«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Мнемотехника для начинающих

30.11.2018

Техника запоминания иностранных слов

Запоминание группы иностранных слов осуществляется в несколько этапов.

  1. Запоминаемые слова представляются в виде зрительных образов. Зрительные представления на любых языках выглядят одинаково. Яблоко, эпл, ринго — все это разные обозначения одного и того же образа.
  2. Зрительные образы определенного количества слов запоминаются в соответствующей последовательности. Это нужно для того, чтобы при мысленном припоминании вы могли проработать все слова без пропусков.
  3. На образе запоминаемого слова делаются метки, которые подсказывает вам его звучание на иностранном языке. После этого вы уже сможете воспроизвести иностранные слова без словаря. Однако такого запоминания недостаточно. Воспроизведение пока осуществляется на основе образованных вспомогательных ассоциаций. С этого момента и начинается запоминание слов, т.е. образование прямой связи между словом и образом.
  4. Далее вы вспоминаете очередной образ и считываете с него произношение. Затем убираете образы-метки из сознания и представляете только запоминаемый образ. На фоне этого образа приемом мысленного проговаривания и мысленной прорисовки (при запоминании написания) вы образуете прямую связь между образом и его новым звучанием. Эту операцию необходимо проделывать несколько раз в течение двух-трех дней, пока новое звучание не «прилипнет» к образу

 

Техника запоминания иностранных слов. День 27Осуществлять операции по закреплению слов в памяти вы можете в любое время — на прогулке, в транспорте, за столом. Для повторения и закрепления новых слов вам не нужен учебник, так как произношение слов записано в вашей памяти.
Рекомендуется при закреплении слов сразу включать их в различные грамматические конструкции, то есть обыгрывать новые слова в сочетаниях с уже известными словами. Грубой ошибкой будет образование ассоциации между звучанием слова и образом-меткой.

Пример. При запоминании образа «Волосы» японским словом «Ками» мы крупно представляем именно волосы и более мелким образом делаем в «волосах» метку «Камин». При мысленном повторении необходимо представлять волосы и произносить про себя «Ками». Представление образа камина будет ошибкой, так как ассоциация при этом образуется неверная. Вы ведь не хотите, чтобы слово «Ками» вызывало у вас в воображении образ камина?

Вспомогательные ассоциации (образы-метки), в которых закодировано произношение, нужны только на первом этапе запоминания иностранных слов, для захвата информации в память, чтобы избавиться от необходимости носить с собой учебник и иметь возможность последовательно повторять слова.

Связь достаточно быстро формируется. Вы это почувствуете по возникновению эффекта непосредственного припоминания. При этом вам часто даже будет трудно вспомнить вспомогательные образы метки. Зрительный образ будет сразу вызывать произношение и наоборот.

Техника запоминания иностранных слов достаточно простая, но при условии, что у вас сформированы навыки кодирования слов в образы и образования искусственных ассоциаций. Чем больше вы будете тренироваться в запоминании иностранных слов, тем проще они будут запоминаться.

Чтобы эффективно применять на практике технику запоминания иностранных слов, у вас должны быть сформированы хорошие навыки запоминания. Это — высокая скорость кодирования информации в образы, умение формировать в памяти образные коды, способность запоминать ассоциации с первого раза и в достаточно большом объеме.

Процесс запоминания иностранных слов делится на два этапа. Первый — запись произношения слов и их последовательности в зрительную память. Второй — образование связи между зрительным и речевым анализатором. Если на образование связи в зрительном анализаторе достаточно нескольких секунд, то связь между разными анализаторными системами устанавливается длительное время. Иностранные слова закрепляются в памяти в течение двух-четырех дней при условии, что они повторяются активно, то есть воспроизводятся из памяти.

При запоминании иностранных слов в образы кодируются не только иностранные слова, но и их русские аналоги. Если слово «Авторучка» легко представить зрительно, то такие слова как «бегать», «космос», «зеленый» требуют применения приемов кодирования (2 занятие), потому что прежде чем записать в образах произношение иностранного слова, нам необходим образ, на котором это произношение будет фиксироваться. Этот образ получается из русского перевода запоминаемого слова. В нашем примере глагол «бегать» можно обозначить образом «кеды», слово «космос» — образом «спираль», прилагательное «зеленый» — образом «трава». В дальнейшем эти образы будут основой ассоциации и на их подобразах будет зафиксировано произношение. Одновременно эти образы обозначают перевод запоминаемого иностранного слова и их легко запомнить последовательно.

Образы, полученные из иностранного слова и кодирующие его произношение, запоминаются как элементы ассоциации.

Произношение любого иностранного слова может быть закодировано в образы комбинацией следующих приемов:

  • · метод наводящих ассоциаций (прием символизации, прием кодирования по созвучию, прием образования слова по слогам, прием привязки к хорошо знакомой информации);
  • · фонетические образные коды;
  • · прием образования ассоциативной связи (с выделением основы ассоциации).


Многие иностранные слова легко кодируются в образы через русский язык (метод наводящих ассоциаций): ками камин, куби кубик, мими лицо (мимика).

Однако в иностранных языках есть звуки, отсутствующие в русском языке. К таким словам метод наводящих ассоциаций неприменим и используются фонетические образные коды.

В любом языке можно выделить наиболее часто повторяющиеся слоги. В случае с японским языком такими слогами являются звуки азбуки хираганы. Каждому слогу присваивается зрительный образ (КИ кинжал, МО морковка, О обезьянка, КО кольцо). Эти образы следует очень хорошо выучить (качество запоминания образов тестируется карточками). При заучивании образных кодов необходимо прослушивать запись с образцами произношения основных звуков языка. Тогда вы будете произносить звук «КО» не так как в слове «кольцо», а так, как его произносят японцы.

Запоминание слов с помощью фонетических образных кодов аналогично запоминанию телефонных номеров с помощью образных кодов двузначных чисел. Они позволяют очень точно запомнить произношение, и запоминание осуществляется достаточно быстро, так как из процесса запоминания исключается этап кодирования.

Применение тех или иных приемов для кодирования слов в образы зависит от запоминаемого слова. При запоминании одного слова могут свободно комбинироваться все вышеперечисленные приемы.

Примеры кодирования слов в образы:

 

  • акай (красный) — на штоке красного флага — магнитофон фирмы «Акай»;
  • нива (сад) — под яблоней стоит автомобиль «Нива»;
  • хон (книга) — на книжке модель мотоцикла «Хонда»;
  • миру (смотреть) — ассоциация «Бинокль глобус»;
  • хаха (мама) — ваша мама с двумя халатами в руках (образные коды ха, ха);
  • цукуэ (стол) — на разные части образа «Стол» запомните три образных кода — цунами, кулак, этажерка (коды цу, ку, э);
  • утау (петь) — на разные части образа «Микрофон» запомните образные коды — ухо, таракан, ухо (у, та, у);
  • сара (тарелка) — на образе тарелки разместите образные коды — сахар, ракета (са, ра);
  • нацу (лето) — на образе «Теннисная ракетка» запомните два образных кода — наперсток и цунами (на, цу).

Запоминание последовательности ассоциаций

Запоминаемые слова выпишите в две колонки. В левой — русское слово. В правой — иностранное.

Разбейте список слов на короткие последовательности (по 8-10 в каждой).

Переведите русские слова в образы (левая колонка) и запомните каждую короткую последовательность приемом «Матрешка».

Соберите короткие последовательности в блок, запомнив дополнительно первые образы каждой последовательности (например, на разные подобразы образа, выделенного методом Цицерона).

На зафиксированный в памяти блок образов запомните произношение этих образов на иностранном языке. Для этого последовательно вспоминайте образы блока, представляя каждый образ крупно. На этих образах зафиксируйте произношение приемом записи на разные части образа. Кодирование звучания в образы осуществляйте методом наводящих ассоциаций и фонетическими образными кодами.

  1. Выписываем слова в две колонки короткими последовательностями.
  2. Запоминаем последовательность образов левой колонки приемом «Матрешка», связывая образы в ассоциации попарно.
  3. Вспоминаем образы по одному и с помощью ассоциаций прикрепляем к основным образам образы-метки, в которых кодируем произношение слов:

Пример запоминания слов:

  • волосы - ками(н);
  • уши - мими(ка) образ лица;
  • шея - куби(к);
  • зубы - халат (образный код «ха»)
  • ноги - буква «А» и щи
  • плечи - ката(лка)


Теперь вы можете последовательно вспомнить образы и их произношение на японском языке. С этого момента начинается второй этап запоминания иностранных слов, т.е. образование прямой связи между образом и его произношением на иностранном языке.

Запоминать иностранные слова без изучения самого языка не имеет смысла, потому что в другом языке эти слова применяются в других комбинациях, не таких как в русском.

*При подготовке статьи использовались материалы сайта mnemonikon В. Козаренко