«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные художники

28.03.2019

«Испанское впечатление»: художники-импрессионисты Испании.

Художники-импрессионисты Испании


Импрессионизм — широко известное течение в живописи конца XIX - начала XX в., зародившееся во Франции. Собственно название течения и происходит от французского слова «impression” («впечатление»). Название это носило сначала слегка пренебрежительный характер, но тем ни менее закрепилось в истории живописи как действительно тонко отражающее суть данного художественного направления. Суть эта — поймать и передать впечатление от момента, зрительный образ, настроение. Никакой морали, достоверности, историзма, глубокой идеи, лишь красота и уникальность мимолетного «сейчас».

Основоположники импрессионизма - французы Мане, Моне, Ренуар и другие. О них написано великое множество книг, статей, искусствоведческих обзоров. Но что важно для нас, эти революционеры французской живописи своими учителями называли испанцев, свое вдохновение черпали в испанской живописи XVIII века: в творчестве Веласкеса (1599-1660), Сурбарана (1598-1664), Эль Греко (1541-1614), а также Гойи (1746-1828).

Таким образом испанская живопись имела в себе важные предпосылки для зарождения и эволюции французского импрессионизма. Вообще во Франции середины XIX века можно было наблюдать все более растущий интерес к культуре и искусству Испании.

Сама же Испания в это время находилась в состоянии нестабильности. Вспыхивали антиправительственные мятежи, рос региональный сепаратизм (особенно в баскских землях), велись колониальные войны, следствием которых становилась экономическая и социальная отсталость. И на таком довольно «мрачном» фоне зарождается «светлый» испанский импрессионизм. Французские импрессионисты, в свою очередь вдохновленные испанскими мэтрами, дали дорогу импрессионизму испанскому,  который заслуживает отдельного внимания.

Camarlench. Conversacion en la serre

Camarlench. Conversacion en la serre

Считается что именно испанские художники середины XIX и начала XX вв. были теми, на кого французский импрессионизм повлиял в большей степени. Многие из них жили и работали в Париже, много путешествовали. Но в отличие от французских «учителей», испанские импрессионисты и так называемые нео-импрессионисты проявили большую лояльность к классической художественной школе и ее традициям.

Так например в их среде не наблюдалось демонстративного отказа от путешествия в Италию (обязательного атрибута академического образования), наоборот, испанцы много и с удовольствием путешествовали, в том числе по своей стране, разнообразные пейзажи и рельеф которой не могли оставить равнодушным ни одного любителя пленэра. Они живописали свою родину, особенности разных ее провинций, ее средиземноморские пляжи, ее горы, покрытые снегом, ее степи, выжженные солнцем, зелень ее плодородных регионов, - все нашло отражение в испанской живописи импрессионистского периода.

В XIX веке самой богатой территорией страны был регион Валенсии, с культурной точки зрения особенно важными городами были Мадрид и Барселона. С XVIII века здесь, как и по всей Европе, доминировала академическая живописная школа, ее представителями в это время были Хосе де Мадрасо (José de Madrazo y Agudo) и Мариано Фортуни (Mariano Fortuny y Madrazo). И вот, в противовес господствующему академизму, рождается испанский импрессионизм, представители которого использовали меньше пастельных, но больше ярких насыщенных цветов, в отличие от своих учителей-французов. В особенности они любили яркий белый и насыщенный красный. Чего только стоят многочисленные красные зонтики на полотнах испанских импрессионистов!

Карлоса Де Хаэса (Carlos de Haes, 1826-1898 гг.)

Первооткрывателем испанского ландшафта и проводником идеи работы на пленэре считают испанца бельгийского происхождения Карлоса Де Хаэса (Carlos de Haes, 1826-1898 гг.).

Carlos de Haes

Он родился в Бельгии, но в 1857 возглавил кафедру пейзажной живописи в Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Согласно традициям Барбизонской школы, Хаэс проповедует важность внимательного и преданного изучения природы, в первую очередь, посредством практики пленэра. Многие из его учеников впоследствии стали главными импрессионистами Испании: Аурелиано де Беруэте, Дарио де Регойос, Хайме Морера и Казимиро Сайнц.

Де Хаэс. Прибой

Де Хаэс. Прибой

 Де Хаэс. Затонувший корабль

Де Хаэс. Де Хаэс. Затонувший корабль

Мартин Рико (Martín Rico y Ortega, 1833-1908)

Так одним из первых его учеников в Сан-Фернандо был Мартин Рико (Martín Rico y Ortega, 1833-1908). Рико начинал как последователь Тернера, затем путешествия по Европе и особенно знакомство с Камилем Писарро склоняют его к импрессионизму. Рико много времени проводит в Англии, Франции, Швейцарии, что видно по его работам. Но любимым местом и последним пристанищем для живописца становится Венеция. Город на воде становится главной музой большинства его полотен, имевших успех по всему миру, особенно в США.

Рико и Ортега. Вид на Санта Мария делла Салюте

Рико и Ортега. Вид на Санта Мария делла Салюте

Palazzo Cavalli-Franchetti and Palazzo Barbaro on the Grand Canal

Рико и Ортега. Вид на канал

Аурелиано де Беруэте-и-Морет (Aureliano de Beruete y Moret, 1845 -1912)

Аурелиано де Беруэте-и-Морет

Следующий испанский художник-импрессионист - Аурелиано де Беруэте-и-Морет (Aureliano de Beruete y Moret, 1845 -1912) родился в Мадриде и первоначально получил юридическое образование. Он защитил докторскую диссертацию, стал профессиональным политиком и даже (в 1871 и 1872 гг.) депутатом законодательного собрания. Но в 1874 году, после встречи с Хаэсом, оставив политическую деятельность, Беруэте начал профессионально заниматься живописью, также пройдя через Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Художественные критики, характеризуя творчество Беруэте, склонны противопоставлять его кастильскую резкость и «заземленность» легкости и безмятежности  французского импрессионизма. В последние годы жизни художник, прославившийся также как историк искусства,  написал несколько трактатов о живописи и стал редактором первого сборника работ Веласкеса, изданного в 1898 г. в Париже.

Aureliano de-Beruete-y-Moret. Casa sobre la playaAureliano de-Beruete-y-Moret. Casa sobre la playa

Quimperlé at Night

Quimperlé at Night

Луис Хименес Аранда (Luis Jiménez Aranda, 1845-1928 гг.)

Севильский импрессионист Луис Хименес Аранда (Luis Jiménez Aranda, 1845-1928 гг.) родился в семье художников и учился в Академии искусств родной Севильи. Уже по окончании ее он переезжает в Мадрид, где живет в течении нескольких лет. Здесь он знакомится с творчеством испанских мастеров в музее Прадо, после чего в 1867 году отправляется в Рим для дальнейшего изучения живописи. Там Аранда пишет несколько картин, имевших успех на испанских выставках. Это бытовые сцены итальянской жизни, как в элегантных интерьерах аристократических домов, так и на рыночных площадях, в среде торговцев, прачек и трактирщиков.

 

В 1874 году художник впервые приезжает в Париж, где планирует заключить контракт на продажу своих картин, а уже в 1877 году он начинает выставляться в Парижском салоне, где приобретает успех и репутацию. С 1890 года, окончательно увлекшись стилем парижских художников, а также творчеством «земляка» Сорольи (о нем ниже), Аранда окончательно переходит в «лагерь» импрессионистов.



Хименес Аранда. Прачки на берегу реки.
Хименес Аранда. Прачки на берегу реки.

Дама на Всемирной выставке в Парижа (1889).

Дама на Всемирной выставке в Парижа (1889).

Игнасио Пиназо Камарленч (Ignacio Pinazo Camarlench, 1849-1916 гг.)

Игнасио Пиназо Камарленч

Один из самых известных живописцев Валенсии, - импрессионист Игнасио Пиназо Камарленч (Ignacio Pinazo Camarlench, 1849-1916 гг.) родился в бедной семье и с детства зарабатывал на жизнь укладкой декоративной плитки и ювелирными работами по серебру. Страсть к живописи привела его в Художественную Академию Сан-Карлос в Валенсии, на обучение в которой он зарабатывал изготовлением шляп. Однако уже в возрасте 21 года к бедному дарованию приходит успех. Случается это когда он выставляет свои работы на Национальной выставке в Барселоне. Поначалу Камарленч пишет преимущественно на исторические темы, но после пятилетнего пребывания в Италии и возвращения на родину, переходит к бытовым сюжетам и обнаженной натуре. Это было началом уже непосредственно импрессионистсткого направления в его творчестве, тенденцией к изображению более личного, интимного. И тенденция эта кроется не только в выборе сюжетов, но и в самом стиле письма, а также в практиках пленэра. Однако, как характерная черта классической испанской живописи, в работах Камарленча навсегда останется преобладание темных красок .

Камарленч. Вечер карнавала

Камарленч. Вечер карнавала

Камарленч. Вечер карнавала

Камарленч. The Arbor

 Дарио де Регойос и Вальдес (Darío de Regoyos y Valdés, 1857-1913 гг.)

Дарио де Регойос и Вальдес

Уроженец Барселоны Дарио де Регойос и Вальдес (Darío de Regoyos y Valdés, 1857-1913 гг.) родился в семье известного архитектора, и детство провел в Мадриде, где также был учеником Де Хаэса в Академии Сан-Фернандо. В 1879 году, по совету своего учителя, юноша  отправляется в Бельгию изучать европейское искусство. Там он поступает в Королевскую школу изящных искусств Брюсселя, участвует в создании нескольких художественных кружков, организует выставки и концерты, все больше отходит от своего первоначального натурализма, а также выступает с анти-академическими заявлениями.
В 1883 году Де Регойос вместе с единомышленниками совершает большое турне по Марокко и Испании, вскоре оседает в Марокко, продолжая наездами бывать в Европе. Большое влияние на этого живописца оказывают работы Сера, Синьяка и Писарро («пуантилизм»), что видно на его картинах того периода.
Большая часть работ Де Регойоса создана на пленэре и посвящена природе Испании. На картинах преобладают яркие сине-фиолетовые тона, мы видим зеленые, розовые и желтые оттенки зданий, сияющий ультрамарин водной глади. К сожалению, Де Регойос не был избалован славой при жизни, но после его смерти состоялась большая ретроспективная выставка его работ, и сегодня его картины украшают не только музеи Испании, но также всей Европы и США.

Regoyos. Sierra NevadaRegoyos. Sierra Nevada

La Concha, nocturnoRegoyos. La Concha, nocturno

Vendredi Saint en CastilleRegoyos. Vendredi Saint en Castille

Eliseo Meifrén y Roig , 1858-1940

Другой известный импрессионист, рожденный в Барселоне, - Роиг (Eliseo Meifren y Roig, 1858-1940). Начав свое художественное образование в родной Барселоне, в 1870 году он переезжает в Париж, где продолжает учиться, творить, а также сближается с художниками-модернистами, в том числе из Испании, такими как Рамон Касас и Сантьяго Русиньоль. В течении продолжительного времени Роиг живет и пишет в Италии, а в 1881 г. возвращается на родину.

Роиг прославился как пейзажист и живописец бытовых сцен, он постоянно выставлялся, в том числе организуя персональные выставки картин в Барселоне, Мадриде, Буэнос-Айресе. Он — обладатель многочисленных наград и почетных званий не только на своей родине, но по всему миру.
Основные сюжеты полотен Роига — повседневность родной Испании, в особенности ее северных земель. Творчество художника относят и к импрессионизму, и к модернизму. Многие работы нельзя с уверенностью отнести строго к одному течению, работы разнообразны, как и периоды творчества, это скорее предмет обсуждения искусствоведов, мы же позволим себе просто насладиться созерцанием полотен живописца.


Роиг. Марина с буем
Роиг. Марина с буем

pontevedra

Pontevedra

Хоакин Соролья-и-Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida, 1863-1923 гг.)

Признанный глава современной живописной школы Испании — импрессионист Хоакин Соролья-и-Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida, 1863-1923 гг.). Он родился в Валенсии в семье торговца. В возрасте двух лет мальчик остается сиротой, его и его сестру воспитывают родственники матери. С девяти лет Хоакин начинает писать и поступает в художественное училище своего города, а в 18 лет уезжает учиться в Мадрид. Там он погружается в наследие великих испанцев в Прадо.

Путь к импрессионизму и живописи на пленэре и у Сорольи проходит через учебу в Валенсии, Риме, Париже. Отслужив в армии, Соролья получает грант на обучение живописи в Испанской академии в итальянской столице, где проводит четыре года. Затем он ненадолго едет в Париж, где знакомится с современными ему течениями французской живописи, в частности — с импрессионизмом.

 

В 1988 году Соролья возвращается в родную Валенсию, женится, у него появляются трое детей. В 1985 году художник с семьей переезжает в Мадрид, где с увлечением берется за написание масштабных полотен на исторические и мифологические темы. В это же время он успешно выставляется по миру — в Испании, Европе, США. Число работ в стиле импрессионизма растет.

И вот Соролья - мэтр новой живописной школы Испании. Он выставляется в Париже на Всемирной выставке 1906 года (около 500 его работ), за участие в которой награждается почетной медалью и орденом Почетного легиона. Затем он становится членом сразу трех академий живописи — Парижа, Лиссабона и родной Валенсии.

Соролья

В 1911 году Соролья начинает работу над большой серией картин о родной Испании по контракту с американским меценатом Хангтингтоном. Эти работы были закончены в 1919 году и представляют из себя последовательный и нежный рассказ о жизни, природе и людях испанских провинций.
Три последних года жизни художник был парализован после инсульта, случившегося с ним во время работы в саду за мольбертом. В 1923 году его не  стало. Соролья оставил после себя свыше двух тысяч работ, которые его вдова передала в дар Испанской республике. Сейчас они составляют основную коллекцию Дома-Музея Сорольи в Мадриде.

Соролья. Три паруса

Соролья. Три паруса

Соролья. Купание коня

Соролья. Купание коня

Лауреано Баррау (Laureano Barrau,1863-1957 гг.)

Родившийся с Сорольей в один год, но переживший его на тридцать с лишним лет, другой испанский импрессионист, - Лауреано Баррау (Laureano Barrau,1863-1957 гг.) происходил из буржуазной семьи и учился в школе изящных искусств в Барселоне. После переезда в Мадрид он изучал живопись по картинам музея Прадо, затем учился в Париже в Художественной Академии, в Италии изучал великих итальянских мастеров. Он становится известным в европейских столицах, обладателем многих наград, уже с 28 лет участвует в выставках Парижского салона изящных искусств. Но в возрасте 47 лет успешный художник с семьей переезжает на остров Ибица и остается там жить и писать до конца своих дней. Очарованный видами острова, он пишет там свои самые восторженные работы. Все они - цвет и свет. Там же на Ибице, после смерти живописца, его вдова открывает в 1963 г. музей, в котором хранится около двухсот картин мастера.

Laureano Barrau. La Payesa Ibiza

Laureano Barrau. La Payesa Ibiza

Laureano Barrau. Solitude

Laureano Barrau. Solitude

В принципе, к середине XX века импрессионизм почти полностью сменился новыми художественными течениями. В Испании появляются новые мастера, многие из работ которых называют «поздним импрессионизмом», но в целом это уже иные направления, течения, техника. Зачастую они многое берут от испанского импрессионизма, но являют собой дальнейший путь испанской живописи, - к модернизму и пост-модернизму. Под влиянием импрессионизма находились такие испанские живописцы начала  XX века как Рамон Касас (1866-1934 гг.), Игнасио Сулоага Забалета (1870-1945 гг.), Эрменехильдо Англада Камараса (1871-1959 гг.).

Несмотря на то, что в среде художественных критиков испанский импрессионизм зачастую считается подражательным явлением, «цитатой» французских отцов-основателей, работы, созданные испанскими мастерами, для многих являются источником особенной радости, вдохновения и живейшего интереса. Испанские последователи великих импрессионистов были не просто хорошо образованы, пройдя через художественные школы ведущих европейских столиц, но по-настоящему любили свою родину. И пожалуй ярче всего показали импрессионистское течение в своей стране Беруэте, Соролья и Регойос. Все трое писали в основном Испанию и смогли передать в своем творчестве ее дух очень по-разному.

Конечно трудно уместить в одну статью все богатство испанского импрессионизма, будем считать, что это лишь краткий обзор, первое знакомство с этим пластом испанского искусства. И, смею надеяться, у вас появится желание продолжить это знакомство, любуясь пейзажами, портретами и повседневными зарисовками испанской жизни. Приобретая свое Впечатление.