Испаноязычные художники

Эль Греко в Толедо и Толедо на картинах Эль Греко

Анна Борисова

По иронии судьбы, первым прославившимся на весь мир живописцем Испании оказался грек. Современники, а за ними и потомки так и прозовут этого гения — Эль Греко (исп. «грек»). Настоящее имя художника выговорить куда сложнее — Доменикос Теотокопулос.

Апостол Андрей и св. Франциск (1595, холст, масло, Музей Прадо, Мадрид), фрагмент, подпись художника на греческом.Апостол Андрей и св. Франциск (1595, холст, масло, Музей Прадо, Мадрид), фрагмент, подпись художника на греческом.

Он родился в 1541 г. на острове Крит и ушел из жизни в 1614 в Испании, где и похоронен. Так Испания, призвав Грека однажды, оставила его у себя навсегда. А ведущую роль в этой истории сыграл город Толедо.

По словам поэта и проповедника Ортенсио Парависино: «Толедо стал для Эль Греко новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни».

Попробуем разобраться, что привнес в жизнь Эль Греко этот город, и что, в свою очередь, привнес живописец в жизнь Толедо.

***

Разумеется, встрече Грека и Испании предшествовали многие события, важные для становления Эль Греко — живописца. Остров Крит, где он родился, являлся тогда одним из венецианских владений. Теотокопулос был потомственным художником, а свое обучение он начал у местных иконописцев старой византийской школы. Не удивительно, что первыми работами юноши стали иконы в византийском стиле.

После 1560 года Доменикос отправился в Венецию, где учился у самого Тициана и освоил технику масляной живописи. С 1570 он работал в Риме, где испытал на себе сильное влияние маньеризма, а также Микеланджело и венецианских мастеров Позднего Возрождения.

Талант и усердие молодого человека не остаются незамеченными — в 1577 году Теотокопулос приглашен для работы в Испанию самим Филиппом II. Однако Грек не прижился при дворе, — король так и не сумел понять и оценить его творчество, но художник остался жить и творить в Испании, поселившись в древней испанской столице — Толедо.

Так грек, если и не стал окончательно испанцем, то определенно стал толедцем. Он искренне, всем сердцем полюбил этот город. Именно в Толедо Эль Греко напишет свои основные работы. И именно здесь его творчество достигнет вершин успеха. Он проживет в этом городе, не выезжая, с 1577 г. до самой смерти в 1614 году.

***

Представить себе, как выглядел Толедо при жизни Эль Греко, нам поможет сам маэстро. Он создал работу «Вид и план Толедо». Многое, спустя века, претерпело изменения, но в сущности это все тот же Толедо, что мы можем видеть в наши дни.

 «Вид и план Толедо» (1610-1614, Дом-музей Эль Греко в Толедо)«Вид и план Толедо» (1610-1614, Дом-музей Эль Греко в Толедо)

Город сих пор испещрен лабиринтами узких мощеных улочек, где в стенах архитектурных памятников продолжают бережно храниться шедевры испанского грека. Правда, в работе «Вид и план» есть небольшая неточность, о которой живописец предусмотрительно оповещает своего зрителя: в правом углу картины помещен молодой человек, в руках у которого - пергамент с чертежом города. На «пергаменте» дано подробное объяснение автора, почему одно из зданий на плане помещено не туда, где оно стояло в реальности.

«Вид Толедо в грозу» (1596-1600, музей Метрополитен, Нью-Йорк)«Вид Толедо в грозу» (1596-1600, музей Метрополитен, Нью-Йорк)

Примерно тот же пейзаж Эль Греко пишет в картине «Вид Толедо в грозу». Город показан снизу-вверх, на переднем плане — мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар и Толедский собор, а на левом берегу — замок Сан Сервандо. Примерно таким увидел Грек Толедо в свою первую встречу с городом.

Хорошие отношения с влиятельным семейством Кастилья (чей глава Диего де Кастилья был настоятелем Толедского собора) принесли Греку крупные заказы на работу в городе.

Летом 1577 г. художник подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доменика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора. Через пару лет он уже выполнил все эти заказы. Именно они принесли греку признание и любовь толедцев.

В 1585 году Эль Греко нанял помощника и основал в городе мастерскую, где помимо картин создавались алтарные рамы и статуи (живописец был и талантливым скульптором). Мастерская представляла из себя огромный комплекс, где Грек жил и работал.

Здесь, в Толедо, в 1578 г. появляется на свет его первый и единственный сын — Хорхе Мануэль Теотокопулис, греко-испанских кровей (возлюбленная Теотокопулоса Херонима де Лас Куэвас была испанкой). Хорхе станет основным помощником отца в мастерской, именно он создаст прекрасные копии основных шедевров Эль Греко.

«Святой Ильдефонс Толедский» (1607 г.)«Святой Ильдефонс Толедский» (1607 г.)

Весной 1586 г. Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса». Эта работа станет одной из самых знаменитых его картин. В конце XVI - начале XVII в. он создает три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо, три полотна для церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде, полотно «Святой Ильдефонс Толедский» и многие другие шедевры.

В 1608 г. он получил свой последний крупный заказ — работы для госпиталя Иоанна Крестителя в Толедо. Спустя несколько лет художник серьезно заболел и вскоре скончался (7 апреля 1614 г.).

Он оставил после себя завещание, назначив сына душеприказчиком.

Похоронен маэстро в одном из самых древних толедских монастырей — Санто-Доминго-эль-Антигуо.

Это в общих чертах о жизни Эль Греко в Толедо. А теперь посмотрим на жизнь Толедо в творчестве живописца.

***

В XVI-XVII вв. Толедо был настоящим центром искусств и просвещения Пиренейского полуострова. Именно здесь Эль Греко обратил свое внимание на портретное искусство, которое принесло ему особенную славу и множество заказов.

«Портрет Кардинала Ниньо де Гевара»«Портрет Кардинала Ниньо де Гевара»

И к разговору о портретах, обратим внимание на знаменитую работу Грека — «Портрет Кардинала Ниньо де Гевара».

Дело в том, что изображенный на картине человек имеет прямое отношение к приезду художника в Толедо. Именно де Геварра, за много лет до начала своей инквизиторской «карьеры», будучи еще простым молодым священником, познакомился в Италии с подающим надежды греческим мастером и пригласил его работать в Толедо.

Кардинальское звание из рук Папы де Гевара получил в 1596 году, а в 1599 он становится Великим Инквизитором Испании, став членом Королевского Совета. Именно при его управлении Инквизицией было сожжено 240 человек, а 1628 человек понесли тяжелейшие наказания. И, наверное, не случайно на портрете кисти Эль Греко Де Гевару часто сравнивают с большой хищной птицей (заостренные черты лица, кисть правой руки зажата наподобие птичьей лапы).

Отношения Эль Греко с Де Геварой, как вообще его отношения с Инквизицией, с католической Церковью и Испанской короной, сложные. Хорошо иллюстрирует это художественный фильм «Эль Греко», совместного производства Испании, Греции и Венгрии.

Испания того времени представляла из себя мощную католическую державу, переживающую апофеоз инквизиторских казней. А нежно любимый Греком Толедо являлся своего рода религиозной столицей страны, оплотом Инквизиции. Иногда город возникает на полотнах художника как фон, на котором разворачиваются страшные события.

Снова обратимся к работе «Вид Толедо в грозу». С одной стороны, это просто пейзаж, изображение города при необычном освещении — при вспышке молнии, а не при свете дня. Это своего рода упражнение, игра со светом и цветом. И в то же время, это — картина-символ.

Исследователи нередко говорят о том, что ожидание грозы, показанное мастером — не только физическое, но и фигуральное. Именно так вся Испания замирает в ожидании очередного следствия, очередной пытки, очередного костра. Над изображенным городом нависла угроза, он находится в ожидании неминуемого рока, удара.

Конечно, это далеко не единственная интерпретация сюжета картины. Их масса. Есть гораздо более оптимистичная версия, согласно которой, молния Эль Греко — это символ духовного озарения, а Толедо, показанный снизу-вверх, на возвышенности, твердостью стен противостоящий молниям, для художника — образ твердости духа, силы человека.

«Лаокоон» (1610-1614, Национальная галерея искусств Вашингтона)«Лаокоон» (1610-1614, Национальная галерея искусств Вашингтона)

Толедо служит фоном для другой, еще более трагичной работы Грека - «Лаокоон». Это единственная картина Эль Греко на мифологический сюжет и еще одно полотно о городе, который обречен: изображенный Толедо выступает здесь в роли Трои.

В центре композиции — жрец бога Аполлона Лаокоон, герой «Илиады» Гомера. Именно он просил троянцев не вводить подаренного греками коня в город, и его, за попытку вмешательства в волю богов, покарал Аполлон. Явились две змеи и поглотили сыновей жреца, а по одной из версий — и его самого.

На картине можно увидеть изображение живого коня (Троянского?), скачущего к городу. Исследователи творчества Эль Греко выдвигают различные версии символики этой картины. Многие сходятся на том, что работа демонстрирует разочарование Грека в настоящем и будущем.

Но ужасы Инквизиции и охота на ведьм, к счастью, остались в прошлом. А великие шедевры Эль Греко бессмертны и поражают нас, потомков, по сей день. Великое множество этих шедевров мы найдем в ставшем родным живописцу Толедо. Поэтому поездка в Толедо — прекрасный повод для знакомства с Великим Греком испанского Возрождения.

***

Прежде всего зайдем в дом-музей Эль Греко, который был открыт в 1911 году. Музей разместился в уютном еврейском квартале старого города. В основном в нем представлены поздние работы живописца, такие как «Искупитель», «Сан Бернардино», «Слезы Сан-Педро». Здесь же выставлена визитная карточка города — «Вид и план Толедо».

В том же квартале можно наткнуться на небольшой храм Санто-Томе. Скромная на первый взгляд церковь — настоящая находка для ценителей творчества Грека. Ведь именно здесь хранится знаменитое на весь мир полотно «Погребение графа Оргаса».

«Погребение графа Оргаса» (1588)«Погребение графа Оргаса» (1588)

Граф Оргас был одним из самых состоятельных горожан Толедо, он прославился своей благотворительностью и постоянными пожертвованиями на храм. Кстати, на картине Эль Греко изобразил себя и своего сына.

На центральной площади Толедо, известной как Ратушная площадь, расположился прекрасный Кафедральноый Собор. Внутри Собора мы также найдем шедевры Грека (а кроме того работы Караваджо, Тициана и Гойи).

Кистью Эль Греко расписан и центральный алтарь толедской капеллы Сан-Хосе.
Архитектурная достопримечательность города — Монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, возведенный еще в XII в., нынешний свой облик приобрел в XVI веке. Тогда, в работах по преобразованию монастыря, Эль Греко принял живейшее участие. Именно он занимался росписью алтаря. И именно здесь, в монастырском склепе он и был похоронен после своей смерти.

Монастырь Санто-Доминго-эль-АнтигуоМонастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо

И, наконец, нельзя не упомянуть городской музей Санта-Крус, расположенный в здании старинного госпиталя, где проводятся выставки полотен Эль Греко. Именно здесь можно увидеть жемчужины кисти маэстро, привезенные из галерей и частных коллекций всего мира. Многие из них существуют также в копиях, выполненных в свое время сыном живописца.

Мы уже говорили о том, что юный Хорхе копировал работы отца. Таким образом, в их мастерской хранились маленькие копии маслом почти для каждой картины. Это был своеобразный каталог, из которого гости могли выбрать и заказать себе что-то. К сожалению, в условиях инквизиции, Хорхе не рискнул писать оригинальные картины, а занимался лишь созданием копий. Он оказался первым и единственным учеником своего отца.

Тот факт, что Великий Грек не оставил после себя учеников, разумеется, огорчает. Возможно это послужило одной из причин того, что живописец довольно долгое время был забыт и только в XX в. о нем снова заговорили (не в последнюю очередь ради этого был создан музей Санта Крус). С другой стороны, отсутствие прямых последователей делает творчество Эль Греко поистине уникальным, не имеющим аналогов, продолжателей, подражателей.

Этот гений создал свой неповторимый мир, открыв Золотой век испанской живописи. В поисках оригиналов шедевров Эль Греко можно совершить кругосветное путешествие, настолько разбросаны они по миру! Но в поисках самого Эль Греко стоит сперва отправиться в Толедо. Именно здесь покоится тело художника и именно здесь живет его дух. Город по сей день хранит присутствие Великого испанского Грека и милостиво просит нас оценить все то, чем мастер его украсил. Эль Греко сделал Толедо своим домом, в свою очередь Толедо сделал Эль Греко своим маэстро.