-30%
- 30%
-30%
- 30%

Теория онлайн-курса «Мнемотехника для начинающих»

Метод матрёшка. Метод свободных ассоциаций. День 5

Метод матрёшка | Метод свободных ассоциаций

Метод матрёшка

Метод матрёшка. Метод свободных ассоциацийСледующий прием в мнемотехнике «Матрешка» - это своеобразная вариация метода «Цепочка» и по своей сути напоминает странную русскую игрушку-матрешку.

Хотим обратить ваше внимание на то, что этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Итак, давайте разберемся как он работает.

Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары. Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.
Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т.д.

Рассмотрим прием «Матрешка» на примере:

 

Если коротко, то смысл этого метода заключается в следующем:
каждый из соединяемых образов остается свободным, в дальнейшем на части этого образа можно записать другие образы (средние по размеру);
запоминание последовательности образов приемом 'Матрешка' стабилизирует образы в воображении при их припоминании. Следующая картинка не возникнет в воображении до тех пор, пока вы сознательно не увеличите часть первого образа пары.

Этот метод вы можете использовать, чтобы запомнить последовательность из нескольких ассоциаций, то есть когда они связаны между собой непосредственно, без вспомогательных образов.

 

 

Метод свободных ассоциаций

Мы никогда не воспринимаем объекты изолированно друг от друга. Какие-то предметы всегда находятся рядом друг с другом. Есть вещи, которые «жить не могут друг без друга». Они всегда попадаются нам на глаза в паре, соединенные друг с другом естественным образом. И эти связи, воспринимаемые нами регулярно в течение жизни, прочно закрепляются в мозге. Например, чайная ложка обычно связана с чашкой. Чашка обычно находится на блюдце. На блюдце обычно лежит кусочек торта. Образ торта может вызывать в воображении образ коробки, в которой он продается. Образ коробки напомнит нам о витрине, где эта коробка лежала. И так далее.

Принцип приема свободных ассоциаций очень простой. Вам необходимо вспомнить последовательность образов, которые имеют естественные взаимосвязи. Эта последовательность образов может быть использована в качестве опорных (стимулирующих) образов для запоминания информации.



Вот несколько важных правил:
Когда вы выделяете образы приемом свободных ассоциаций не следует перескакивать на образы, относящиеся к методу Цицерона. Либо образы, задействованные в приеме свободных ассоциаций следует пропускать при выделении образов методом Цицерона.

Никакие опорные образы не должны повторяться. Даже если в вашей системе опорных образов будет несколько тысяч образов - все они должны быть разными, уникальными, какими бы методами они не получались.

Приведем несколько примеров предметов, которые всегда соседствуют друг с другом, составляют такой естественный предметный дуэт.

Чашка – чайная ложка. Молоток – гвоздь. Тетрадка – авторучка. Карандаш – ластик. Кусок хлеба – кусок колбаски. Плафон – лампочка. Лампочка – электрический патрон. Паяльник – припой. Сотовый телефон – чехол. Наручные часы – рука. Носки – нога. Перчатка – рука. Глаза – очки. Шея – шарф. Ухо – серьга. Голова – наушники. Собака – ошейник. Стиральная машина – стиральный порошок. Палец – кольцо. Микросхема – печатная плата. Компьютер – диск. Гитара – медиатор. Барабан – барабанные палочки. Еж – гриб. Яд – таракан.

Часто путают «Прием свободных ассоциаций» с «Методом Цицерона» и с «Приемом выделения частей образа».Метод Цицерона – мы вспоминаем предметы в помещении или на знакомом маршруте и используем последовательность этих объектов для запоминания (дверь в подъезде, лестница, почтовые ящики, электрический щиток...)

Выделение частей образа – это использование для запоминания разных частей одного цельного образа (гвоздь: острие, стержень, шляпка).
Прием свободных ассоциаций – это пары разных предметов, которые обычно соседствуют друг с другом, имеют естественную связь, например, «ухо-серьга». Такие связи не нужно придумывать, но нужно научиться доставать из своей головы.

^ Наверх