«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Венесуэла

03.11.2018

Очерки о Венесуэле #5: Индейцы Венесуэлы - какие они?

Алла Самохина

Известно, что происхождение слова «индейцы» связано с ошибкой Колумба, который искал путь из Европы в Азию, в Индию, а попал на неизвестный континент, названный потом Америкой. Америго Веспуччи поправил картографию и расчёты Колумба, но в лингвистике путаница сохраняется до сих пор. Испанское слово indio употребляется для называния коренного населения и Индии, и Америки, иногда индейцев называют indoamericano или amerindio. Кроме того, в испанском языке есть слово indígena, не имеющее никакого отношение ни к Индии, ни к индейцам (от латинского – indiğena, то есть «коренное население», «аборигены»). Словарь RAE даёт такое толкование: «Indígena - Originario del país de que se trata». В этом смысле и чукчи – indígena, и например, «коренные москвичи». И тех, и других осталось мало, и они сильно изменились под влиянием приезжего люда.

Всегда считалось, что великих индейских цивилизаций на территории Венесуэлы не было, что, к приходу европейцев, индейцы здесь находились на  уровне первобытно-общинного строя: занимались примитивным сельским хозяйством, охотой и собирательством, не успели «дорасти» до уровня развития своих собратий в других районах континента (инка или майя). Вернее сказать, европейские завоеватели развитой коренной цивилизации здесь не обнаружили. Но надо иметь в виду, что первые европейцы дальше побережья Карибского моря на континент не углублялись. Кроме того, в конце XV века в Европе показателем развития считался технический прогресс. Этот путь когда-то выбрала Европа и с этой точки зрения оценивала и оценивает другие народы. Европейцы считают удивительным тот факт, что американские индейцы не знали колеса, не имели дорог. А может быть, они владели другими способами перемещения и общения, двигали камни не физическими силами, может быть, подобного рода технические «достижения» им были не нужны?

В 2017 году на юго-западе Венесуэлы в штате Амазонас обнаружили очень древние наскальные изображения. Это самые большие петроглифы на Земле, и сфотографировать их удалось только дронами с воздуха. Статью об этом можно прочитать здесь.

Индейцы Венесуэлы: какие они?

Цивилизации приходят и исчезают. Бывает, что последующие не имеют никакого отношения к предыдущим. Так случилось в Перу: те индейцы, которых сейчас можно встретить в окрестностях Куско или Мачу Пикчу – это другой народ, они не наследники тех, кто возводил когда-то сооружения из мегалитов. То же, видимо, относится и к создателям гигантских изображений в Венесуэле. Кто были эти существа и как они «рисовали в полёте», нам неизвестно.

Продолжим разговор об известном, об индейцах - наших современниках. По официальным данным их в Венесуэле - 524 тысячи человек. Сами венесуэльцы думают, что гораздо больше. Скажем так, это те, кого удалось посчитать. До сих пор в джунглях Амазонки, в районах, граничащих с Бразилией и Колумбией, есть места, «куда не ступала нога белого человека».

Во время президентства Чавеса индейцы приобрели официальный статус. В 1999 году была принята новая Конституция, в которой впервые в истории появилась отдельная статья: О правах индейских народов (Capítulo VIII. De los Derechos de los pueblos indígenas). Там говорится, что государство признаёт существование индейцев, их права на земли, которые они исторически занимают; уважает их культуру, обычаи, языки и религии и гарантирует коренному населению сохранение его образа жизни. Признаётся территориальная и интеллектуальная ценность и собственность индейских общин, их священные места, традиционная медицина. До этого индейцы в Венесуэле, как и во многих других странах, были на положении животных. Их можно было поработить, убить, выселить с их земель - довольно большие запасы золота Венесуэлы находились на землях индейцев.

Интересен сам процесс принятия закона об индейских народах. Наш знакомый Дуглас Иска́теги, ныне – преподаватель философии и поэт, в 1999 году участвовал в работе конституционного собрания. Он рассказывает: «В тот день, когда принимался этот закон, в Генеральной Ассамблее разгорелись дебаты. Против введения статьи о коренных народах был известный политик и историк Хорхе Олаваррия (Jorje Olavarria). Он мотивировал свои возражения тем, что если выделить какую-то одну народность,  нарушится целостность и единство Пятой республики, Боливарианского  государства Венесуэла. Дальше – больше. Как часто бывает в парламенте, достаточно одного возражения, чтобы разгорелись горячие споры, уже не имеющие отношения к существу вопроса. Короче, страсти кипели, когда на трибуну поднялся Густаво Перейра (Gustavo Pereira) – известный венесуэльский поэт и журналист. Он начал тихо и спокойно говорить какие-то простые слова. Все вдруг притихли и стали слушать. Как удивительно было -  под сводами Генеральной Ассамблеи в полной тишине звучал голос Поэта! Густаво Перейра говорил недолго, а потом прочитал стихотворение и покинул трибуну. Больше никто ничего не говорил, и статья об индейских народах была безоговорочно принята».

Вот это стихотворение:

Sobre salvajes

Los pemones de la Gran Sabana
llaman al rocío Chirïke-yeetakuú
que significa Saliva de las Estrellas;
A las lágrimas Enú-parupué
que quiere decir Guarapo de los Ojos,
y al corazón Yewán-enapué:
Semilla del Vientre.

Los waraos del Delta del Orinoco dicen Mejokoji
(El Sol del Pecho) para nombrar el Alma.
Para decir amigo dicen Ma-jokaraisa:
Mi otro corazón.
Y para decir olvidar, dicen: Emonikitane,
que quiere decir Perdonar.

Los muy tontos no saben lo que dicen
Para decir Tierra dicen Madre
Para decir Madre dicen Ternura
Para decir Ternura dicen Entrega

Tienen tal confusión de sentimientos
que con toda razón
las buenas gentes que somos
les llamamos salvajes.

О диких

Пемоны Гран Саваны
зовут росу «Чирике-йеетакуу́»,
что означает Слюна Звезд;
а Слёзы – «Эну́-парупуé»,
что означает - Нектар Очей,
а Сердце называют «Йевáн-энапуé»:
Семя Чрева.

Вараосы из  дельты Ориноко говорят «Мехокохи»
(Солнце Груди), чтобы поименовать Душу.
Когда хотят сказать Друг,
произносят «Ма-хокараиса»:
Мое другое сердце.
А чтобы сказать «забыть», говорят: «Эмоникитане»,
что означает Простить.

Большие глупцы, они сами не знают, что говорят:
Чтобы сказать Земля, произносят Мать,
Чтобы сказать Мать, говорят Нежность,
Чтобы сказать Нежность говорят Отдание себя.

У них такая путаница чувств,
что не без оснований
такие хорошие люди, как мы,
называем их дикими.

Прочитав эти стихи, Дуглас добавил: «Знаешь, я считаю, что принятие этого закона было великим событием, и уже только за это следует уважать Чавеса. Но сказать я это могу только вам. Сейчас времена такие… сложные… Услышав эти слова, венесуэльцы могут спросить: ты что – чавист, красный? Причем здесь это! Я же говорю об уровне культуры Венесуэльского народа, который в 1999 году дорос до того, что признал равным себе другой народ».

Индейцы Венесуэлы: какие они?

Вскоре произошли изменения. Коренное население Венесуэлы, действительно, получило все права. Чавес часто общался с вождями индейских общин, оказывал им всякое почтение. Были организованы школы на местных языках, желающие могли получить медицинскую и социальную помощь. Был переименован государственный праздник. Раньше 12 октября праздновался День Расы (El Día de la rasa), посвящённый открытию Америки Колумбом в 1492 году. А какой расы? – Естественно, белой. После принятия Конституции этот праздник стали называть  El Día de las rasas, признавая существование других народов, а потом и вовсе день 12 октября получил название Дня индейского сопротивления.

Индейцы Венесуэлы: какие они?

Принимая во внимание все поклоны государства в сторону индейцев, не считайте коренные народы беззащитными и слабыми, не способными выжить без помощи «большого белого брата». Уверяю вас, они способны постоять за себя. А сейчас, когда венесуэльцы, в связи с кризисом, массово уезжают из страны, индейцев становится даже больше в процентном отношении. Их жизнь мало затрагивает политические и экономические трудности. Покидать свои земли они не собираются - могут исчезнуть только целым народом, как это и произошло с «рисующими в полёте».

Я бы выделила три направления современной индейской традиции в Венесуэле. Но об этом – в следующей части.