«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Венесуэла

14.11.2018

Очерки о Венесуэле #6: Индейцы Венесуэлы какие они (Часть 2)?

Алла Самохина

Индейцы Венесуэлы: какие они (Часть 1)

Индейцы Венесуэлы относятся к Карибской семье коренных народов Южной Америки. Деление их на племена и группы, предположения об исторических связях между ними довольно условны и не всегда соответствуют представлениям самих индейцев – тому, какое племя они считают родственным, а какое – и знать не хотят.

С точки зрения возможности общения и взаимоотношения культур, я бы выделила три состояния современной индейской традиции в Венесуэле. К первой группе я отношу племена, которые живут замкнуто, контактов с европейцами избегают, испанского языка почти не знают. О многих из них стало известно лишь в ХХ веке. На взгляд европейца эти индейцы достаточно примитивны, живут первобытно-общинным строем. Они могут быть опасны, потому что поступают по своим собственным законам, не понимают и не принимают современный технический мир. А мы, приезжие, тоже не понимаем, что и как устроено в их мире. Ко второй группе я бы отнесла индейцев, с которыми контакты возможны. Они более или менее встроены в современный мир и сохранили какие-то традиции предков. Хотя при короткой встрече с ними, тем более в качестве туриста и наблюдателя, вы ничего от них не услышите, кроме той небольшой части, которую они выставляют на продажу. Они вам скажут, что ничего не помнят и не знают, что все знания ушли вместе с дедами и отцами. Но думаю, они просто не хотят открываться чужим людям, не доверяют белым или это запрещено их культурой. Среди них – достаточное число смешанных браков с европейцами, и их дети могут  рассказать то, что помнят от бабушки и дедушки. Помнят, но не очень понимают. К третьей группе относятся сильно христианизированные потомки индейцев, которые успешно сочетают веру предков с христианством и вуду на свой манер. Как говорится, дети колониальной системы. Это явление называется «синкретизм», сантеро, народный католицизм. Несмотря на обилие сект и религиозных форм, традиция синкретизма достаточно древняя, передаётся из поколения в поколение, поэтому я их тоже считаю indígena, хотя чисто индейского в них мало.

«Страшные» яномами

«Страшные» яномамиЭта народность, безусловно, относится к первой группе. В Венесуэле яномами проживают южнее города Пуэрто Ордас, до границы с Бразилией и на севере Бразилии тоже. Услышала я от них от своего знакомого по университету, венесуэльца Мануэля Портийо, который учился в Москве, а потом 16 лет жил недалеко от поселений яномами, когда работал в электрической компании, которая проводила линии электропередач в Венесуэльских джунглях. Когда он прислал мне эти фотографии, я спросила, можно ли поехать познакомиться с яномами. На что он ответил: «Не советую, они очень опасные, и потом - это запрещено. Там заповедник индейской культуры».

«Страшные» яномамиОн назвал яномами людьми каменного века, сказал, что у них в языке всего 300 слов, женщины рожают в 7 лет, а средняя продолжительность жизни – 40-45 лет. Как я поняла, познакомиться с яномами трудно, нужно жить рядом, чтобы они тебе поверили. Это не просто, поскольку те условия, в которых они проживают в джунглях,  для большинства европейцев непереносимы. Но это – их мир. О яномами есть статьи в интернете, шокирующие европейское сознание. Но остаётся за кадром то, как поступали с яномами европейцы и североамериканцы. Так что была ли агрессивность присуща яномами в докулумбову эпоху, доподлинно не известно. Скорее всего, их поведение в большой степени - реакция на насилие.

Миссия Новые Племена

Миссия Новые ПлеменаДля примера расскажу о деятельности евангелистической организации Миссия Новые Племена (Misión Nuevas Tribus). Эта миссионерская конфессия учреждена в середине ХХ века в США. В их документах говорится, что миссия помогает отсталым народам «во имя любви Христовой и силой Святого Духа». Миссионеры имели собственную технику, аэродромы  и свободно действовали на территории Венесуэлы, Боливии и Колумбии. Ни одно из правительств их не контролировало. Они, действительно, организовали воздушное сообщение в отдалённые деревни, перевод избранных библейских текстов на языки коренных народов, но попутно занимались геологическим шпионажем, вывозом ценностей и даже организацией охоты на людей (!) для охотников из США.

Миссия Новые ПлеменаНадо сказать, что районы проживаний индейцев в этих странах совпадают, что не удивительно, с расположением месторождений золота и других полезных ископаемых.  Миссионеры были первыми, а пришедшие следом за ними шахтёры и строители осваивали индейские земли и часто обманывали коренное население, подсадив их на алкоголь и разные блага цивилизации. Они могли, например, доставить в джунгли мотоцикл, обменять его на изрядный кусок богатой золотом земли, оформить юридически документы на владение. А индейцы, поражённый мощью какого-нибудь мотоцикла или моторки, были крайне удивлены, когда в баке заканчивался бензин, и «железный друг» навечно вставал на прикол. Что такое бензин и где его взять им не объяснили.  Индейцы вынужденно соглашались на евангелизацию,  чтобы хоть как-то выжить, получить еду, потому что их естественная среда обитания была практически уничтожена «миссионерской» деятельностью.

В Венесуэле организации Nuevas Tribus была полностью запрещена 12 октября 2005 в День индейского сопротивления. Последнее культурное преступление в сфере индейско-европейских взаимоотношений произошло в 1998 году, прямо перед принятием закона о правах коренных народов. Эта трагическая история до сих пор не закончилась, поэтому стоит о ней рассказать.

Священный камень пемонов

Священный камень пемоновНа юго-востоке Венесуэлы, в районе Канаймы проживают индейцы пемоны, по степени «нецивилизованности» они близки к яномами, и потому я их тоже отношу к первой группе коренных народов. У пемонов есть красивая легенда, от которой они и ведут своё происхождение.

В незапамятные времена жил-да-был пемон по имени Тауре Пан, а по прозвищу Куэка. Он был молод и красив и полюбил самую красивую девушку из соседней деревни. Но девушка принадлежала к другому народу - индейцам Макучи. А бог пемонов Макунайме строго настрого запретил пемонам перемешиваться с макучи: “Пемоны должны жениться только на пемонах, а макучи – только на макучи». Но любовь молодых людей была так велика, что они ослушались божеского завета, сыграли свадьбу и убежали из деревни. Но не скрыться людям от божьего гнева даже в самых густых джунглях! Однажды влюблённым явился сам грозный Макунайме, но они не отказались от своего союза. И тогда Макунайме сказал: ««Awarokuruu ... Amoro aukowamumo Chokroro tatapiche anapo daro ...» (Да будь ты проклят… теперь ты вечно будешь со своей женой!). Макунайме выдохнул это проклятье ветру, ветер закрутился ураганом, а Куэка и его жена обнялись и так и превратились в камень. Если бы они были по одному, ураган бы уничтожил их. Но они выбрали не разлучаться и навечно остались в объятьях друг друга.

На окраине поселения пемонов, на берегу реки, действительно, была гигантская  глыба яшмы, которую индейцы называли дедушкой и бабушкой Куэка. В очертаниях камня угадывались две соединённые фигуры. Возле него совершались священные церемонии. В космогонии пемонов Куека считался членом общины.

В 1998 году во время правления президента Рафаэля Кальдера камнем заинтересовался немецкий художник Вольфган фон Шварценфельд, который собирал экспонаты для выставки камней в Берлине (Global Stone). Ни тогдашний президент страны, ни официальные власти Венесуэлы и Германии, ни сам художник не обратили внимание на протесты пемонов. От глыбы яшмы был отделён кусок весом в 30 тонн и вывезен в Германию, не без помощи миссионерской организации Nuevas Tribus. То есть камень разделили, отшлифовали, вывезли и установили в Берлине в парке Тиергартен на всеобщее обозрение. С точки зрения народа пемонов, каждое из этих действий было кощунством. То, что соединил бог Макунайма, удалось разделить Вольфгану фон Шварценфельду!

Миссия Новые ПлеменаПосле принятия в 1999 году, по предложению Чавеса, закона о правах коренных народов началась мучительная процедура по возвращению камня Куэка.  Индейцы общины Санта-Крус-де-Мапаури устраивали демонстрации около немецкого посольства. Они говорили: «Вы украли нашу бабушку Куэка, и дедушка Куэка ждёт её возвращения». Пемоны уверены, что из-за утраты священного камня в их районах произошли несчастья, такие как оползень в Варгасе в 1999 году, потому что они потеряли баланс, энергию и защитную сущность.

Немецкий художник всё отрицал, уверяя, что камень ему презентовало венесуэльское правительство, он ни причём и потому не собирается ничего возвращать, провёл собственное исследование, доказывающее, что этот камень – обыкновенный булыжник. Интересен ответ Германии правительству Венесуэлы: «Мы не возражаем против возвращения этого камня при том условии, что община пемонов предоставит взамен другой, аналогичный”. Пемоны ответили: «Мы никому ничего не должны, вы обманом украли нашу душу и обязаны её возвратить. Мы не отказываемся подарить вам другой камень, не имеющий священного значения, но без всяких условий».

Священный камень пемоновПосле долгих дипломатических переговоров между Венесуэлой и Германией было принято решение о возвращении камня в Венесуэлу. В мае 2018 года 12 шаманов из племени пемонов получили возможность поехать в Берлин, где в парке Тиергартен провели ритуал очищения бабушки Куэка, чтобы восстановить её священные энергии перед поездкой в Венесуэлу. Но, насколько я знаю, камень до сих пор остаётся в Берлине.

Видно, при нынешнем экономическом состоянии Венесуэлы не такая уж это простая задача перевести 30-ти тонный монолит через Атлантику. И душа пемонов по-прежнему в разлуке сама с собой.

¡Quita Tiempo y Espacio, deja que los enamorados se unan! / Уберите Время и Пространство, дайте влюблённым соединиться!
(продолжение следует)