VKzen.yandex.ru

Астор Пьяццолла: «В танго есть драма, но нет пессимизма»

Анна Борисова

Астор Пьяццолла
Тот, кого на родине в Аргентине называют «Астор Великий», только за последние десять лет своей жизни сочинил 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, а также музыку ко многим театральным постановкам. В то же время, это один из немногих композиторов, который сумел исполнить на концертах практически все свои произведения.

Музыку Пьяццоллы исполняли Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет и многие другие мировые звезды.
Пьяццолла прочно связал свое имя с понятием «танго», хотя по сути он расширил видение этого традиционного элемента аргентинской культуры. Он обогатил этот жанр, внес в него элементы современности, классики и джаза. Пьяццолла прославился как отец-основатель нового музыкального стиля, получившего название «Танго нуэво» («новое танго»).

Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 г. в аргентинском городе Мар дель Плата. Позже этот простой рыбацкий порт на берегу Атлантики превратится в процветающий курорт для аристократов. Семья будущего композитора — выходцы из Италии: его дед покинул родину в конце XIX в.
В возрасте четырех лет Астор с родителями переезжает в Нью-Йорк. К 1930 г. семья поселяется в районе эмигрантов известном как «маленькая Италия» (запад Нижнего Манхэттена). Там отец Астора открывает ломбард.

«Маленькая Италия» славилась своей мафией. Астор рос в откровенно бандитской среде. По его воспоминаниям, свой первый бандонеон (музыкальный инструмент, разновидность гармоники, который станет постоянным спутником знаменитого музыканта) он получил от отца в подарок на девятилетие. Этим подарком отец преследовал совершенно конкретную цель — переключить внимание сына, связавшегося с уличными бандами, на музыку. Ставка на музыку была сделана отцом не случайно, - он видел живой интерес сына к джазу, в то время как сам отец любил танго Карлоса Гарделя.

Астор Пьяццолла

Пьяццолла в детстве

Получив бандонеон, Астор начинает заниматься с учителем музыки. И уже в 11 лет мальчик принимает участие в большом концерте вместе с известными латиноамериканскими музыкантами. Несмотря на то, что подросток продолжал общаться с уличной «шпаной» и прогуливать не только школу, но и уроки музыки, талант брал свое. Астор периодически играл на местных праздниках и городских мероприятиях, исполняя классику и народную музыку, сам же он по-прежнему всему предпочитал джаз.

В начале 30-х гг. юноша знакомится с Карлосом Гарделем, который дал ему эпизодическую роль в фильме «День, когда ты меня полюбишь» («El dia que me quieras» 1935 г.). А в 1932 г.  Астор составляет свое первое танго «La catinga».
В 1936 г. Пьяццолла вернулся в Аргентину, в родной Мар дель Плата, где играл по ночным клубам в составе разных музыкальных коллективов. В то время его все больше захватывает музыка танго. В 1938 г. он приезжает в Буэнос-Айрес, переходит от одного оркестра к другому, а затем неожиданно его берут в один из лучших ансамблей того времени, созданный и управляемый знаменитым мастером бандонеона Анибалом Тройло. Примерно в это же время Пьяццолла встречает свою первую любовь - Деде Вольф, и женится на ней в 1942 г. У пары рождается двое детей: погодки Диана и Даниэль. Молодой Пьяццолла сыграл важную роль в истории оркестра Тройло, повлияв на взрыв популярности танго в течении двух последующих десятилетий.

Игрок на бандонеоне, а кроме того пианист, Пьяццолла поражал своим мастерством. Однако Тройло ставил ему вполне определенные рамки, не позволяя идти дальше в стиль авангардный для того времени. Но Пьяццолла рвался «идти дальше».

Тройло и Пьяццолла

Тройло и Пьяццолла

Дело в том, что изначально Танго рассматривалось публикой и исполнителями как музыка для сопровождения танцев. Ведь по сути эмигрантский танец танго рождается раньше, чем музыка к нему. Идеей Пьяцоллы было вывести танго в отдельный музыкальный жанр, сделать его музыкой не только для танцев, но и для серьезного прослушивания. Сам он однажды выразился: «Я всегда считал, что танго создано скорее для уха, чем для ног». Он всеми силами стремился развивать это направление, модернизировать, обогащать.

Новаторский дух Пьяццоллы особенно четко заявляет о себе в 1944 г., когда он окончательно уходит от Тройло и берет на себя управление собственным оркестром, сопровождающим выступления певца Франческо Фьорентино. Эта встреча популярного исполнителя и талантливого музыканта даст рождение двадцати четырем композициям, среди которых знаменитые танго «Nos encontramos al pasar», «Viejo ciego», «Volvio una noche». К этому же времени относятся два первых танго записанных Пьяццоллой: «La chiflada», «Color de rosa». Эти сложные и необычные композиции танго впервые предназначались не для танцев, а для прослушивания. Но новаторство не сразу принято публикой, свято оберегающей традиции.

Такая реакция на время убивает энтузиазм молодого композитора. В 1949 г. он распустил свой оркестр и на целое десятилетие забросил бандонеон. Чтобы как-то заработать себе на хлеб, Пьяццолла начинает брать заказы на музыку к фильмам, пробует писать музыку для аккордеона.
В это время Пьяццолла сотрудничал со многими коллективами и исполнителями, из которых особенно выделял певца Альдо Кампоамора. Очень скоро он вновь заявит о себе как о весьма незаурядном композиторе, оригинале и гении, особенно после выхода его танго «Para lucirse”, “Preparense”, “Contratiempo”, “Triunfal”, “Lo que vendra”. Эти работы будут  многократно исполнены самыми влиятельными оркестрами мира.

В 1953 г. симфония Пьяццоллы под названием «Буэнос-Айрес» была удостоена премии Фабиана Севицкого. После этого французское правительство предоставляет ему стипендию для годичного обучения в Париже у Нади Буланже — выдающегося французского композитора, пианистки, дирижера и  гениального педагога. Именно под ее чутким руководством Пьяццолла начал нащупывать и создавать собственный музыкальный стиль, именно Буланже помогла ему поверить в себя и укрепила его в его идее дать миру «новое танго». Она окончательно убеждает Пьяццоллу развивать свое творчество, отталкиваясь от его основы: танго и бандонеона.

Пьяццолла с Надей Буланже

Пьяццолла с Надей Буланже

В 1955 г. в Париже, вместе с Оркестром Парижской Оперы аргентинец запишет 16 произведений, из которых только два будут не его сочинения. Эти новые записи будут иметь колоссальный успех. Среди них прекрасное танго «Nonino» (предшественник знаменитого «Adios, Nonino», волнующего прощания Астора с умершем отцом), «Marron y azul», «Chaud, Paris», «Bando», «Picasso» и другие.

По возвращению на родину, набравшись французского опыта, Астор запускает сразу два проекта: он создает новый оркестр бандонеона и струнных и, так называемый, Новый Октет Буэнос-Айреса.
Плодами первого стали новые танго, такие как «Tres minutos con la realidad», «Tango del Angel» и «Melancolico Buenos Aires». От традиционных танго репертуар оркестра постепенно переходит к более современным, таким как «Negracha», «Del bajo fondo», «Vanguardista».
Что касается Нового Октета, он объединил разных артистов очень высокого уровня и сыграл все известные композиции в традиционном жанре танго. Для многих работа этого октета представляет собой зенит всей карьеры Пьяццоллы.

В 1958 г. Пьяццолла снова едет в Нью-Йорк, где с головой погружается в джаз-танго, сотрудничает с такими мэтрами как Гленн Миллер, Том Дарси и др. Но финансовое положение семьи музыканта продолжает ухудшаться, все советуют аргентинцу не экспериментировать и перейти к классическому исполнению и, ввиду коммерческих сложностей, он наконец сдается, посчитав этот опыт неудачным. Однако неугомонный композитор не сидит на месте. В 1960 г. на родине он создает новые ансамбли, из которых особый успех (в первую очередь в студенческой среде) имеет Квинтет Новое Танго (Quinteto Tango Nuevo): бандонеон, пианино, скрипка, электрогитара и контрабас). С певцом Гектором де Розас Пьяццолла создает новые замечательные версии для «Milonga triste», «Nostalgias» и других танго. Он записывает диски, дает концерты и гастролирует по странам Южной Америки и США. А с 1965 г. Пьяццолла сотрудничает с самим Хорхе Луисом Борхесом, создавая музыку к его стихам. Композиции на тексты стихов Борхеса исполняют певец Эдмундо Риверо и актер Луис Медина Кастро.

Борхес и Пьяццолла

Борхес и Пьяццолла

В это же время Пьяццолла едет за вдохновением в Италию, где рождается знаменитое «Libertango». В 1965 г. он дает концерт в Филармонии Нью-Йорка. В том же году выходит «Verano porteno» - первое из потрясающих танго, формирующих сборник «Четыре времени года» («Las сuatro estaciones»).
В 1966 г. композитор разводится с Деде Вольф. В личном плане он переживает своего рода кризис — пускается в беспорядочные связи и эксперименты с наркотиками.  Однако карьерный успех Пьяццоллы растет. Он начинает сотрудничать с поэтом Орасио Феррером, вместе они создают небольшую оперу «Мария Буэнос-Айреса» и целую серию танго.

В конце 60-х Пьяццолла начинает писать музыку для гитары и знакомится к фолк-певицей Амелитой Балтар. Их творческое сотрудничество переходит в бурный роман длиною в семь лет. В 1969 г. Амелита исполняет на фестивале в аргентинской столице композицию «Balada para un loco». Эта работа, вызвав восторг у публики, занимает второе место на фестивале и приносит Пьяццолле мировой успех.

В 1970 г. влюбленные Астор и Амелита отправляются в Париж, где Пьяццолла формирует новую группу. В 1972 г. он начинает работу в Театре Колон и пишет музыку к фильмам «Последнее танго в Париже», «Джин и Поль», «В Сантьяго идет дождь».
В 70-х гг. карьера Амелиты достигает апофеоза, однако в паре намечается раскол. На волне переживаний музыкант даже пережил сердечный приступ, с Амелитой они расстаются. После этого некоторое время Астор погружен в депрессию и творческое опустошение.

Пьяццолла и Амелита Балтар

Пьяццолла и Амелита Балтар

Он снова покидает Аргентину и отправляется в Италию, где исполняет «Balada para mi muerte» с певицей Мильвой, а также «Libertango» и волнующую «Suite troileana», которую он написал в 1975 г., потрясенный смертью Тройло.
Три года спустя он создает серию произведений для чемпионата мира по футболу, который проводился в Аргентине в 1976 г., во время господства кровавой диктатуры Хорхе Виделы.

В том же 1976 г., во время одного из интервью, Пьяццолла знакомится с телеведущей Лаурой Эскаладой, ставшей его второй женой и последней любовью. После смерти мужа, она продолжила его дело, став организатором международной ассоциации "Либертанго", а также президентом фонда Астора Пьяццоллы. Последующие десять лет творчества композитора (1976-1987 гг.) — плодотворны и финансово успешны. Это время многочисленных гастролей и концертов по миру.

В эти годы Пьяццолла объединит свой талант с талантами других музыкантов разного происхождения, таких как Жорж Мустаки, Джерри Маллигэн, Гэри Бёртон. В 1986 г. он получает престижную премию «Сезар» за музыку к фильму «El exilio de Gardel», выступает на престижном джазовом фестивале в Монтре (Швейцария). Многие именитые исполнители все чаще обращаются к нему с просьбой написать им песни.

Пьяццолла

Музыкант не только с триумфом выступал по миру с собственными музыкальными коллективами, но также принимал участие в концертах в качестве солиста, в сопровождении симфонических оркестров. А во второй половине 1980-х гг., кроме других выдающихся произведений, он записал сюиту «Пять танго-сенсаций», ставшую его последним произведением. Она долго занимала ведущие позиции в рейтинге произведений академической музыки.

В 1987 г. Пьяццолла со своим квинтетом выступил в Центральном Парке Нью-Йорка,. А в 1988 г. композитор перенес операцию не сердце, сразу после которой нырнул в работу над созданием Секстета Нуэво Танго, куда войдет второй бандонеон и виолончель, заменившая скрипку. Секстет стал последним коллективом, созданным аргентинским гением, так как уже 4 августа 1990 г. в Париже Пьяццолла пережил свой первый инсульт. Именно инсульт станет причиной его смерти двумя годами позже в Буэнос-Айресе — 4 июля 1992 г.

Наследие великого музыканта

Пьйццолла создал музыку более чем для пятидесяти фильмов («Свет», «Пираньи», «Генрих IV» «Армагеддон»).
В 1989 г. специализированное джаз издание «Down beat» поместил Пьяццоллу в список лучших музыкантов мира.
В 1990 г. Мстислав Растропович играл в Новом Орлеане произведения для виолончели и пианино, которые были им заказаны у Пьяццоллы. А через два года после смерти последнего, в память об ушедшем мэтре, тот же Растропович исполнил эти произведения в Театре Колон Буэнос-Айреса.
Аэропорт города Мар дель Плата, родного города композитора, в 2008 г. переименован в Интернациональный Аэропорт им. Астора Пьяццоллы.
Также в память о своем великом музыканте, в день его рождения (11 марта) вся Аргентина отмечает Национальный День Танго.

Пьяццолла

В 1985 г. Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. Так город, поначалу в штыки принявший «покушение» композитора на свои традиции, в итоге признал за ним право играть свое собственное танго.
Значительную часть своего пути этот композитор пытался перейти от танго к более серьезной, на его взгляд, музыке. Но, как говорила его учитель и его главный ценитель Надя Буланже, только в танго живет истинный Пьяццолла. И несмотря на то, как стремительно менялись составы и ведущие инструменты его музыкальных коллективов, в каждом из них жил дух Танго. И в каждом танго продолжает жить дух Великого Астора.

Пьяццолла