«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные художники

24.07.2020

Самый радостный художник Испании: Хоакин Соролья

Анна Борисова

Обычно, при упоминании испанской живописи, наше воображение рисует образы с полотен Гойи, Веласкеса или Эль Греко: темные, тяжелые, величественные, скорбные и потусторонние. Впрочем, кто-то может вспомнить также шедевры Пикассо или Дали: броские цвета, эксперименты, сложность, вызов, метафоричность...

Хоакин Соролья

Но есть художник, выбивающийся из ряда мэтров испанской живописи, но в то же время очень известный и очень любимый в Испании. Он неожиданно прост, светел и легок. И если полотна мастеров Золотого века заставляют нас задержать дыхание, его работы, напротив, наполняют легкие воздухом и дышат сами. Здесь море, песок, солнце и ласковый ветер. А имя художника – Хоакин Соролья-и-Бастида.

 

Формально живопись Сорольи относят к испанскому импрессионизму, о котором мы уже вели разговор ранее. Часть испанских импрессионистов обосновались во Франции, другие же творили на родине. И пусть они не прославились так, как французы-основоположники движения, их вклад в историю живописи весьма и весьма значим.

Среди мастеров и без того жизнеутверждающего импрессионизма, испанец Соролья считается одним из самых светлых. Его полные жизни и солнца полотна в свое время не оставили равнодушным самого Клода Моне.

Хоакин Соролья«Починка паруса»

Детство и юность будущего живописца пришлись на 60-70 годы XIX века. Он родился в Валенсии в феврале 1863 г. в семье мелкого торговца. К сожалению, эпидемия холеры рано лишила мальчика родителей. Двухлетний Хоакин с сестрой-погодкой переезжают жить к тетке, чей муж пытается приобщить мальчика своему слесарному ремеслу. После нескольких лет неудачных попыток воспитать себе приемника, мужчина обнаружил, что истинный талант и единственное устремление Хоакина – это рисование.

Тогда, помимо обучения в обычной средней школе, мальчик начинает посещать вечерние классы по рисованию в Школе ремесел Валенсии, которую он закончил в 1879 г. В качестве подарка на выпускной дядя вручил племяннику большую коробку с красками.

Затем Хоакин продолжает обучение в Академии Художеств Валенсии, а затем Мадрида. Испытывая нужду в деньгах, параллельно с учебой, семнадцатилетний юноша начинает писать картины на продажу. Кроме того, он принимает активное участие в различных конкурсах и выставках. На одной из них он знакомится с фотографом и меценатом Антонио Гарсия Перисом и тот, оценив талант юноши, берет его под свою опеку. Кстати, именно в студии своего попечителя Соролья познакомился со своей будущей супругой - дочерью Периса Клотильдой.

«Клотильда в студии» «Клотильда в студии»

Первым крупным успехом молодого художника стала Золотая медаль выставки в Валенсии в 1883 г., присужденная ему за картину «Молитва монахини». Годом позже огромное полотно на батальный сюжет под названием «Оборона артиллерейской батареи Монтелеона» принесет Соролье медаль национальной выставки в Мадриде.

За свои творческие заслуги юноша получает от парламента Валенсии грант на длительную творческую поездку в Рим для изучения классической живописи. Затем, с одобрения директора Испанской Академии в Риме, весной 1885 г. Хоакин совершает поездку в Париж.

В Париже испанец и встретился с новым для того времени явлением – импрессионизмом, которое и определило его дальнейшую творческую судьбу. Это движение получает живейший отклик в душе Сорольи: он начинает работать на пленэре, палитра его работ осветляется. Будучи уроженцем страны, в живописи которой преобладала академическая манера и темная цветовая палитра, он с жадностью впитывает радость, прозрачность и легкость французского импрессионизма, - все то, что оказалось так созвучно его личному жизнелюбию и свету.  

«Валенсия. Утренний пляж»«Валенсия. Утренний пляж»

Воодушевленный Францией, в 1889 г. Соролья возвращается на родину и женится на Клотильде, отношения с которой он поддерживал в течении всех этих лет учебы и путешествий. К 1895 г. у пары уже трое детей – Мария, Хоакин-младший и Елена.
Собственная семья стала для Сорольи своеобразной «наградой» за детскую утрату, - потерю родителей. Он был по-настоящему счастливым мужем и отцом, а жена и дети всегда оставались его излюбленными моделями. После себя художник оставил множество изображений своих любимых: Клотильда и дочери, бредущие по пляжу (1909 г.) или по-домашнему теплый холст с простым и емким названием «Моя семья» (1901 г.), где фигуры близких дополняет отражение отца семейства в зеркале…

«Клотильда и Елена на камнях в Хавеа»«Клотильда и Елена на камнях в Хавеа»

Многие отмечают, что Соролье особенно удавались изображения детей и женщин. Может в этом и кроется этот особенный свет и радость его работ – беззаботность детства, белые платья и кружевные зонтики девушек на фоне морских и солнечных брызг, скал и зелени…На своих полотнах Соролье всегда удавалось на удивление органично связать природу и людей.

Однако за видимой легкостью и безмятежностью сюжетов кроется огромный труд мастера: для каждой своей картины Соролья тщательно прорабатывал композицию, изучал пропорции и форму предметов, а также позы моделей, контрасты цвета и света. Лишь после этой подготовительной работы он писал на холсте, уже почти не внося никаких изменений.

«Бегущие вдоль пляжа»«Бегущие вдоль пляжа»

Последнее десятилетие XIX века исследователи творчества Сорольи назвали его «Восхождением на Олимп»: успех испанца растет и достигает небывалых размеров. Огромную популярность у публики вызвала картина «Другая Маргарита» (1892 г.). Она принесла мастеру золото на вернисаже в Мадриде, а также медаль международной выставки в Чикаго. Картина «Рыбаки Валенсии» была отмечена Золотой медалью международной выставки в Берлине. Публика и пресса с восторгом приняли полотна «Прачки» и «Возвращение с рыбалки»: они принесли Соролье медаль Парижского Салона (1895 г.). Кстати, «Возвращение с рыбалки» французское государство приобрело для Люксембурского музея, имевшего статус «музея ныне живущих художников».

«Возвращение с рыбалки»«Возвращение с рыбалки»

В 1897 г. испанец создает поистине новаторские работы: «Портрет доктора Симарро с микроскопом» и «Научное исследование», за которые получает награду Национальной выставки в Мадриде.

А в 1899 г. Соролья совершает большое европейское турне, принимая участие в ряде международных выставок. В 1900 г. испанца ждет очередной большой успех в Париже: на Всемирной Выставке во французской столице экспозиция Сорольи буквально встречена овациями, а Франция присуждает художнику звание кавалера Почетного легиона. Кроме того, испанец получает почетное членство целого ряда европейских Академий художеств, став к сорока годам признанным главой испанской школы живописи тех лет. Без преувеличений, в те годы почти каждая картина Сорольи воспринималась публикой как «очередной шедевр».

«Портрет доктора Симарро с микроскопом» «Портрет доктора Симарро с микроскопом»

В XX век художник шагнул с новыми успехами. В 1906 г. с блеском прошла его выставка в Галерее Жоржа Пети, где было представлено почти 500 работ! В 1909 г. Соролья выставляет 300 своих картин в Нью-Йорке, из которых целых 195 продано сразу. Выставки испанского импрессиониста становятся важным художественным явлением в культурной жизни стран по обеим сторонам Атлантики.

 

Апофеозом творчества Сорольи  считают большой цикл «Видение Испании», созданный для Испанского общества Америки в Нью-Йорке. Над этим проектом художник работал в течении восьми лет с 1911 г. Для украшения стен своего дворца, Общество заказало испанцу 14 гигантских полотен, изображающих различные сцены из жизни испанских регионов. Почти все картины этого цикла мастер начинал писать на пленэре, отправляясь на поиски натуры по всей стране. Этот заказ и его реализация стали вершиной и без того огромного успеха Сорольи.

«Рыболовные сети»«Рыболовные сети»

После этого триумфа в Штатах, финансовое положение семьи художника выходит на новый уровень, и Соролья приобретает земельный участок в Мадриде, на котором отстраивает просторный дом с садом. Именно в этом месте сейчас расположен Дом-музей Сорольи, где представлены его картины, а также его коллекции скульптур, мебели и керамики.

К сожалению, творческий путь художника прервала тяжелая болезнь. В 1920 г., когда Соролья работал над очередной картиной в саду своего дома, с ним случился инсульт. На три года он оказался парализованным и скончался в августе 1923 г.  в возрасте шестидесяти лет.
Останки живописца были перенесены в его родной город - Валенсию, которая еще в 1909 г. присвоила своему мастеру звание «Любимый сын Валенсии» и назвала одну из улиц его именем. Сейчас его имя в Валенсии носят также вокзал и станция метро.

Любящая семья живописца передала его работы в дар стране. Обе дочери Сорольи продолжили дело отца: Мария стала художницей, а Елена – скульптором. А сын мастера, Хоакин-младший, до самой своей смерти был директором Дома-музея Сорольи в Мадриде, где представлена значительная часть работ испанца.

 
Дом-музей Хоакина Сорольи в МадридеДом-музей Хоакина Сорольи в Мадриде

Всего картин художника по миру свыше двух тысяч. Большая часть, по завещанию вдовы Сорольи, - собственность Испанской Республики, многие из них можно увидеть в столичном Доме-музее живописца. Остальные картины разбросаны по галереям и частным коллекциям. Выставки работ Сорольи продолжают проводиться по всему миру: в 2007 г. в Париже, в 2009 г. в мадридском Прадо, в 2016 г. в Мюнхене…

Интерьер Дома-музея СорольиИнтерьер Дома-музея Сорольи

Живопись Сорольи, в особенности «испанская серия», явленная миру спустя три года после его смерти, показала людям Испанию глазами любящего свою землю и свою жизнь мастера: солнечной, радостной и простой.

Может быть поэтому Соролью часто называют самым светлым художником Испании. Благодаря ему, мир во многом по-новому увидел эту страну. Его работы – это гимн жизни: дети, бегущие по пляжу, лодки на волнах, женщины в воздушных платьях, уют семьи. Вся правда жизни и искусства для Сорольи была именно в этом свете и в этой радости: «Чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее».