«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Венесуэла

15.03.2019

Каракас – город Дракона

Алла Самохина

Америка – страна контрастов, и мы, познакомившись с природными красотами Венесуэлы, отправимся в её столицу. Каракас заслуживает того, чтобы о нём писали.

Caracas, Venezuela
Город, а особенно многомиллионный – крайне неестественное для человека местообитание, где со времён древних римлян люди пытаются утвердить особые каменные формы жизни. Из-за света уличных фонарей там никогда не увидишь ночного неба и звёзд; воздух пропитан запахами и звуками от жизнедеятельности машин; земля закрыта панцирем асфальта. В такой же панцирь заключены и человеческие создания, скованные правилами городского общественного поведения и облика, не имеющими ничего общего с нормальными формами жизни и общения. А привычка к городскому комфорту и удобствам, делает человека зависимым и беспомощным, в случае отказа любой коммунальной службы.

Caracas, Venezuela

Я нарочно утрирую, а вообще рассказывать я собираюсь не об экологии, а о душе города, об его особенной магии, которая притягивает жителей, и о создателях государств и городов.

Немного истории с географией

Каракас был основан 25 июля 1567 года в день святого Якова на месте сожжённого конкистадорами посёлка индейцев племени каракáс и получил название Сантьяго-де-Леон-де-Каракас.

Оказалось, что имя святого Иакова (Santiago) почему-то наводило ужас на американских индейцев, и часто, просто громким произнесением этого имени, конкистадоры останавливали нападение аборигенов. Местные племена в ту пору уже активно сопротивлялись захватчикам, и, основав Каракас, испанцы сразу заманили в засаду и убили индейского вождя Касики Гуайкайпуро (Cacique Guaikaipuro), чтобы предотвратить возможное нападение на молодой город. Теперь, благодаря Чавесу, возвеличившему индейскую культуру Венесуэлы, Касики Гуайкайпуро считается национальным героем Венесуэлы, персонажем Венесуэльской Троицы (об этом читайте здесь).

Caracas, Venezuela

Каракас сразу становится столицей провинции и потом ни разу не теряет своего столичного статуса. Причиной тому – прекрасный климат и довольно удачное местоположение: не далеко от моря – 13-14 км, но всё-таки не так близко, чтобы стать добычей пиратов или прибрежных ветров.

Город расположен в красивой долине Карибских Анд высотой 900-1000 м над уровнем моря, климат влажный, субэкваториальный. Средняя температура от +20 до +25°C в течение всего года. Много дождей, рек и воды. Богатая растительность – леса и парамо, высокогорные луга. Город развитый, но всё-таки не промышленный, потому до сих пор в окружающих Каракас горных лесах встречаются ягуары и другие звери. Животных я в окрестностях Каракаса не встречала, но деревья там, действительно выдающиеся!

Единственный недостаток – сейсмическая активность. Против тектонических движений, видимо, святой Яков бессилен. Самые сильные землетрясения – в 1812 и 1900 годах разрушали город почти полностью, потому вплоть до середины прошлого века население Каракаса оставалось небольшим.

24 июля 1783 года в Каракасе родился Симон Боливар и, в результате его деятельности, в 1818 году окончилось испанское владычество на Карибах, и Венесуэла вошла в состав Великой Колумбии. С 1830 года – это самостоятельное государство со столицей в Каракасе.

Архитектура

Моё впечатление, что Америка, Новый свет в целом - это полигон для испытания архитектурных форм, неизвестных Европе. Есть в них нечто неземное, непривычное. Я бы даже сказала, что Верховный архитектор американских столиц - инопланетного происхождения. Каракас – не исключение.

Caracas, Venezuela
Это тоже город контрастов: небоскрёбы, помпезные дворцы, изумительные парки, шикарные автострады и эстакады и - гигантские трущобы, знаменитые барриос, где проживает чуть не 70% 4-х миллионного города. Население Каракаса – одна шестая от населения Венесуэлы, но сейчас трудно привести точные цифры, поскольку очень много людей уехало из страны. Хотя барриос вряд ли опустели. Изначально, это - районы, где селились приезжие из деревень, потом бедные эмигранты из других стран. Сами венесуэльцы стесняются трущоб Каракаса и, действительно, нормальным людям и, особенно, иностранцам лучше туда не соваться.

Caracas, Venezuela


Барриос похожи на гигантские муравейники, где живут странные существа со своими законами и представлениями, и – это их дело, как они там живут. Сложенные из чего попало лачуги невероятным образом крепятся к склонам гор. Обмазанные глиной кирпичи или стены из прикрученного кое-как кровельного железа, пластика, картона. Неизбежный аккомпанемент - кучи мусора, бродячие собаки, изъезженные обшарпанные грузовички, грохочущие ржавые мотоциклы, провисшие, как верёвки для белья, провода, но кое-где можно увидеть и современные телевизионные антенны…

Caracas, Venezuela
И тут же радом – дорогие шикарные кварталы (Urbanización) с подземными автостоянками, бассейнами и парками. Как это может соседствовать?

Caracas, Venezuela

Совсем другой образ возникает, когда смотришь на город с шикарных автомобильных эстакад или с канатной дороги, что ведёт на гору Ла Авила. С высоты кажется, что город похож на спящего Дракона, который дремлет до поры до времени.

Caracas, Venezuela

Барриос – это его тело, сложенный кольцами хвост, а шикарные небоскрёбы – когти, перья, зубы или гребень на спине... Прямо Кетцалькоатль (Quetzalcóatl) какой-то. Во всяком случае, мы не знаем точно, как Пернатый змей выглядел. Почему бы не так, как представляется Каракас с высоты птичьего полёта?

С этого уровня город достаточно гармоничен, хотя отдельным его молекулам (гражданам) может что-то не нравится.

Caracas, Venezuela



Приехав 8 лет назад в Каракас, я сразу пересела на местный самолёт и улетела на остров Маргарита. И только через 4 года мне довелось увидеть город. Я ехала на автобусе из аэропорта и смотрела в окошко с изумлением. Ну, никак не ожидала увидеть такое в этой стране. Мне казалось, что я попала в сценарий какого-то фантастического фильма о нашествие инопланетян, тем более, что обветшание былого великолепия уже бросалось в глаза – разруха уже началась. И только взгляд с высоты позволил почувствовать душу этого города и с ним познакомится.
Las Torres del Centro Simón Bolívar (CSB) también conocidas como las Torres de El Silencio

Многие небоскрёбы Каракаса – это башни-близнецы, и когда они строились, это были самые высокие сооружения Южной Америки. Например, построенные в 1950 году Torres de El Silencio, — две 32-этажные башни-близнецы в 103 метра высотой каждая.

El Complejo Urbanístico Parque Central

Они были чемпионами по высоте в Южной Америке, пока в 1979-83 годах, опять же в Каракасе, не были построены башни-близнецы комплекса Parque Central высотой 225 метров. Последние уступили пальму первенства только в начале XXI века небоскрёбам Мехико и Сантьяго-де-Чили.

В XXI веке, при Чавесе, Венесуэла была уже не в состоянии участвовать в архитектурных соревнованиях – «доедала» своё прежнее нефтяное благополучие.

Интересно, что Башней Молчания (Torre del Silencio) в иранской культуре, в зороастризме, называется место погребения усопших.

El Complejo Urbanístico Parque Central



Хотите узнать, почему в центральном районе Каракаса построили сооружения с таким названием?

Обратите внимание на написание: Torres de El Silencio. Предлог de не сливается с артиклем, который написан с большой буквы, потому что El Silencio — это название района, в котором построены башни. Своё название он получил после эпидемии, уничтожившей всех жителей этой местности, так что и здесь молчание связано со смертью.

До середины 20 века в этом районе жили бедняки, пока не было принято решение полностью перестроить его и дать ему новую жизнь. Таким образом, построенные здесь башни стали эмблемой города и считаются символом выхода Венесуэлы из состояния сельскохозяйственной страны и перехода её в статус нефтяной державы, так как именно в годы строительства Torres de El Silencio Венесуэла укрепила свои позиции на мировом рынке нефти.

Torres de El Silencio fueron el símbolo de la identidad nacional, de un país que salía de su condición agrícola a país petrolero, al iniciarse su industrialización.

То есть это - как бы триумф. Но, кто знает, переход «банановой республики» к нефтедобыче — это всплеск экономического развития или погребение чего-то более важного, с точки зрения души или культуры?

Ответ на этот вопрос не однозначный, учитывая теперешнее состояние страны. Попробуем в этом разобраться, познакомившись с теми, кто создавал Каракас таким, каким мы застали его сейчас.

Продолжение следует…