«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные художники

10.11.2020

Мастер Диего Веласкес – гений, новатор и друг короля

Анна Борисова

Диего Веласкес
Наследие Веласкеса – это гордость испанского искусства и предмет восхищения многих мировых мастеров от живописи.

Эдуард Мане назвал Диего Веласкеса величайшим из когда-либо живших художников, а Дали и Пикассо создали множество интерпретаций на его полотна.

Став блестящим мастером портретного и бытового жанров, явив своими картинами удивительное слияние барокко и реализма, Веласкес обозначил вершину Золотого века испанской живописи.

Он прожил яркую и насыщенную жизнь, находясь в центре многих исторических событий и общаясь с известными деятелями своего времени. Ведь именно ему выпал жребий стать не просто придворным портретистом, но другом самого испанского короля.

Получив почетную должность он, в отличие от многих своих коллег, не приукрашивает портреты высокопоставленных особ: он изображает действительность выразительно, но без прикрас. Кроме того, до конца своей жизни, окруженный славой, богатством и почестями, этот художник не чурался бытовых, «низких» жанровых сцен, став одним из предтеч реализма и натурализма в живописи.

Богатство и слава нашли Веласкеса не сразу. Он появился на свет 6 июня 1599 г. в Севилье в семье мелкого чиновника. Имя, данное ему при рождении, звучало как Диего Родригес де Сильва и Веласкес. Талант проявился в мальчике очень рано. В десятилетнем возрасте он уже приступил к обучению живописи в мастерской Франсиско Эрреры, а в 1611 г. его учителем становится известный живописец того времени – Франсиско Пачеко. Кстати, дочь Пачеко стала женой Веласкеса, - они обвенчались в  1618 г.

Веласкес. Портрет Франсиско Пачеко Веласкес. Портрет Франсиско Пачеко

Будучи старательным и одаренным учеником, в возрасте около восемнадцати лет, Веласкес успешно подтвердил на экзамене право называться мастером и вошел в гильдию севильских живописцев, что открыло для него доступ к свободному творчеству и преподаванию.
Первые самостоятельные работы молодого художника выполнены в технике традиционного для Испании тенебризма (итал. «tenebre» - мрак, темнота), с выразительными контрастами света и тени. Самые известные из них: «Старуха, жарящая яйца», «Водонос из Севильи», «Непорочное зачатие». Все они были написаны в жанре «bodegones» (бытовые сцены в трактирах), тогда же испанец пишет и первые портреты.

Уже ранние бытовые зарисовки юного Веласкеса содержат в себе аллегоричность. Так «Водонос из Севильи», на первый взгляд, - обычное изображение торговца, показывает нам три возраста, три поколения. Исследователи сходятся также на том, что в лице Водоноса Веласкес изобразил своего учителя Пачеко, рядом с ним – подмастерье, а в центре поместил себя.

Диего Веласкес. «Водонос из Севильи» 1622 г. Диего Веласкес. «Водонос из Севильи» 1622 г.

Веласкес вообще любил живописать быт. Он стремился изображать настоящую, живую Испанию, и этот интерес к жизни простого народа сопровождал мастера всю жизнь. Однако, по иронии судьбы, именно этому художнику выпала честь писать портреты высшей аристократии, двора и самого монарха. Как это произошло?

Дело в том, что, когда в 1623 г., Веласкес вместе со своим учителем посещает Мадрид, по пути он останавливается у поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе и пишет его портрет. Картина вызвала восторг у всех, кто ее увидел, а среди них оказался и недавно вошедший на престол молодой Филипп IV, - известный знаток и ценитель искусства. Не раздумывая, монарх предлагает Веласкесу стать придворным портретистом.

Диего Веласкес. Портрет Луиса де Гонгора-и-Арготе 1623 г.Диего Веласкес. Портрет Луиса де Гонгора-и-Арготе 1623 г.

Король не просто оценил по достоинству талант молодого Веласкеса, между ним и художником завязывается настоящая дружба. Ключ от мастерской последнего, что находилась во дворце, был только у самого мастера и у короля. Внутри же стояло личное кресло Филиппа IV: он любил наблюдать за работой своего друга.

Веласкес написал десятки портретов монарха, членов его семьи, придворных и представителей церкви. Он же создавал картины для украшения дворца и, надо сказать, пользовался большой свободой в выборе тем.

Мастер дважды посетил Италию. Первое путешествие он совершил в 1629 г. по совету Рубенса. И хотя поначалу за границей он был принят холодно (по причине его тесной дружбы с испанским королем, которого многие не любили), он извлекает из поездки всю возможную пользу. Познакомившись с наследием великих итальянцев, он особенно проникся творчеством Тициана, что во многом определит характер его живописи в дальнейшем.

Итальянское путешествие значительно меняет стиль и технику работы живописца. Тенебризм сменяется все более частым использованием светлой палитры, намечаются более четкие формы и появляется детализация. Меняются и сюжеты картин – все чаще испанец обращается к мифологии и библейским темам («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»).

Кроме того, именно в Италии Веласкес начинает писать пейзажи на пленэре (большая редкость в то время), тем самым за два столетия предвосхитив эпоху импрессионистов!

Диего Веласкес. «Кузница Вулкана» 1630 г.Диего Веласкес. «Кузница Вулкана» 1630 г.

Это первое путешествие в Италию положило начало самому плодотворному периоду в творчестве Веласкеса. Он создает картины по библейским мотивам («Христос на кресте» 1635 г.), изображает батальные сцены, продолжает писать портреты высшей знати…Однако особенное положение художника вызывает целую волну зависти среди его коллег. Многие считали его незаслуженным. В 1627 году, уже по возвращению в Мадрид, Веласкес был вызван на творческую дуэль, - своеобразное «состязание» на то, кто лучше изобразит сюжет изгнания мавров с территории Испании… Веласкес был признан победителем.

Диего Веласкес. «Сдача Бреды» 1634 г.Диего Веласкес. «Сдача Бреды» 1634 г.

Вторую поездку в Италию мастер совершает в 1649 г. На этот раз он, будучи одним из самых влиятельных при испанском дворе людей, отправляется туда в составе дипломатической миссии. В эти годы Веласкес пишет «Венеру с зеркалом» (1648 гг.). По одной из версий, для картины художнику позировала его итальянская возлюбленная, родившая ему сына. Но главное, что принесло испанцу это итальянское путешествие, - это заказ на портрет от самого Папы Римского Иннокентия X. Портрет Понтифика, созданный в 1650 г., привел Ватикан в восторг, - живописец был награжден папской медалью.

Диего Веласкес. Портрет Иннокентия X, 1650 г. Портрет Иннокентия X, 1650 г.

По возвращении на родину, мастера ждут новые «регалии»: Филипп IV возводит своего друга в члены влиятельного ордена Сантьяго. Так у Веласкеса, и без того окруженного завистью коллег-художников, появились враги среди знатных испанских грандов, почетных членов этого братства. Аристократы считали его «выскочкой», посмевшим стать с ними наравне. К тому же, многие откровенно завидовали дружбе художника с монархом, в доверие к которому обычно было крайне сложно втереться.

Однако, рыцарем Ордена Сантьяго Веласкес пробыл не больше года… В 1660 г., в самом разгаре подготовки к свадьбе Людовика XIV, в которой был активно задействован испанский мастер, его жизнь уносит приступ лихорадки. Супруга живописца умирает спустя неделю после него, и их хоронят вместе. У Веласкеса осталась дочь Франсиска и, по слухам, в Италии рос внебрачный сын Антонио.

Именно в последнее десятилетие своей жизни Веласкес создает свои особенно знаковые работы, такие как «Менины» (1656 г.) и «Пряхи» (1658 г.).

На первой изображен процесс написания портрета инфанты Маргариты в окружении фрейлин – менин. Над загадкой этой картины исследователи до сих пор ломают голову, выдвигая различные гипотезы: что это? Групповой портрет, сцена из придворной жизни или автопортрет художника за мольбертом? Что означает зеркало на стене? Кто в нем отражается?..

Диего Веласкес. «Менины» 1656 г.Диего Веласкес. «Менины» 1656 г.

Что касается работы «Пряхи», в свойственной Веласкесу манере, она является одновременно и обычной жанровой сценой, и глубоким аллегорическим произведением, к которому существует великое множество интерпретаций.

Диего Веласкес. «Пряхи», 1658 г.Диего Веласкес. «Пряхи», 1658 г.

Вообще смешение бытового и аллегорического  - одна из главных особенностей живописи Веласкеса. Даже сложные мифологические и библейские сюжеты мастер показывает в бытовой, натуралистической интерпретации («Кузница Вулкана», «Триумф Вакха» или «Пьяницы»). И наоборот, - свои самые будничные бытовые зарисовки он наполняет скрытой аллегорией («Пряхи»).  Интерес к бытовому жанру проходит через весь творческий путь Веласкеса, и при этом скрытый смысл таит в себе почти каждая его картина. Ведь аллегория, - это неотъемлемая составляющая эпохи барокко, в которой жил и творил Веласкес.  

Диего Веласкес. «Пьяницы», 1629 г. Диего Веласкес. «Пьяницы», 1629 г.

Кстати, последние годы жизни художника отмечены значительными изменениями в его технике: он пользуется все более крупными мазками и прорисовывает детали только для расставления акцентов. В таком «упрощении» стиля многие исследователи усматривают предвестие импрессионизма.

Впрочем, предтечами этого течения стали и некоторые из итальянских этюдов Веласкеса. Например, пейзажи «Вилла Медичи в Риме, полдень», «Вилла Медичи в Риме, конец дня» (1830 г.), где он использует прием, к которому сильно позже будет обращаться Клод Моне – изображать один и тот же пейзаж в разное время дня, при разном освещении.

Вилла Медичи в Риме (Павильон Ариадны), Вилла Медичи в Риме (Фасад Гротто-Лоджии)Что ж, не случайно именно Веласкесом так вдохновлялись французские импрессионисты. Мане писал портреты в его стиле, а Ренуар подробно исследовал его творчество. И как-раз импрессионистам этот мастер «обязан» своим мировым признанием. Ведь вплоть до XIX в. за пределами Испании его имя звучало крайне редко.

Да, уже при жизни Веласкес снискал признание на родине: он стал важной фигурой при дворе, а на его работах выросли многие испанские художники, - сам Гойя называл его своим учителем. Но, возможно по причине того, что работы Веласкеса в основном хранились в королевских дворцах, вдали для глаз большинства, слава о нем практически не выходила за пределы Испании.

Творчество Веласкеса по-настоящему открывается зрителям с учреждением музея Прадо в начале XIX в. А дальше, с появлением импрессионистов, его имя «гремит» на весь мир. Вслед за импрессионистами, этот испанец вдохновляет романтиков, реалистов, модернистов…

И по сей день картины Веласкеса в бытовом, портретном, историческом, религиозном и мифологическом жанрах украшают лучшие музеи мира и высоко ценятся коллекционерами. Они крайне популярны на торгах: так из-за «Святой Руфины» в 1999 г. ценители искусства даже устроили драку!

… А в чем заключается основная ценность работ этого мастера для вас? Что манит, привлекает и таит в себе тайну? Для меня, пожалуй, главное в следующем: картины Веласкеса учат нас видеть в повседневной рутине проблески вечности, а потому - воистину бесценны…