Тест-драйв
Тест-драйв >>
Тест-драйв
Тест-драйв >>

Теория онлайн-курса «Мнемотехника для начинающих»

Прием символизации. Метод наводящих ассоциаций. День 9

Прием символизации | Прием привязки | Прием кодирования по созвучию | Прием образования слова из слогов | Метод наводящих ассоциаций

Изучим несколько простых приемов.

Прием символизации.

Для того чтобы запоминать абстрактные понятия, которые не имеют четкого образного значения используется метод символизации. Так, разные люди по –разному кодируют в образ одно и тоже слово. Хорошо использовать для кодирования различные символы, которые закреплены в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Буквы русского алфавита символизируют (обозначают) звуки речи. Иконки на экране вашего монитора обозначают определенные функции и команды.Например, переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Есть символы, закрепленные в массовом сознании, то есть в сознании большинства людей. Такие символы тиражируются средствами массовой информации и понятны всем: символ мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обозначить?»


Примеры кодирования слов в образы приемом символизации:
холод «Лед»,
тепло «Грелка»,
вечность «Пирамиды»,
бесконечность «Математический знак бесконечности»,
зима «Снежинка»,
весна «Букет мимозы»,
лето «Солнце»,
осень «Желтый кленовый лист»,
разлука – «Поезд»,
время – «Часы».



Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.В любом случае, подбирая символ для абстрактного слова, вы подбираете образ, наиболее удобный вам для запоминания. В большинстве случаев следует брать тот образ, который первым вспыхнул в вашем воображении при восприятии слова. Если вы затрудняетесь подобрать образ под какое-то слово, следовательно, вы не осознаете это слово, его смысл для вас не определен, вы его не понимаете.
Применяя прием символизации, вы автоматически наводите порядок в своей голове, уточняете смысл и значение используемых вами слов. И кроме этого вы поймете, что называя одни и те же слова, разные люди понимают под ними совершенно разные вещи.
Если человек заявляет 'Я тебя люблю', то следует уточнить, а что, собственно, он любит: ваше тело, вашу душу, вашу квартиру, ваши связи, ваши деньги?

Прием привязки.

Что значит хорошо знакомая информация? Это - информация, находящаяся в вашей памяти. Новые запоминаемые сведения могут состоять из элементов хорошо знакомой информации. Примерами хорошо знакомой информации могут быть: 1917 год, 1941 год, 1812 и 1861 гг., ваше собственное имя и название улицы, на которой вы живете, ваш телефонный номер, и надпись SONY на телевизоре.

У людей, которые не владеют и не знакомы с мнемотехникой, существует понятие 'легко запоминаемый телефонный номер' и 'трудно запоминаемый телефонный номер'. Многие телефонные компании даже продают телефонные номера, которые легко запомнить.
Давайте разберемся в том, почему одни телефонные номера запоминаются легко, а другие никак не хотят запоминаться.


Вот два телефонных номера: 917-41-45 и 746-83-57.
Очевидно, что первый телефонный номер относится к категории легко запоминаемых. Почему? Потому что элементы, из которых состоит этот номер, многим хорошо знакомы: 917, 41, 45. А что значит 'хорошо знакомы'? А это значит то, что при восприятии этих чисел в вашем воображении возникают ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ. Когда вы смотрите на число 917, вы вспоминаете про революцию и в воображении может возникнуть картинка штурма Зимнего дворца. Когда вы воспринимаете число 41, то вы вспоминаете про начало Великой Отечественной Войны и в воображении может появиться картинка свастики. Когда вы смотрите на число 45, то вы вспоминаете об окончании войны, это число может вызывать в вашем воображении салют, парад на Красной площади или Георгиевскую ленточку.


При восприятии элементов второго телефонного номера образы в воображении не возникают и поэтому его трудно запомнить. Ведь мозг способен запоминать только связи, а если образов нет, то и связи не могут быть установлены.
Если элементы запоминаемого информационного сообщения рефлекторно преобразуются в зрительные образы, то эти образы и следует брать для запоминания. Специального преобразования в образы не требуется.

Вот несколько примеров элементов информации, которые вызывают зрительные образы и поэтому являются легкими для запоминания.
• SONY - возникает образ какого-либо аппарата этой фирмы.
• Штат Вашингтон - образ однодолларовой купюры (с изображением Вашингтона).
• Штат Колорадо - образ колорадского жука, вредителя картофеля.
• Озеро МИД - образ Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве.
• Число 220 - образ электрической розетки.
• Число 380 - образ электрических проводов и электрической подстанции ('Не влезай - убьет').
• Планета Марс - образ шоколадки 'Марс'
• Планета Венера - образ статуи Венеры.
• Число 812 - образ Наполеона или Кутузова.
Хорошо знакомая информация - это информация, элементы которой при восприятии вызывают зрительные образы в воображении.

Прием кодирования по созвучию.

Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо нам знакомые слова, которые мы легко можем представить в виде зрительных представлений. Используя прием кодирования по созвучию, вы вспоминаете образ и называете его мысленно про себя, а затем с легкостью вспомните звучание нового для вас слова, термина, понятия, фамилии.



Принцип преобразования слов в образы этим приемом хорошо виден на примерах:
• фактор - трактор;
• ками (яп. - волосы) - камин;
• куби (яп. - шея) - кубик;
• штат Аляска - коляска;
• деверь (родственник) - дверь

Прием образования слова из слогов

Этот прием используется очень часто для преобразования в зрительные образы названий, понятий, иностранных слов. Рассмотрим как он работает. Любой слог можно достроить до осмысленного слова. При этом достраивать слог можно слева, справа или с двух сторон:
• КАМ - КАМень, РУЛ - РУЛь, КНИ - КНИга;
• ЗОР - телевиЗОР, АКА - собАКА, НИК - приемНИК;
• НИГ - кНИГа, ЫШК - мЫШКа, МАГ - буМАГа.
Допустим, необходимо преобразовать в зрительные образы слово МАШФОНРУЛ.
Сначала разобьём это слово на элементы: МАШ ФОН РУЛ.
Затем каждый слог достроим до слова-образа: МАШина, ФОНарь, РУЛь.
В получившихся элементах следует выбрать основу - большой образ, к частям которого будут привязываться другие образы ассоциации (элементы).
Пусть основой будет образ 'машина'. Выделите в этом образе две части бампер и крышу. Образуйте ассоциации 'бампер-фонарь' и 'крыша-руль'.
Представьте всю ассоциацию целиком. Это машина, на бампере стоит фонарь, а на крыше - руль.Теперь по этой ассоциации легко прочитать запоминаемое слово МАШФОНРУЛ. Это слово читается по зрительным образам.

Конечно, если вы запоминаете в день всего одно-два новых слова, то такой метод запоминания может показаться излишеством. Но если речь идет о быстром запоминании нескольких десятков новых терминов, то этот прием, в сочетании с тремя предыдущими приемами позволит сделать это быстро и качественно. И, главное, с гарантией долговременного запоминания.
Вот как преобразуется в образы название штата ВИСКОНСИН.
• Разбейте название на три элемента - ВИС КОН СИН;
• Достройте каждый слог до слова-образа: ВИСки КОНфета СИНька.
• Выделите основу ассоциации: ВИСки.
• В образе ВИСКИ выделите два подобраза 'пробка' и 'этикетка'.
• Образуйте следующие связи: 'пробка конфета' и 'этикетка синька'.
В результате название ВИСКОНСИН оказывается закодировано в следующую картинку: бутылка виски, на крышке - конфета, а на этикетке - синька. По этой картинке легко читается название штата.
Обратите внимание на то, что в этом приеме кроме преобразования слогов в образы, используется и прием образования ассоциативной связи. То есть одновременно с преобразованием в образы происходит и запоминание - образование связей.

Метод наводящих ассоциаций.

Метод наводящих ассоциаций (МНА) включает в себя комбинацию пяти приемов:прием символизации (любовь - сердечко);кодирование по созвучию (Аляска - коляска);прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Марс - шоколадка 'Марс');образование слова из слога (НИК - приемНИК); прием образования ассоциации (все созданные образы соединяются в ассоциацию).

Здесь вы можете импровизировать и применять все эти приемы как вам удобнее. Какой прием выбрать зависит как от самого запоминаемого слова, так и от содержания вашей памяти. Одно слово может быть преобразовано в зрительные образы разными приемами. Весь этот процесс и называется 'Метод наводящих ассоциаций'. Полученная комбинация зрительных образов как бы 'наводит', подсказывает произношение. Метод наводящих ассоциаций - один из самых трудных для освоения в мнемотехнике. Первоначально учащиеся затрачивают слишком много времени на преобразование отдельных названий в комбинации зрительных образов.
Зачем это нужно? Речевой анализатор не может быстро запомнить много новых слов. В среднем - 5 слов в день. И при этом нет никакой гарантии долговременного запоминания. В зрительном анализаторе мы можем запомнить десятки и сотни новых слов. И при этом быстро и в строгой последовательности.

Когда мы смотрим на список новых названий, то «читаем» его по зрительным образам, возникающим в нашей голове. Но уже через несколько дней новые названия хорошо закрепляются в мозге в полном объеме и легко воспроизводятся без картинок.
Используя метод наводящих ассоциаций, вы можете последовательно запомнить все штаты США и все города в каждом штате.

Вот несколько примеров преобразования в образы названий методом наводящих ассоциаций.

Штат Северная Дакота
Выделим в названии штата два элемента: Северная и Дакота. К слову 'северная' примените прием символизации и обозначьте его образом 'Белый медведь'. К слову Дакота примените прием кодирования по созвучию и обозначьте это слова образом 'Два кота'. Соедините вместе два образа: на голове у медведя сидят два кота. По этой картинке вы легко прочитаете название штата Северная Дакота.

Штат Аляска
Это слово можно преобразовать в образ разными приемами. Если вы обозначите его образом 'коляска' - значит вы использовали прием кодирования по созвучию. Если вы обозначите это слова образом 'куртка Аляска' - это прием привязки к хорошо знакомой информации. Обозначение образом 'снег' - кодирование в образ приемом символизации.

Штат Вашингтон
Примените прием привязки к хорошо знакомой информации. Это слово будет обозначено либо Белым домом, либо однодолларовой купюрой (на ней портрет президента Вашингтона).

Штат Колорадо
Преобразуется в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации - образ колорадского жука.

Штат Джорджия
Разбейте это слова на части: Джордж (Буш) и Я. Представьте фотографию, на которой вы стоите в обнимку с Джорджем.

Штат Калифорния
Если вы знаете, что в Калифорнии находится Кремниевая (Силиконовая) долина, то вы можете обозначить этот штат образом 'микросхема' - это будет кодирование приемом привязки к хорошо знакомой информации прием символизации.

Штат Алабама
Разбейте слово на две части: Ала бама. АЛА можно представить микрофоном (Алла Пугачева), а БАМА - строительной каской (Байкало-Амурска магистраль). В результате получится следующая ассоциация: на микрофоне - каска.

Штат Огайо
Выделите из этого названия часть, похожую по звучанию на ГАИ. Представьте гаишника с двумя обручами на шее.

Штат Небраска
Представьте какой-либо образ, который категорически нельзя бросать. Например, хрустальную рюмку.

Штат Миннесота
Разбейте слово на три части: МИН НЕ СОТА. Образуйте ассоциацию из трех образов: мина, негр, сота (пчелинная).

Штат Канзас
Разбейте слово на два элемента: КАН ЗАС. Образуйте ассоциацию между двумя образами: канат и засов.

^ Наверх