Как выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаМнемотехникаНовости ichebnika
Испаноязычные художники

Мария Искуэрдо – соотечественница, коллега и современница Фриды Кало.

Анна Борисова 

Мария Искуэрдо

Первое имя, которое приходит нам в голову, когда мы слышим словосочетание «мексиканская художница», - это конечно же Фрида Кало. Но, несмотря на ошеломляющую популярность Фриды во всем мире, первой мексиканкой, чьи работы были выставлены и высоко оценены за границей, стала ее современница Мария Искуэрдо.

Мария Кенобия Искуэрдо Гутьеррес, по одним сведениям родилась в 1902 г., по другим – в 1906 г. в мексиканском штате Халиско. В пять лет она потеряла отца и опеку над девочкой взяла на себя ее бабушка, с которой Мария много переезжала с места на место. Девочка успела пожить в городках Агуаскальентес, Торреоне, Сальтильо. Как-раз в школе Сальтильо, в возрасте тринадцати лет, Мария начала учиться живописи. Однако уже через год, следуя воле строгой бабушки, она выходит замуж за полковника Кандидо Посадаса.

Так к двадцати годам Мария – мать двоих (по другим сведениям, троих) детей. В 1923 г. супруги переезжают в Мехико, но уже в 1927 г. – разводятся. Сразу после развода Мария поступает в художественную Академию Сан-Карлос, где учится в течении года ценой неимоверных усилий. За учебу нужно было платить, и разведенная молодая женщина с детьми пыталась хоть как-то заработать своим творчеством, чтобы прокормить себя и детей.

В те годы в Сан-Карлос преподавал Диего Ривера, который первым оценил талант Искуэрдо. Там же Мария познакомилась с художником Руфино Тамайо, - он принимал одну из ее курсовых работ.  Искуэрдо и Тамайо сближаются, их начинают связывать романтические отношения и совместное творчество. Тамайо стал наставником Марии в технике живописи и в целом повлиял на ее манеру на рубеже 1920-30х годов.

Руфино ТамайоРуфино Тамайо

Когда Искуэрдо покидает Сан-Карлос (через год после поступления) в знак несогласия с формальным обучением, она делит с Тамайо студию в течении нескольких лет. В этот период художница открывает для себя технику ксилографии и гравюры.
Однако Тамайо уходит от Марии к молодой студентке, которая позже станет его женой. Этот разрыв тяжело дается Марии и свое состояние она выражает в картинах. Например, на одной из них изображена женщина, глядящая в зеркало, где вместо отражения видит пустоту.
 

«Женщина перед зеркалом»«Женщина перед зеркалом»

Несмотря на боль расставания, Искуэрдо всегда будет считать Тамайо своим первым учителем и другом. Именно он научил ее своим методам работы с гуашью и акварелью и, как принято считать, именно он убедил Марию в том, что Мексика представляет собой богатый источник вдохновения для живописи. Вместе с Тамайо Искуэрдо также занималась изучением работ Андре Бретона и Сальвадора Дали, которыми впоследствии часто вдохновлялась в своем творчестве.

Осенью 1929 г. состоялась первая персональная выставка художницы в Галерее Дворца изобразительных искусств Мехико. Причем, одним из организаторов выставки был сам Диего Ривера, он же написал предисловие к каталогу представленных работ. В том же году картины Искуэрдо были выставлены в Нью-Йорке, в стенах Арт-центра на Манхэттене. Эта экспозиция, включавшая в себя четырнадцать картин (натюрморты, портреты, пейзажи), и оказалась первой выставкой мексиканской художницы за пределами Мексики.

В следующем же 1930 г. работы Искуэрдо, наряду с работами Руфино Тамайо, Диего Риверы и Августина Лазо, были представлены на выставке мексиканского народного искусства и живописи в знаменитом Метрополитен-музее.

«Живая натура»«Живая натура»

Вслед за Америкой, у Искуэрдо появляются почитатели и в Европе. Так французский поэт, актер, режиссер и теоретик сюрреализма, Антонен Арто становится большим ценителем творчества Искуэрдо, а также ее другом. Он – автор нескольких статей о художнице и именно он помог ей организовать выставку в Париже в 1937 г. Описывая творчество мексиканки, Арто охарактеризовал ее картины как «искренние, спонтанные, оригинальные и тревожные». Считается что во многом как-раз дружба с Арто привнесла некоторые принципы сюрреализма в творчество Искуэрдо.

В 1932 г. Искуэрдо начинает преподавать в Школе пластических искусств при Секретариате народного образования Мехико. Примерно в те же годы для храма своего родного города она пишет Образ Девы Марии, который, по воспоминаниям современников, был почти также популярен как знаменитая Дева Гваделупская.

Образ «Алтарь Скорби»Образ «Алтарь Скорби»

 

Самым ярким и успешным периодом творчества Искуэрдо стали 1940-е годы. В это десятилетие работы мексиканки выставлялись в Японии, Индии, Гватемале, Панаме и Бразилии. Все они были выполнены в различных техниках – масло, акварель, графика, гравюра, офорт.
Эти годы привнесли удачу и в личную жизнь художницы: в 1944 г. она второй раз выходит замуж. Супругом Марии стал дипломат и художник Рауль Урибе Кастилья. Супруги совершили путешествие в Чили, где также состоялась выставка работ Искуэрдо.

К сожалению, столь счастливое десятилетие оказалось «лебединой песней» художницы. У Марии случился инсульт, что в 1949 г. привело ее к частичному параличу. А в 1953 году состоялся развод Искуэрдо со вторым супругом. Истинные причины разрыва не ясны и, возможно, именно болезнь повлияла на исход отношений.

«Влюбленные лошади»«Влюбленные лошади»

После инсульта, когда правая рука Марии оказалась парализована, она еще некоторое время старалась писать левой рукой. Но с каждым годом состояние художницы ухудшалось. Умерла она в Мехико в декабре 1955 г., через год после смерти Фриды Кало.

С Кало у Искуэрдо действительно много общего. Они – не просто современницы, но почти ровесницы, их жизни «шли» параллельно. Обе художницы «заявили о себе» в конце 20-х годов и обе, пусть и в разной степени, находились под влиянием Диего Риверы. По тематике и манере исполнения «пересекаются» некоторые из их работ. Например, последней крупной картиной, созданной Марией до болезни, стала «Мечты и предчувствие» (1947 г.). На ней художница изобразила себя с отрубленной головой, - вполне в духе Фриды. Искуэрдо близки те же темы, что и Фриде (боли, страдания, безответной любви, потери и смерти), хотя в целом ее творчество все же более «земное» и «жизнеутверждающее», чем творчество Кало.

«Мечты и предчувствие» «Мечты и предчувствие»

Сближает мексиканок и другое. Как и Фриде, Искуэрдо удалось добиться признания своего таланта в то время, когда женщинам в принципе было сложно «пробиться». Кроме того, как и Кало, Искуэрдо любила фотографироваться и появляться на публике в народной мексиканской одежде. И обеих высоко ценил художественный мэтр Мексики того времени – Ривера.

Но если Фрида разделяла социально-политический пыл Диего, Мария как в жизни, так и в творчестве была далека от подобных тем. Пожалуй, единственным «пятном» около-политической деятельности в биографии Искуэрдо оказалось членство в Лиге революционных писателей и художников. Одной из целей данной организации была борьба против империализма и фашизма посредством искусства. Что касается творчества мексиканки, здесь политики не было и в помине. И хотя талантом Марии восхищались многие ее современники, все же господствующим направлением в живописи Мексики тех лет была идеология. Искуэрдо же куда больше интересовала повседневная, «вещественная» жизнь людей: бытовые детали, животные, фольклор, народные праздники и развлечения, дети, игрушки, материнство.
 

«Сцена цирка»«Сцена цирка»

«Я избегаю политических тем, потому что они не имеют выразительной и поэтической сил, я думаю, что картины – это открытое окно в человеческое воображение», - признавалась Искуэрдо.
Возможно этот сознательный отход художницы от социально-политической тематики и оказался основной причиной, по которой ее заявка на участие в росписи Национального дворца Мехико в 1945 г. была отклонена (на сегодняшний день сохранились только эскизы настенного проекта Искуэрдо). По другой версии, против Марии сыграл также тот факт, что она – женщина, а монополию на роспись Дворца держали политически активные влиятельные лица Мексики, все - мужчины (Диего Ривера, Хосе Ороско и др.). Так или иначе, своим искусством, как и Фрида, Искуэрдо «подтачивала» существующую монополию мужчин в живописи. Ее перу принадлежит книга под названием «Женщина и мексиканское искусство», где художница написала: «Родиться женщиной и обладать талантом – преступление».

Что ж, «Преступление» Марии Искуэрдо более чем достойно внимания. Живопись мексиканки самобытна, проста и притягательна. Ее пейзажи, портреты и натюрморты отличаются особенным цветовым решением – интенсивным, ярким, сочным. А главным источником вдохновения для Искуэрдо была природа и народные традиции родной страны.

 

«Шкаф»«Шкаф»

Иногда ее живопись сближают с сюрреализмом, отмечая при этом ее тяготение к народному искусству. Исследователи называют стиль Искуэрдо «наивным», отсылая к примитивизму Анри Матисса. Отмечают также ее «виртуозное использование цвета» при «провинциальной простоте» сюжета.
Будем честны, слава Фриды Кало все-таки затмила славу Искуэрдо. Но это отнюдь не означает, что последняя забыта, - Мексика по сей день гордится своей художницей. В 2012 г. останки Искуэрдо были перенесены в Ротонду выдающихся деятелей в Мехико, - место, где хоронят прах знаменитых военных, ученых, общественных и культурных деятелей страны. Кроме того, имя художницы носит один из кратеров на Меркурии.

К сожалению, сейчас большая часть работ Искуэрдо находятся за пределами Мексики в частных коллекциях, часть из них была потеряна. Поэтому в октябре 2002 г., во время мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Искуэрдо, картины художницы были объявлены Национальным достоянием культуры Мексики. А ведь разглядывая их, действительно, видишь Мексику! Более того, слышишь ее, ощущаешь и приближаешь к себе. Согласитесь?

Мария Искуэрдо