La playa de Vilanova
Красочные, пронизанные светом и цветом пейзажи характерны не только для Хоакина Сорольи и испанских импрессионистов. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на полотна Хоакина Мир-и-Тринксета (Joaquin Mir Trinxet, 1873-1940) – одного из главных персонажей так называемого каталонского модернизма.
Мир-и-Тринксет родился в Барселоне в обеспеченной семье и учился в художественной школе «Llotja». Затем он примкнул к сообществу художников "Шафрановая группа» (Colla del Safrà), в которую входили такие живописцы как Рикар Каналс, Исидре Нонель и Рамон Пишо.
В то время Мир сближается с Сантьяго Русиньолем, и в 1899 году приятели отправляются на Майорку. Там они знакомятся с бельгийским живописцем Вильямом Дегув де Нункве, под влиянием мистических работ которого Мир-и-Тринксет будет находиться еще долго. На Майорке молодой художник создает серию пейзажей, передающих красоты острова.
Cala Encantada Mallorca
Наступление XX столетия отмечено для Мир-и-Тринксета его первой персональной выставкой: она проходит в 1901 г. в родном городе мастера - Барселоне. Критики отозвались о работах художника положительно, однако общество посчитало его творчество сложным для восприятия.
В 1903 году Мир-и-Тринксет участвует в работе над фресками для здания, которое так и назовут - дом Тринксет (Casa Trinxet), так как заказ на постройку дома поступил от его родного дяди, Авелино Тринксет Касаса, - крупного текстильного промышленника Барселоны. Это здание, спроектированное каталонским архитектором - модернистом Хосепом Пуиг-и-Кадафальчем, стало настоящей жемчужиной барселонского модернизма.
Фрески Мира, покрывающие стены дома, напоминали разноцветный калейдоскоп и отличались особым сиянием. Но, к сожалению, Casa Trinxet был снесен в 1968 году, несмотря на попытки художников и интеллектуалов сохранить его для превращения в музей модернизма.
Casa Trinxet
В 1913 году Мир-и-Тринксет попеременно создает как реалистичные полотна, так и мистические и даже абстрактные работы. Природа на них зачастую предстает перед зрителем в неестественно ярких красках. Среди художников, с которыми общается Мир-и-Тринксет в те годы, особое воздействие на его творчество оказали Сантьяго Русиньол и Игнасио Сулоага.
Мир был из числа немногих испанских художников того периода, отказавшихся от получения художественного образования в Париже. Но он регулярно навещал Рамона Касаса-и-Карбо (Касас) и Русиньола, живших на Монмартре. Русиньол описал это время в серии статей «Desde el Molino» («С мельницы»; «Мельница» - мастерская-общежитие художников в Париже).
Novembrem Canyelles
Итак, Мир-и-Тринксет не учился во Франции. Более того, - он практически не испытал на себе влияния французских импрессионистов, хотя может показаться, что это не так. Дело в том, что его становление как художника пришлось на время, когда в Испании постепенно формируется творческое сообщество, ассоциирующее себя больше с культурой Барселоны, нежели Парижа. Именно оно заложит впоследствии основы стиля, ныне известного как каталонский модернизм.
Этот круг, в который, помимо Мира-и-Тринксета, входили уже упомянутые Касас и Русиньол, все чаще стал организовывать собственные выставки в Каталонии: Барселоне и Ситжесе. Так основной средой обитания для Мира постепенно становятся окрестности Барселоны.
Visió nocturna
Свой личный художественный манифест испанец выразил в 1928 году следующими словами: «Все, что я хочу, - это чтобы мои работы осветили сердце и наполнили светом глаза и душу».
И, глядя на его полотна, действительно можно физически ощутить тепло. Это сочетание цвета и света в творчестве Мира-и-Тринксета стало основополагающим средством построения собственного художественного языка. Мир создавал удивительно новое для своего времени искусство, выходящее за пределы импрессионизма или символизма, с которыми часто стремились ассоциировать его критики.
El estanque
Да, палитра цветов Мира во многом совпадает с палитрой, используемой в импрессионизме. Исключение чёрного цвета и замена его на комбинации цветов для изображения теней также свойственно французскому течению. Однако испанец прибегал к этим техническим приемам для создания собственного пейзажного мира. Вместо того чтобы усвоить и воспроизвести теории, преобладающие в то время, он творил на основании его собственных требований, и явил тем самым новый своеобразный взгляд на природу и свет.
Мир-и-Тринксет писал в Таррагоне и Майорке, в Андорре, Монтсеррат, Миравет и Гуальба, представляя публике пейзажи Испании в новом, ещё не известном ей измерении.
La hora ferviente. Montserrat
Поздравляем! Вы
зарегистрировались
на сайте ichebnik.ru
Откройте свою почту и перейдите по ссылке в письме от нас, чтобы подтвердить регистрацию и начать заниматься испанским.
Если письмо затерялось, проверьте Промоакции и Спам.