Новости ichebnika«La Vuelta a Ichebnik»Как выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская АмерикаИспанский Всерьёз по четвергам и понедельникамМнемотехника
История Испании

История Музея Прадо: как собственность Короны стала национальным достоянием Испании.

Анна Борисова

История Музея Прадо: как собственность Короны стала национальным достоянием Испании.
История одного из самых знаменитых музеев мира – мадридского Прадо, насчитывает более двухсот лет. Его строительство началось в XVIII в., когда Мадрид, в отличие от многих европейских столиц, еще не был достаточно благоустроен. Тогда король Карлос III (1759-1788 гг.) решает взяться за организацию городского пространства. Замысел монарха включал в себя как частичную реконструкцию, так и строительство новых зданий.

История Музея Прадо: Карлос IIIКарлос III

Начинается «освоение» городских пустырей. На месте, где сейчас располагается Прадо, в те годы вы бы обнаружили…луг. Несложно догадаться теперь, откуда берется название музея: ведь «луг» по-испански «prado».  Итак, король поручает архитектору Хуану де Вильянуэва разработать проект здания для возведения на этом месте. Первоначальной идеей короля было создание здесь музея естественных наук.

Хуан де ВильянуэваХуан де Вильянуэва

Вильянуэва задумывал музей наук как монументальное сооружение в неоклассическом стиле, с галереями, колоннами и ротондой на античный манер. Проект был одобрен Карлосом III и строительство началось в 1785 г., но война с Францией заморозила его. В годы войны здание служило местом расположения наполеоновских войск.

Вильянуэва умирает в 1811 г., успев однако практически завершить строительство. И музей принимает первых посетителей лишь в 1819 г. в правление Фердинанда VII. Однако открытый музей был посвящен уже не естественным наукам, а живописи.

Дело в том, что, повинуясь желанию своей супруги Изабеллы, король Фердинанд VII (1813-1833), внук Карлоса III, распорядился внести существенные изменения в первоначальный проект музея. Монарх видел перед собой новую цель: создать музей живописи, где на обозрение публике будет выставлена драгоценная королевская коллекция картин.

Испанские монархи были большими ценителями искусства и ни одно столетие собирали шедевры мировой живописи в своих многочисленных дворцах (чего стоит только один Эскориал!). Теперь эти сокровища оказались в стенах нового музея, который был официально именован Королевским музеем (Museo Reale). Его торжественное открытие состоялось в 1819 г., а первой картиной, переданной в фонд музея, было «Распятие Христа» Д. Веласкеса.

Фердинанд VII Фердинанд VII

Вообще, история музея Прадо с самого его основания идет рука об руку с историей самой Испании. Так с 1819 по 1833 гг. музей принадлежал непосредственно Короне, о чем говорило и его название. Здесь хранились, в большинстве своем, творения испанских мастеров, свезенные из различных королевских резиденций.

В 1868 г. конец правления Изабеллы II был отмечен либеральной революцией. В ходе революции Королевский музей получает новое имя – теперь он официально именуется Музеем Прадо, по месту его расположения, и объявлен собственностью государства. Затем в 1872 г. музей было решено национализировать.

С 1898 по 1931 гг. в Прадо начинают организовывать временные экспозиции. Например, в 1902 г. была проведена выставка произведений Эль Греко. Слава о Прадо выходит за пределы страны: в XIX - начале XX в. многие деятели искусства стекаются в Испанию с конкретной целью: посетить Прадо. Среди них – Курбэ, Мане, Ренуар, затем Пикассо. Кроме того, музей привлекает многочисленных историков и художественных критиков. Большой поток посетителей требовал реорганизации пространства музея и в 1918 г. происходит первое расширение его территории.

Музей Прадо

В 1936 г., правительство Новой Республики назначает директором музея Прадо Пабло Пикассо.  Однако по причине разразившейся гражданской войны и отсутствия самого художника в Испании, он по существу так и не занял этот пост.

Тогда же, в годы гражданской войны коллекции музея спешно эвакуируют из Мадрида. Картины отправлены сначала в Валенсию, потом в Каталонию и затем, через границу с Францией, в Женеву. Более двух тысяч ящиков, заполненных произведениями живописи, покинули Испанию.  

В 1939, на заре Второй Мировой, шедевры возвращены в Прадо. В годы франкистского режима (1939-1975), коллекция Прадо пополняется полотнами Гойи, Рубенса, Босха и многими другими шедеврами.

Рубенс. Три Грации. Рубенс. Три Грации.

Площадь музея снова расширяется с 1950х по конец 1970-хх годов: добавлены новые залы и галереи. Но даже сегодня музей может выставлять не более 2500 произведений одновременно, при том, что в нем их хранится в общей сложности около девяти тысяч.

В главном здании музея (основной  корпус, созданный по проекту Вильянуэвы),  представлена постоянная коллекция Прадо. Она организована в хронологическом порядке и включает в себя испанскую, немецкую, фламандскую, итальянскую, французскую и английскую живопись, а также залы скульптуры и декоративных искусств. В прилегающих зданиях музея проводятся временные выставки.

Пожалуй, основными «хозяевами» музея Прадо являются великие испанцы - Веласкес, Гойя и Эль Греко. Именно здесь вы познакомитесь с такими жемчужинами, как «Менины» Веласкеса или обе «Махи» Гойи. В то же время Прадо стал настоящим домом и для шедевров кисти Тициана, Тинторетто, Караваджо, Босха, Ван Дейка, Беррруэте, Рубенса, Рембрандта, Мурильо...

Зал «Гойя» Зал «Гойя»

Фонд Прадо собирался династиями Габсбургов и Бурбонов на протяжении долгих лет, с XVI по XIX вв. Именно поэтому Мадрид владеет одной из самых полных и разнообразных коллекций испанской и мировой живописи.  

Уже в 1975 г. Прадо окончательно превратился в один из крупнейших центров притяжения туристов всего мира. Стремясь ответить на образовательные запросы общества на национальном уровне, государство запускает многочисленные образовательные проекты, посредством которых знакомит испанцев, в том числе, с фондами музея. И если в начале 1980-х гг., музей насчитывал около 3-4 временных выставок ежегодно, в последнее время их проводилось уже около двадцати в год, что не могло не радовать ценителей искусства и просто посетителей испанской столицы.

Будем надеяться, что пандемия и локдаун не надолго с нами. И что уже совсем скоро мы сможем путешествовать и свободно посещать великие музеи мира. А возможно, и устроить свидание с Мадридом, с Прадо… Пожалуй, этого я и хочу пожелать всем нам, сразу вслед за здоровьем, в Наступающем году!

Музей Прадо