«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные музыканты

05.03.2020

Пласидо Доминго: оперная легенда на пороге восьмидесятилетия.

Анна Борисова

Пласидо Доминго

21 января наступившего 2020-го года великий испанский тенор и дирижер оркестра Пласидо Доминго отметил свое 79-летие. Уверена, что имя этого человека известно даже тем из нас, кто совсем далек от мира оперы. И смею надеяться, что рассказ о творческом пути именинника станет яркой иллюстрацией того, каким удивительно трудоспособным может быть человек по-настоящему увлеченный своим делом, как гармонично могут сосуществовать природный талант и усердие, не вступая в конфликт, но порождая на свет прекрасное.

Итак, Пласидо Доминго родился 21 января 1941 г. в Мадриде. Его родители были исполнителями сарсуэлы - испанского эквивалента комической оперы, включающей в себя танец, пение и шуточные диалоги. Сын артистов делит с родителями их музыкальный мир - уже в восемь лет он выступает перед публикой с игрой на пианино. Кроме того, Пласидо страстно любил футбол и играл за одну из мадридских команд. Однако уже в 1950 г. мальчик покидает родину - семья уезжает жить в Мексику, где родителям предлагают хорошую работу. Именно в Мехико они организовывают свою собственную труппу исполнителей сарсуэлы.

Семья видит интерес Пласидо к музыке, но всерьез размышляет над тем, действительно ли ремесло музыканта — то, что нужно этому ребенку. Так или иначе, в 14 лет мальчик поступает в Национальную Консерваторию Мехико, учебная программа которой состояла как из музыкальных, так и из общеобразовательных предметов. В Консерватории Пласидо изучает фортепиано, а также вокал, основы музыкальной композиции и управления оркестром. Именно в это время он постепенно переходит от игры на фортепиано, такой привычной ему с детства, собственно к пению, - к тому что совсем скоро прославит его на весь мир.

Пласидо Доминго

В возрасте 16 лет юноша неожиданно женится на своей однокурснице, через год после свадьбы у него рождается сын. Рано обзаведясь семьей, он вынужден много и упорно работать. Именно в это время Пласидо начинает аккомпанировать матери на фортепиано и исполнять свои первые партии в компании родителей. В театре сарсуэлы он даже ведет несколько спектаклей в качестве дирижера. Увы, ранний брак Доминго продлился недолго, - через пару лет молодые люди расстаются.

В 1959 г. молодой исполнитель приходит на прослушивание в Оперу Мехико. Комиссия отмечает его баритон, однако усматривает в нем в первую очередь тенора. С Оперой Мехико восемнадцатилетний Доминго подписывает свой первый контракт. А собственно первой его оперной ролью стала партия Борса в «Риголетто» Верди. По случаю этого дебюта родители Пласидо, как владельцы собственного театрального дела, снабдили сына великолепным нарядом, который еще больше привлекал общее внимание к личности начинающего тенора.

Свою по-настоящему значимую роль певец получит двумя годами позже (в 1961 г.): в том же театре, у того же Верди, но на этот раз в «Травиате». А в 1962 г. он снова женится. Певица сопрано Марта Орнелас станет не просто супругой, но и самым преданным советником Доминго.

Доминго с супругой Мартой ОрнеласДоминго с супругой Мартой Орнелас

Два с половиной года пара прожила в Израиле, куда испанского тенора пригласила Опера Тель-Авива, и где он приобрел новый опыт и расширил репертуар. Этот период запомнится публике в первую очередь партиями Дона Хосе в «Кармен» Бизе.
Во второй половине 60-х гг. к певцу приходит по-настоящему широкая известность. Осенью 1966 г. он становится солистом Нью-Йоркского городского оперного театра и в течении нескольких сезонов исполняет на его сцене ведущие партии в «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Паяцах» Леонкавалло, «Кармен» Бизе, «Сказках Гофмана» Оффенбаха. Тогда же в 1966 г. Доминго дебютирует в «Лисео», а затем в «Метрополитан Опера»...В 1967-1968  гг. он солирует на гамбургской, венской, берлинской и чикагской сценах с партиями к Доницетти, Вагнеру, Верди...

В 1969 г. случается дебют испанца в знаменитом миланском «Ла Скала»: он удостоен чести петь на открытии сезона.  С тех пор и по сей день Доминго остается неизменным украшением этого оперного театра. Тогда же он исполняет партию в «Турандот» Пуччини,  партию, которая открыла перед ним двери лондонского «Ковент-Гардена».

В 70-е гг.  Доминго впервые выступил в «Бале-маскараде» Верди в ансамбле с самой Монсеррат Кабалье, в дальнейшем эти испанцы составили один из самых широко известных мировых дуэтов. Затем последовал дебют в Театре Колон Буэнос-Айреса, а также в Парижской Опере.

Доминго и Монсеррат КабальеДоминго и Монсеррат Кабалье

А в 1974 г. легендарный тенор выступает Советском Союзе в ходе гастролей труппы «Ла Скала» со спектаклем «Тоска». Певец с большим теплом вспоминает о той поездке, называя Ленинград одним из самых прекрасных городов, увиденных им за  всю жизнь.
В 1975 г. в копилку партий Доминго для произведений Верди добавляется роль Отелло. Она становится своего рода визитной карточкой певца, - за свою карьеру он исполнит ее более двух сотен раз по всему миру.

Начиная с 70-х гг. известный мировой тенор систематически выступает также в качестве дирижера. В 1983 г. он ведет исполнение «Летучей мыши» Штраусса в Ковент-Гардене. В то же время он начинает сотрудничать с кино-режиссерами, - так появляются экранизации на оперы с участием Доминго. Испанец исполняет роль Дона Хосе в «Кармен» Франческо Рози, роль Альфредо в «Травиате» Франко Дзеффирелли, а также появляется в роли Отелло у того же режиссера.

Дзеффирелли. «Травиата»Дзеффирелли. «Травиата»

Испанский тенор становится популярной звездой на телевидении, записывая альбомы с различными исполнителями, такими например, как Джон Дервер. Продолжается и его оперная карьера: это время «Нормы» Беллини (1981 г.) и «Троянцев» Берлиоза (1983 г.). На протяжении 80-х гг. число оперных партий, вошедших в постоянный репертуар Доминго, превысило восемь десятков.

В 1986 г. сорокапятилетний Пласидо Доминго впервые выступает в Вашингтонской опере, на мировой премьере оперы Менотти под названием «Гойя». Опера как специально была создана для Доминго — большого поклонника испанского живописца. Он остается в Вашингтоне, так как назначен Художественным Директором Вашингтонской Оперы.

В 1990 г. вместе с Хосе Каррерасом и Лучиано Паваротти Доминго создает группу «Три Тенора». Трио ждет ошеломляющий успех!

«Три тенора»«Три тенора»

В то же время он решает взяться за творчество Вагнера, в 1991 г. исполнив ведущую роль в «Парсифале», а в 1992 г. - партию Зигмунда в «Валькириях».

Заинтересованный поиском новых талантов, в 1993 г. Доминго создает премию Опералия — конкурс теноров, призванный дать дорогу наиболее одаренным молодым исполнителям. Многие ее лауреаты стали знаменитостями: например, Нина Стемме, Джойсе Ди Донато, Соня Йончева.

Доминго и призеры премии «Опералия»Доминго и призеры премии «Опералия»

В 1999 г. Доминго исполнил партию Германа в «Пиковой Даме» Чайковского, а в 2000 г. возглавил Оперу Лос-Анжелеса. Он с большим удовольствием продолжает брать новые роли (произведения Глюка, Генделя).

Со временем Доминго переходит и к баритону, что позволяет ему расширить свой репертуар. В 2010-х гг. он выступает с ведущей партией в «Риголетто» в Китае, затем в Берлине, Валенсии. В 2013 г. он солирует в «Жанне Д Арк», а в 2015 г. берется также за «Макбет», «Тоска» и «Ромео и Джульетта». В 2018 г. в Бейруте он впервые выступает в качестве дирижера в «Валькирии» Вагнера.

Доминго — дирижер оркестраДоминго — дирижер оркестра

А в июне 2018 г. легендарный певец прибывает в Москву в качестве специального гостя по случаю Чемпионата Мира по футболу проводимого в России. Он выступает у стен Кремля в ходе официального концерта, приуроченного к открытию Чемпионата, вместе со знаменитыми российскими музыкантами и исполнителями (Анна Нетребко, Денис Мацуев и др.).

Однако 2019 год накладывает тень на репутацию и карьеру Доминго. Певцу выдвинут ряд обвинений связанных с движением «MeeToo». Обвинения касаются далекого прошлого тенора, тем сложнее разобраться в их обоснованности. И хотя Доминго удается с триумфом выступить в Зальцбурге в «Луизе Миллер», новая волна обвинений вынуждает испанца снять с себя полномочия Директора Оперы Лос-Анжелеса и отказаться от всех своих проектов в Штатах.

Пласидо Доминго

Все еще любимый и ожидаемый в Европе, в течении сезона 2019-2020 гг. он будет много появляться в Вене, Берлине, Гамбурге, Мадриде, Милане и Мюнхене. Кто знает, может, несмотря на свой преклонный возраст, в ближайшие пару лет певец снова доберется до России? Уверена, послушать его захотели бы многие. Ведь Пласидо Доминго — действительно разносторонний художник, с равным успехом исполняющий лирические и драматические партии. Его репертуар — больше сотни ролей, а дискография певца включает в себя также популярные песни на английском, итальянском, испанском языках.

По многим критериям Доминго — рекордсмен в мире оперы. К 1987 г. он восемь раз открывал сезон «Метраполитен-опера» (в этом его превзошел только Карузо). Он же срывал самые продолжительные овации и ему принадлежит рекордное число поклонов после выступления. Так что, пусть и с небольшим опозданием, но поздравим великого тенора с новолетием и пожелаем новых рекордов на музыкальном поприще, а главное — сил и вдохновения в любимом деле!

Пласидо Доминго