснулся Владыка Воды, Великий Анаконда, увидел принцессу, влюбился и забрал её в свои глубины. Там они праздновали духовное и мистическое общение. Но отец девушки не смирился с утратой, явился к озеру и потребовал вернуть дочь. Тогда Великий Анаконда рассердился, стал расти-расти, надулся и лопнул, выплеснув невероятное количество воды. В общем, всех затопило. А принцессу унёс на своей спине ягуар. Она стала богиней и почитается как богиня воды и дикой природы, дающая духовное очищение и избавление от физических страданий.  Никто уже не помнит имени девушки, но со временем в местном сознании её образ совпал с образом Девы Марии, а ягуаров здесь называют la Onza. Получилось - María de la Onza – Мариа Лионса.

Очерки о Венесуэле #8: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 4)?Миф о Марии Лионсе – это история вечного созидания и перемен. Венесуэльская католическая церковь, чтобы не потерять паству, тоже почитает Марию Лионсу  – «Марию из страны ягуаров» - как христианскую святую. Основное место поклонение богине - священная гора Сорте в Яракуе, куда приезжают тысячи паломников - каждый год 12 октября в День индейского сопротивления и в Страстную неделю (Semana Santa).  В это время у природного памятника Марии Лионсы совершаются священные танцы на углях (los bailes de candela) и другие ритуалы.

Великий вождь Касики Гайкайпуро

Guaicaipuro на карибском языке означает «колючий» или «лесное копьё». Это было основное оружие индейцев, и испанские завоеватели узнали, насколько оно опасно в джунглях. Из далекой эпохи, начавшейся в десятилетие 1560-1570 годов, до нас дошли истории о славной борьбе индейцев с испанцами, когда десяток индейцев, вооружённый стрелами и мачете, останавливал сотни испанцев с пушками и ружьями.

Касики Гайкайпуро происходит из того района, где впоследствии был основан город Каракас. На этих местах испанцы нашли много золота, начался захват земель и сопротивление индейцев. Касики прославился своей смелостью, военной смекалкой и большой мудростью в организации союза индейских племен для борьбы и переговоров с испанцами. В духовном смысле Касики Гайкайпуро – это символ мужества, отваги и мудрости.

Могущественный Филип Негру

Филип Негру был рабом, доставленным в Венесуэлу из Африки в конце XVI века. Однако, как пишут венесуэльские исследователи, уже в те времена в сознании африканцев, наряду с борьбой с рабством, появилась идея о создании империи всеобщей справедливости, где и чёрные, и белые были бы братьями, поскольку и те и другие есть дети бога. Эта идея приплыла в Венесуэлу в трюме корабля и получила своё развитие среди беднейшего населения. Филип Негру участвовал в освободительной войне против испанцев и достиг признания своих военных заслуг. В религиозном отношении его образ в Венесуэльской троице символизирует борьбу со злом, вплоть до защиты от колдовства и чёрной магии.

Как я прочитала в одной статье: «Венесуэльская Троица, Las Tres Potencias de Venezuela – это наша история, которая позволяет нам сегодня гордится своим происхождением».

Шаманская церемония

Очерки о Венесуэле #8: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 4)?Итак, вернёмся к местной шаманской церемонии, на которой довелось побывать. Действо происходило в центре деревни, в довольно большом полуоткрытом помещении, где был устроен алтарь. На постаменте стояли фигуры почитаемых святых - Венесуэльская троица, старцы и целители, вокруг - великое множество свечей и цветы. Центральная фигура алтаря – похожая на Деву Марию скульптура Марии Лионса, которую все называли "Королева". Там же в помещении, на земле мелом была нарисована мандала - круги, спирали, знаки воды и земли, фазы луны и солнца. А в центре лежали подношения - местные овощи и фрукты - то, что селяне вырастили сейчас. В том числе, копченые сардины, которые мы недавно закоптили для наших соседей, и они им так понравились, что оказались достойным подношения духам.

Перед началом церемонии служители (мужчины) выкурили по сигаре, стоя перед алтарём босиком, в шортах, обнажённые по пояс. Потом щедро обрызгали алтарь ромом и обкурили табаком. Затем женщина прочитала христианские молитвы: Отче наш, Символ веры, Аве Мария и католическую покаянную молитву об отпущении грехов. Как в церкви, всё по тексту.

Мы уже знали, что основное действо венесуэльских мистерий в том, что шаман предоставляет своё тело для вселения духов, и они получают возможность через него разговаривать.  Духи  (espíritus) – это какие-то умершие известные и малоизвестные люди, старцы (viejos) и святые (santos). При одном из первых посвящений каждый из членов этой общины «получает» своего духа, и потом, как они говорят, «носит его на плечах». Дух обеспечивает защиту, покровительство, даёт советы и оберегает.


Очерки о Венесуэле #8: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 4)?Шаман работает не один: у него за спиной всегда стоит помощник, который распознаёт вселившихся духов и следит, вообще говоря, за всем на уровне энергий, поскольку дух и сознание самого шамана в это время далеко. В ту ночь, когда мы присутствовали, приходили 7 духов. И если сначала можно было подумать, что шаман притворяется, где-то к середине церемонии мы полностью уверились, что транс был полный - такое не сыграешь. Разные духи предпочитали разные напитки, разный табак и в разном количестве. Некоторые старцы были изрядные выпивохи и балагуры, другие - целители и предсказатели. Все говорили на таком варварском испанском наречии, что слов мы почти не разбирали. Но народ живо реагировал и веселился. Люди разговаривали с ними, просили помощи, задавали самые простые вопросы. И духи отвечали довольно мудро и с юмором, насколько нам удалось понять. А иногда не отвечали, отворачивались. Потом нам рассказали, что во время церемонии служители курят сигары, потому что так они измеряют время присутствия в теле шамана одного духа. Кончилась сигара, и надо просить духа удалиться, чтобы предоставить очередь следующему. Надо заметить, что в обычной жизни служители церемоний не курят и почти не пьют спиртного.

На меня самое сильное впечатление произвело явление женщины по имени Доротея Негрита. Когда произнесли её имя, на тело шамана одели специальную накидку, которая спереди выглядела как длинное платье, а сзади торчали его шорты и голая спина - ну, совсем как на Мосфильме во время съемки крупного переднего плана. Доротея подкрасила губы и заговорила высоким визгливым голосом. Она пила вино и всех угощала. Было заметно, что народ очень обрадовался её приходу - вселялась она не часто. В какой-то момент Доротея развернулась и направилась прямо к нам. Спрашивает: "Вы понимаете, как невозможно трудно женщине в мужском теле?! Я такая красивая, а это тело - такое грубое, такое мясное..." Мы согласились. Потом сказала, что знает нас и ценит, что мы здесь живём, и что если у нас что-то пропадёт, надо обратиться к ней, поставить свечку, и пропажа найдётся. Обещала помощь и защиту, если кто нас обидит. И со словами "Любовь - это мудрость сердца" направилась к своей пастве.  Всё это время, когда Доротея перед нами стояла, мы пытались отыскать в этом теле шамана, мужчину, нашего знакомого - и не обнаружили.

Очерки о Венесуэле #8: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 4)?В мистерии участвовала почти вся улица. Причём, мужчин было даже больше, чем женщин, многие пришли с детьми. Во время вхождения в транс, вселения-выселения народ пел, а дети довольно здорово стучали в барабаны. Всё это было похоже на деревенский клуб с духовным содержанием. Они во всё это верят и этим живут. И сейчас, в трудные для Венесуэлы времена, эти церемонии – то немногое, что не даёт им унывать.


^ Наверх