VKzen.yandex.ru

Теория онлайн-курса «Мнемотехника для начинающих»

Прием символизации. Метод наводящих ассоциаций. День 9

Прием символизации | Прием привязки | Прием кодирования по созвучию | Прием образования слова из слогов | Метод наводящих ассоциаций

Изучим несколько простых приемов.

Прием символизации.

Для того чтобы запоминать абстрактные понятия, которые не имеют четкого образного значения используется метод символизации. Так, разные люди по –разному кодируют в образ одно и тоже слово. Хорошо использовать для кодирования различные символы, которые закреплены в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Буквы русского алфавита символизируют (обозначают) звуки речи. Иконки на экране вашего монитора обозначают определенные функции и команды.Например, переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Есть символы, закрепленные в массовом сознании, то есть в сознании большинства людей. Такие символы тиражируются средствами массовой информации и понятны всем: символ мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обозначить?»


Примеры кодирования слов в образы приемом символизации:
холод «Лед»,
тепло «Грелка»,
вечность «Пирамиды»,
бесконечность «Математический знак бесконечности»,
зима «Снежинка»,
весна «Букет мимозы»,
лето «Солнце»,
осень «Желтый кленовый лист»,
разлука – «Поезд»,
время – «Часы».



Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.В любом случае, подбирая символ для абстрактного слова, вы подбираете образ, наиболее удобный вам для запоминания. В большинстве случаев следует брать тот образ, который первым вспыхнул в вашем воображении при восприятии слова. Если вы затрудняетесь подобрать образ под какое-то слово, следовательно, вы не осознаете это слово, его смысл для вас не определен, вы его не понимаете.
Применяя прием символизации, вы автоматически наводите порядок в своей голове, уточняете смысл и значение используемых вами слов. И кроме этого вы поймете, что называя одни и те же слова, разные люди понимают под ними совершенно разные вещи.
Если человек заявляет 'Я тебя люблю', то следует уточнить, а что, собственно, он любит: ваше тело, вашу душу, вашу квартиру, ваши связи, ваши деньги?

Прием привязки.

Что значит хорошо знакомая информация? Это - информация, находящаяся в вашей памяти. Новые запоминаемые сведения могут состоять из элементов хорошо знакомой информации. Примерами хорошо знакомой информации могут быть: 1917 год, 1941 год, 1812 и 1861 гг., ваше собственное имя и название улицы, на которой вы живете, ваш телефонный номер, и надпись SONY на телевизоре.

У людей, которые не владеют и не знакомы с мнемотехникой, существует понятие 'легко запоминаемый телефонный номер' и 'трудно запоминаемый телефонный номер'. Многие телефонные компании даже продают телефонные номера, которые легко запомнить.
Давайте разберемся в том, почему одни телефонные номера запоминаются легко, а другие никак не хотят запоминаться.


Вот два телефонных номера: 917-41-45 и 746-83-57.
Очевидно, что первый телефонный номер относится к категории легко запоминаемых. Почему? Потому что элементы, из которых состоит этот номер, многим хорошо знакомы: 917, 41, 45. А что значит 'хорошо знакомы'? А это значит то, что при восприятии этих чисел в вашем воображении возникают ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ. Когда вы смотрите на число 917, вы вспоминаете про революцию и в воображении может возникнуть картинка штурма Зимнего дворца. Когда вы воспринимаете число 41, то вы вспоминаете про начало Великой Отечественной Войны и в воображении может появиться картинка свастики. Когда вы смотрите на число 45, то вы вспоминаете об окончании войны, это число может вызывать в вашем воображении салют, парад на Красной площади или Георгиевскую ленточку.


При восприятии элементов второго телефонного номера образы в воображении не возникают и поэтому его трудно запомнить. Ведь мозг способен запоминать только связи, а если образов нет, то и связи не могут быть установлены.
Если элементы запоминаемого информационного сообщения рефлекторно преобразуются в зрительные образы, то эти образы и следует брать для запоминания. Специального преобразования в образы не требуется.

Вот несколько примеров элементов информации, которые вызывают зрительные образы и поэтому являются легкими для запоминания.
• SONY - возникает образ какого-либо аппарата этой фирмы.
• Штат Вашингтон - образ однодолларовой купюры (с изображением Вашингтона).
• Штат Колорадо - образ колорадского жука, вредителя картофеля.
• Озеро МИД - образ Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве.
• Число 220 - образ электрической розетки.
• Число 380 - образ электрических проводов и электрической подстанции ('Не влезай - убьет').
• Планета Марс - образ шоколадки 'Марс'
• Планета Венера - образ статуи Венеры.
• Число 812 - образ Наполеона или Кутузова.
Хорошо знакомая информация - это информация, элементы которой при восприятии вызывают зрительные образы в воображении.

Прием кодирования по созвучию.

Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо нам знакомые слова, которые мы легко можем представить в виде зрительных представлений. Используя прием кодирования по созвучию, вы вспоминаете образ и называете его мысленно про себя, а затем с легкостью вспомните звучание нового для вас слова, термина, понятия, фамилии.



Принцип преобразования слов в образы этим приемом хорошо виден на примерах:
• фактор - трактор;
• ками (яп. - волосы) - камин;
• куби (яп. - шея) - кубик;
• штат Аляска - коляска;
• деверь (родственник) - дверь

Прием образования слова из слогов

Этот прием используется очень часто для преобразования в зрительные образы названий, понятий, иностранных слов. Рассмотрим как он работает. Любой слог можно достроить до осмысленного слова. При этом достраивать слог можно слева, справа или с двух сторон:
• КАМ - КАМень, РУЛ - РУЛь, КНИ - КНИга;
• ЗОР - телевиЗОР, АКА - собАКА, НИК - приемНИК;
• НИГ - кНИГа, ЫШК - мЫШКа, МАГ - буМАГа.
Допустим, необходимо преобразовать в зрительные образы слово МАШФОНРУЛ.
Сначала разобьём это слово на элементы: МАШ ФОН РУЛ.
Затем каждый слог достроим до слова-образа: МАШина, ФОНарь, РУЛь.
В получившихся элементах следует выбрать основу - большой образ, к частям которого будут привязываться другие образы ассоциации (элементы).
Пусть основой будет образ 'машина'. Выделите в этом образе две части бампер и крышу. Образуйте ассоциации 'бампер-фонарь' и 'крыша-руль'.
Представьте всю ассоциацию целиком. Это машина, на бампере стоит фонарь, а на крыше - руль.Теперь по этой ассоциации легко прочитать запоминаемое слово МАШФОНРУЛ. Это слово читается по зрительным образам.

Конечно, если вы запоминаете в день всего одно-два новых слова, то такой метод запоминания может показаться излишеством. Но если речь идет о быстром запоминании нескольких десятков новых терминов, то этот прием, в сочетании с тремя предыдущими приемами позволит сделать это быстро и качественно. И, главное, с гарантией долговременного запоминания.
Вот как преобразуется в образы название штата ВИСКОНСИН.
• Разбейте название на три элемента - ВИС КОН СИН;
• Достройте каждый слог до слова-образа: ВИСки КОНфета СИНька.
• Выделите основу ассоциации: ВИСки.
• В образе ВИСКИ выделите два подобраза 'пробка' и 'этикетка'.
• Образуйте следующие связи: 'пробка конфета' и 'этикетка синька'.
В результате название ВИСКОНСИН оказывается закодировано в следующую картинку: бутылка виски, на крышке - конфета, а на этикетке - синька. По этой картинке легко читается название штата.
Обратите внимание на то, что в этом приеме кроме преобразования слогов в образы, используется и прием образования ассоциативной связи. То есть одновременно с преобразованием в образы происходит и запоминание - образование связей.

Метод наводящих ассоциаций.

Метод наводящих ассоциаций (МНА) включает в себя комбинацию пяти приемов:прием символизации (любовь - сердечко);кодирование по созвучию (Аляска - коляска);прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Марс - шоколадка 'Марс');образование слова из слога (НИК - приемНИК); прием образования ассоциации (все созданные образы соединяются в ассоциацию).

Здесь вы можете импровизировать и применять все эти приемы как вам удобнее. Какой прием выбрать зависит как от самого запоминаемого слова, так и от содержания вашей памяти. Одно слово может быть преобразовано в зрительные образы разными приемами. Весь этот процесс и называется 'Метод наводящих ассоциаций'. Полученная комбинация зрительных образов как бы 'наводит', подсказывает произношение. Метод наводящих ассоциаций - один из самых трудных для освоения в мнемотехнике. Первоначально учащиеся затрачивают слишком много времени на преобразование отдельных названий в комбинации зрительных образов.
Зачем это нужно? Речевой анализатор не может быстро запомнить много новых слов. В среднем - 5 слов в день. И при этом нет никакой гарантии долговременного запоминания. В зрительном анализаторе мы можем запомнить десятки и сотни новых слов. И при этом быстро и в строгой последовательности.

Когда мы смотрим на список новых названий, то «читаем» его по зрительным образам, возникающим в нашей голове. Но уже через несколько дней новые названия хорошо закрепляются в мозге в полном объеме и легко воспроизводятся без картинок.
Используя метод наводящих ассоциаций, вы можете последовательно запомнить все штаты США и все города в каждом штате.

Вот несколько примеров преобразования в образы названий методом наводящих ассоциаций.

Штат Северная Дакота
Выделим в названии штата два элемента: Северная и Дакота. К слову 'северная' примените прием символизации и обозначьте его образом 'Белый медведь'. К слову Дакота примените прием кодирования по созвучию и обозначьте это слова образом 'Два кота'. Соедините вместе два образа: на голове у медведя сидят два кота. По этой картинке вы легко прочитаете название штата Северная Дакота.

Штат Аляска
Это слово можно преобразовать в образ разными приемами. Если вы обозначите его образом 'коляска' - значит вы использовали прием кодирования по созвучию. Если вы обозначите это слова образом 'куртка Аляска' - это прием привязки к хорошо знакомой информации. Обозначение образом 'снег' - кодирование в образ приемом символизации.

Штат Вашингтон
Примените прием привязки к хорошо знакомой информации. Это слово будет обозначено либо Белым домом, либо однодолларовой купюрой (на ней портрет президента Вашингтона).

Штат Колорадо
Преобразуется в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации - образ колорадского жука.

Штат Джорджия
Разбейте это слова на части: Джордж (Буш) и Я. Представьте фотографию, на которой вы стоите в обнимку с Джорджем.

Штат Калифорния
Если вы знаете, что в Калифорнии находится Кремниевая (Силиконовая) долина, то вы можете обозначить этот штат образом 'микросхема' - это будет кодирование приемом привязки к хорошо знакомой информации прием символизации.

Штат Алабама
Разбейте слово на две части: Ала бама. АЛА можно представить микрофоном (Алла Пугачева), а БАМА - строительной каской (Байкало-Амурска магистраль). В результате получится следующая ассоциация: на микрофоне - каска.

Штат Огайо
Выделите из этого названия часть, похожую по звучанию на ГАИ. Представьте гаишника с двумя обручами на шее.

Штат Небраска
Представьте какой-либо образ, который категорически нельзя бросать. Например, хрустальную рюмку.

Штат Миннесота
Разбейте слово на три части: МИН НЕ СОТА. Образуйте ассоциацию из трех образов: мина, негр, сота (пчелинная).

Штат Канзас
Разбейте слово на два элемента: КАН ЗАС. Образуйте ассоциацию между двумя образами: канат и засов.

Читайте также:

«Hijo de la Luna»
«Hijo de la Luna»
Современный хит или старинная легенда?
¡Vamos de tapas!
¡Vamos de tapas!
Знаменитые испанские закуски
Лучшая машина Испании
Лучшая машина Испании
Испания начала догонять Америку
Внебрачные отношения
Внебрачные отношения
Знакомо ли вам слово fornicación?