«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Места Испании

16.03.2022

Жорж Санд, Фредерик Шопен и их Зима на Майорке

Анна Борисова

Жорж Санд, Фредерик Шопен и их Зима на Майорке.
Балеарские острова уже давно являются мощнейшим центром притяжения туристов со всего мира. Сегодня, когда физические перемещения между землями, по понятным причинам, являются делом сложным, предлагаю переместиться мыслями на прекрасную Майорку и вспомнить о первых туристах этого острова. Ведь традиционно считается, что ими были великий польский композитор Фредерик Шопен и экстравагантная французская писательница Жорж Санд.

На западном побережье Майорки расположился в горах небольшой городок Вальдемосса. Именно здесь провели зиму знаменитые иностранцы. Их встреча с островом оказалась непростой. Не сложилось взаимной любви у них ни с Майоркой, ни с ее обитателями. И тем ни менее, спустя десятилетия, именно их имена привлекают в Вальдемоссу путешественников. «Зима на Майорке», - книга-воспоминание Санд об этой поездке, наряду с путеводителем, сопровождает туристов в их знакомстве с островом.

Каким же ветром занесло этих двоих в Вальдемоссу? Кем они были друг-другу и почему на Майорке они окружены ореолом трагической романтики?

Молодой польский гений встретил баронессу Аврору Дюдеван (Жорж Санд – литературный псевдоним писательницы) в одном из парижских салонов. Ему было 28 лет, ей – 34 года. Они не сразу понравились друг-другу, но непостижимым образом между ними довольно скоро вспыхнуло чувство.

Это был странный союз. Санд, - уверенная и свободолюбивая женщина, которая носила мужские костюмы и курила сигары, и хрупкий женственный Шопен… Пара была необычной даже для вольнодумного Парижа. Однако, еще больше испытаний ее ждало на набожной провинциальной земле Майорки…

На остров они попадают в конце 1830-х годов. Дело в том, что у одного из сыновей Санд диагностировали тяжелую болезнь сердца и врачи посоветовали вывезти мальчика на зиму в теплые края.  Вскоре у Шопена обнаружилась болезнь легких, что также требовало перемены климата. Так пара решает устремиться к берегам испанского острова.

Вальдемосса Вальдемосса

Сначала Санд и Шопен были очарованы цветущим теплым островом. Но с наступлением зимы все изменилось. На долю знаменитых иностранцев выпала на редкость не характерная для Майорки зима – сырая, ветреная, дождливая, холодная. Стало понятно, почему арендованный ими дом в народе прозвали «Дом ветра» (на местном наречии - Son-Vent). Он располагался на крайне неблагоприятной для жизни местности, со всех сторон пронизываемой ветрами, не отапливался, одним словом, был совершенно не пригодным для жизни зимой. Так место, от которого ожидали целительного воздействия, еще больше подрывало здоровье Шопена.  

Местные врачи, осмотрев композитора, решили, что у него чахотка. Об этой болезни жители Майорки почти ничего не слышали и страшно перепугались. В народе шептались, что иностранцы распространяют крайне опасную заразу. Были и другие версии, - некоторые биографы пишут о том, что Шопен страдал туберкулезом, другие считают, что это была астма. Вероятно, не было единства и во мнении врачей.

Так или иначе, для майоркинцев было очевидно одно, - от чужаков нужно держаться подальше. Доходило до того, что последним было крайне сложно приобрести даже необходимые продукты, - на местном рынке их обслуживали нехотя и продавали втридорога.

С ухудшением самочувствия Шопена ситуация усугублялась все больше, ведь согласно испанским законам, то, к чему прикасался инфекционный больной, должно было быть уничтожено. Хозяин «Дома Ветра» попросил своих постояльцев освободить его, а также заплатить за все то, что предстояло теперь сжечь на костре, во избежание распространения заразы.  

Слабеющий на глазах Шопен, усталая от бытовых тягот и болезней близких Санд и ее дети остались без крыши над головой. Положение усугублялось полнейшей социальной изоляцией. Местные жители, - набожные и консервативные католики, сразу невзлюбили чужаков за непосещение церкви, за открытый невенчанный союз, за манеру одеваться и вести себя, присущую француженке…

Разумеется, и внезапный недуг воспринимался ими как своего рода божественная кара за грехи и проклятие, от которого нужно максимально дистанцироваться.

Казалось бы, помощи ждать неоткуда. Однако неожиданно Санд узнала о возможности снять келью в расположенном неподалеку пустующим картезианском монастыре. Он находился в горном селении в 17 км от Пальмы. Начались сборы. Причем, одной из самых сложных задач была доставка рояля в расположенную на крутом горном склоне Вальдемоссу.

Картезианский монастырь, приютивший Шопена и Санд Картезианский монастырь, приютивший Шопена и Санд

Трудности и лишения с переездом не закончились. Что касается вражды местных жителей, то факт проживания странной пары в стенах древнего монастыря подлил масла в огонь: в глазах местных, семейство «оскверняло» своим присутствием древнюю обитель. При этом условия жизни в монастыре мало чем отличались от «Дома ветра». В келье было холодно, пусто, завывал ветер. Шопен потихоньку сходил с ума, но проводил дни и ночи за роялем…

Наконец, когда острая стадия болезни Шопена миновала, они с Санд и детьми решают покинуть остров. На судне, перевозившем свиней, он перебираются в Барселону, а затем во Францию.  Так закончился их странный и тяжелый испанский «отпуск», тяготами которого Санд поделится в своей книге «Зима на Майорке», той самой, что ныне украшает витрины каждого второго магазина на острове.

Могли бы себе представить жители Вальдемоссы тогда, что со временем перед монастырем, что служил домом знаменитой паре, будет установлен памятник Шопену, а в стенах обители расположится музей? Так или иначе, эти первые иностранные туристы, столь враждебно принятые островом, стали одной из главных визитных карточек Майорки. Местные гиды будут рассказывать туристам о влюбленных гениях и о тех творениях, на которые вдохновит их эта земля.

По сей день музей в монастыре предлагает своим посетителям погрузиться в быт и творчество композитора и писательницы… Увидеть келью, где они жили, скамью, на которой делились друг с другом мыслями, кое-какие рукописи Санд, нотные записи Шопена, слепок с его лица и руки, и даже пианино Pleyel, за которым композитор создавал свои шедевры. Насладиться ими можно в монастырской пристройке: здесь каждый час дается небольшой фортепианный концерт, который традиционно завершает прелюдия «Капли дождя» - самое известное произведение, созданное Шопеном на Майорке.

Слепок лица Шопена в музее ВальдемоссыСлепок лица Шопена в музее Вальдемоссы

Да, жители Вальдемоссы времен Санд и Шопена были бы удивлены, узнав, чем стала эта странная пара для их острова. Мне кажется, в свою очередь, сами Санд и Шопен, страдая от холода в сыром монастыре, не задумывались над тем, чем станет Майорка для них. Тем ни менее, остров и его первые знаменитые туристы многое привнесли в жизни друг друга.

Когда в 1841 году выйдет в печать, пропитанная болью, горечью и грустной иронией «Зима на Майорке», люди узнают не только о дремучести ее обитателей, но и о красоте этого края. Людям захочется увидеть своими глазами то, что увидела и прочувствовала Санд.

Более того, - людям захочется понять, что ощущал Шопен, в холоде и в лихорадке, рождающий прекрасную музыку. В стенах монастыря он написал множество произведений, в том числе 24 прелюдии, самая известная из которых - "Капли дождя". Биографы композитора сходятся на том, что несколько изматывающих месяцев на острове стали самым плодотворным периодом в творчестве Шопена.