Про второй обязательный этап образования в Испании (Secundaria или ESO)

Юлия Долинина

Почти год назад я писала о первом этапе, о primaria. И да, было логично продолжить, но сказать мне тогда по этому поводу было нечего. А вот теперь в самый раз, так что поехали!

Про второй обязательный этап образования в ИспанииПро второй обязательный этап образования в Испании

Итак, вашему ребенку 11-12 лет, и шумный выпускной из primaria уже отгремел в июне, и в сентябре он идет в ESO (Educación Secundaria Obligatoria).

Курс - 4 года. Переход на эту ступень не всегда автоматический. Речь не об оценках, хотя неуспевающих по нескольким предметам тут оставляют повторять курс запросто.

Это не считается «наказанием», кстати, или чем-то постыдным для ребенка. Нам трудно это понять, ведь у нас во второгодников не тыкает пальцем в школе только ленивый, а учится «с мелкими», мягко говоря, «неприкольно». Испанцы же удивленно и яростно отстаивают позицию, что повтор курса для ребёнка - благо, «ведь он лучше усвоит знания», «сможет разобраться в том, что ему не давалось» и так далее.

Более того, количество таких неуспевающих детей в классе напрямую не влияет и на репутацию учителя, ведь в течение года помимо непосредственно классного руководителя с ними дополнительно на уроках занимаются «вспомогательные» учителя. Те же самые, что помогают адаптироваться, например, иностранцам в классе. В общем, дети, повторяющие курс, есть в любом классе.

Вернемся же к переходу Primaria-ESO. Если ребенка не оставили на повтор курса и в вашей школе есть следующая ступень образования, всё ок. Переход почти автоматический, заполните некоторые бумаги и место в ESO будет зарезервировано.

Но есть школы только Primaria, и среди государственных таких достаточно. Это обычно небольшие такие «районные» школы. Детки из таких школ потом переходят учиться в ESO в другую школу, более крупную, где только дети от 12 лет учатся. Часто бывает, что в маленьких городках тоже есть только школа-Primaria, а затем дети ездят учиться в соседний город.

Теперь об обучении. В отличие от предыдущего этапа, когда почти все предметы вел один учитель, он же классный руководитель, в ESO, как в русской средней школе, будут учителя по каждому предмету. И tutor, он же «предметник», он же «классный», с которым дети будут видеться помимо собственно предмета еще и на tutoria (типа нашего «классного часа»; 1-2 раза в неделю в зависимости от курса). Пока все похоже, да?

Теперь об отличиях

• За каждым классом закрепляется кабинет, и учителя приходят в класс, а не ученики ходят по кабинетам.

• Обучение если не полностью на планшетах, то сильно к этому стремится.

В нашей школе уже за два года до этапа ESO есть комплект школьных планшетов, которые «дрейфуют» из класса в класс, и дети довольно часто на них занимаются. Есть школы, где то же самое, но с первого класса начальной школы.

Мы вот попали в пилотный проект, когда весь поток ESO обязали купить личный хромбук, но не покупать ни одного учебника. Все книги закачали туда, и так учатся.

• Повтор курса или редок, или невозможен. Тех, кто справляется плохо, просто перенаправляют на следующий год в специальный класс, идущий по адаптированной программе.

В таком классе обычно не более 15 учеников, а значит, каждому из них уделяется больше персонального внимания. При успешном освоении такого курса ученик снова может быть направлен в «обычный» класс.

• Каждый год меняется состав класса и tutor. Учеников снова «перетусовывают», но уже в другой целью. Так происходит процесс выбора специализации в соотвествии с предпочтениями самого ученика или же его способностями (см. пункт выше).

• Есть опции на выбор. Относительно предмета или языка, на котором предмет будет преподаваться. Вот об этом пункте стоит поговорить отдельно, так как, на мой взгляд, именно он ярче всего продемонстрирует отличия от привычной нам системы образования.

Важно заметить, что после ESO теоретически есть три варианта:

1. Вообще не учиться

2. Пойти получать специальность (FP, чаще всего 2 года)

3. Продолжить обучение в bachillerato (2 года, обязательная ступень перед университетом)

Свой рассказ я подкреплю фото со слайдов презентации. Они на каталане, но все более-менее будет понятно.

1 год

10 предметов. Выбор к началу курса несложный: урок религии или урок ценности; и на каком именно языке (английский или каталан) будет преподаваться урок Plastica y visual.

Не претендую на точность перевода, поясню суть: нечто среднее между рисованием, черчением и прикладными программами для этих же целей, плюс основы мультипликации.

Обратите внимание, как много часов отводится музыке. Как и в начальной школе, ей по-прежнему уделяется 3 часа в неделю, но уже со второго года этот предмет станет опциональным.

Обязательные предметы. Первый годОбязательные предметы. Первый год

Опциональные предметы. Первый годПредметы на выбор. Первый год

2 год

Тоже 10 предметов, но увеличивается количество часов на три основных предмета (такими в школе считаются математика и два языка: кастельяно и каталан), предмет «биология и геология» приостанавливается на год, вместо этого читают «физику и химию».

Плюс три опции на выбор. С этим уже интереснее: последняя опция говорит нам о том, что ученик должен определиться с выбором одного из трех предметов, который будет читаться два раза в неделю (продолжение курса plastica, или начинаем учить немецкий как второй иностранный, или же выбираем музыку).

Вот здесь как раз и происходит очередное «перетусовывание» учеников перед новым учебным годом. Ровно в соответствии с тем, что он сам предпочел.

Обязательные предметы. Второй годОбязательные предметы. Второй год

Предметы на выбор. Второй годПредметы на выбор. Второй год

3 год

К началу же третьего ESO человек уже по идее должен немного задуматься о том, как же ему продолжать свое обучение на следующем этапе.

И выбрать, соответственно, курс математики академический или прикладной (первый нужен для университета, второй для получения специальности).

Кроме того, выбор опциональных предметов становится с каждым годом все шире, теперь их пять. Есть нюансы, например, нельзя прослушать повторно курс или нельзя присоединиться к курсу немецкого, если ранее не изучал его.

Обязательные предметы. Третий годОбязательные предметы. Третий год

Предметы на выбор. Третий годПредметы на выбор. Третий год

4 год

И вот наконец за год до окончания обязательного цикла, надеясь, что ученик имел возможность попробовать себя в разных направлениях, его просят сделать еще один шаг.

Классы делят по принципу, как тут говорят, «цифры», «буквы» и тех, кто планирует получать прикладную специальность. При этом для всех есть общие одинаковые для всех предметы (для любого деления левая колонка на фото), обязательные предметы для данного направления (правая колонка) и опции на выбор.

Десять предметов на выбор: философия, информатика, сценическое искусство и танец, классическая культура, основы бизнеса и предпринимательства... И выбрать можно только один предмет. Зато читать его будут три раза в неделю.

При таком раскладе уже даже к окончанию ESO ученик более-менее понимает направление своего дальнейшего обучения.

А если не понимает или передумал - у него есть два года. И да, это такой путь последовательных или не очень, но в целом, наверное, самостоятельных решений. Решений шаг за шагом, как любят испанцы: poco a poco, не спеша и с удовольствием.

Четвёртый год. «Буквы»Четвёртый год. «Буквы»

Четвёртый год. «Цифры»Четвёртый год. «Цифры»

Четвёртый год. «Прикладное направление» Четвёртый год. «Прикладное направление»