VKzen.yandex.ru

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера

Анна Борисова

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера

Москвичи штурмуют выставку Фриды Кало и Диего Риверы в Манеже с самого ее открытия осенью 2018 года и, очевидно, будут штурмовать до самого закрытия, то есть до весны 2019 г. Эта выставка действительно — событие. Ведь картины Фриды до 2016 года в России не появлялись, и ни разу, даже во времена СССР, к нам не привозили работы Диего Риверы.

Кало и Ривера — пожалуй, самая популярная мексиканская пара в мире. Пара яркая как сама Латинская Америка, как народные мексиканские наряды Фриды, как живые цветы, которые она носила в волосах, как палитра работ двух этих художников и как легендарные истории об их жизни и страсти.  
Большинство из нас знакомо со знаменитым фильмом 2006 года  «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Еще один прекрасный, хоть и менее известный фильм-биография был снят в Мексике еще в 1985 г. и носит название «Фрида, живая натура» (“Frida. Naturaleza viva”). Эта картина режиссера Поля Ледука в поэтической форме воспроизводит сцены из жизни художницы с детства и до самой смерти, затрагивая ее отношения с отцом, с мужем, со Львом Троцким и другими известными людьми ее времени.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера

Кало и Ривера были совсем не похожи один на другого и в то же время очень близки. Подобным образом соотносились их картины — каждый их них присутствует в работах другого, зачастую в виде конкретного изображения, портрета. Они — одно целое, несмотря на разность их творчества и на сложность их взаимоотношений.

Фрида Кало появилась на свет летом 1907 г. в многодетной семье, у нее было три сестры. Ривера родился двадцатью годами раньше Фриды и зимой. У него был брат-близнец, который умер в возрасте двух лет. Оба имеют еврейские корни, Ривера — в испанском исполнении, Фрида — в немецко-мексиканском.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера
Наши современники прозвали Фриду «родоначальницей селфи», ввиду того что большая часть ее картин — автопортреты. А современники Риверы называли его «Людоедом», так как этот художник фактически пожирал женщин: очаровывал их, затем обманывал, делал несчастными и бросал. Он славился своими любовными похождениями, внебрачными детьми, своей одержимостью, переменчивостью и неверностью во всем.  Политика была его второй страстью после женщин, но даже из коммунистической партии Ривера уходил и возвращался с покаянием, умоляя принять его обратно, как умолял он Фриду согласиться на повторный брак с ним после его измены и последующего за этим развода.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера


Их брак еще называли союзом Слона и Голубки. Большой, тучный Ривера и маленькая, хрупкая, немощная Фрида. Интересно, что подобным образом соотносятся зрительно и их работы — аккуратные, миниатюрные, очень личные картины Фриды и масштабные, с размахом полотна Диего, который недаром прославился как муралист, то есть оформитель фасадов. В жизни, как и в творчестве, Ривера был экстраверт, поглощающий внешние события, эмоции, людей, и выплескивающий все это на свои полотна. А Фрида, живущая своей болью и своими переживаниями живописала себя и свою судьбу. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь темой, которую знаю лучше всего», - объясняла художница.

Что же представляла из себя жизнь каждого из этих двоих до встречи друг с другом? Не забываем, что разница между ними — двадцать лет. К тому времени когда Ривера был уже известен и уважаем в своей стране и даже кое-где за рубежом, Фрида успела пережить полиомиелит, иссушивший ее правую ногу в детстве, затем страшную аварию, переломавшую все ее тело в юности, и соответственно, получить многочисленные психологические травмы и комплексы.

В ту страшную автобусную катастрофу, исковеркавшую и предопределившую ее дальнейшую жизнь и творчество, Фрида попадает осенью 1925 года в возрасте восемнадцати лет. Именно тогда, вынужденно обездвиженная, надолго прикованная к постели, она берет в руку кисть.
Через год после трагического события Фрида делает набросок «Авария», в котором изображает катастрофу. Этот рисунок — ее единственное изображение случившегося, больше она к этой мучительной теме в своем творчестве не возвращалась.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера

Пока Фрида росла, страдала и делала первые, в буквальном смысле мучительные шаги на поприще живописца, Ривера уже тесно дружил с творческой элитой того времени — художниками Пикассо, Рейесом, Модильяни, писателем Эренбургом. Он учился в Академии художеств в Мадриде, работал в Париже, путешествовал по Голландии, Бельгии и Великобритании. В 1921 г. он вернулся в Мексику и вскоре включился в осуществление государственной художественной программы по украшению фресками общественных зданий. На протяжении 1920 - 1930-х годов, уже обретя Фриду, Ривера выработал свой собственный стиль, став одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи и одним из самых известных художников Мексики. Одной из главных тем в его творчестве были фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также ее революционное движение.

Будучи убежденным коммунистом, в 1927 году Ривера приезжал в Советский Союз на празднование десятилетия октябрьской революции, а чуть позже он подарил стране монументальное полотно «Славная победа», которое находится в собрании ГМИИ им. Пушкина.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера


Так перспективный художник был к тому же убежденным коммунистом и обаятельным ловеласом. Самого себя Ривера часто изображал в виде толстой лягушки с чьим-то сердцем в руке. Как-то он признался: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать». В случае с Фридой это многое объясняет, ведь своими изменами он добавил немало боли в чашу и без того трагической жизни художницы.

Женскую красоту пылкий Диего воспевал и в своем творчестве. Сохранилось огромное количество портретов его возлюбленных.  До Фриды у Диего за плечами был брак с русской художницей Ангелиной Беловой, роман с другой русской художницей Марией Воробьевой-Стебельской, второй брак с латиноамериканской моделью и писательницей Гуадалупе Марин.

И вот на исходе 1920-х годов зарождается любовь между сердцеедом Риверой и калекой Фридой. Каждый из них привнес в этот союз свой опыт. И если опыт Риверы был больше внешний — путешествия, романы, обучение и интересная работа, то опыт Фриды был опытом внутренним — опытом борьбы, терпения, боли и творчества через эту боль.

В августе 1929 г. Кало и Ривера женятся. И уже через год Фрида переживает новое испытание — она теряет ребенка. Травмы позвоночника и таза, полученные при аварии, не дают женщине выносить плод. Тем временем Ривера получает заказы в Америке и пара переезжает. С 1930 по 1934 г. они живут США, работая над росписями зданий в Нью-Йорке, Детройте, Сан-Франциско. В 1932 г. Фрида вновь теряет ребенка. Свою боль художница выливает в картину  «Летящая кровать».

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера


Испытания Фриды продолжаются - Диего изменяет жене с ее родной сестрой. В 1934 году Фрида коротко обрезает свои роскошные волосы и подает на развод. Пишет картину под названием «Всего несколько уколов», где тема ревности и боли, принесенной мужем ощущается особенно явно. Многие считают, что на картине изображен сам Ривера.

Символическим изображением Диего в творчестве Фриды часто называют также черную обезьянку (в мексиканской мифологии Обезьяна — символ похоти). На многих автопортретах лапа обезьянки обвивает шею Фриды как черное «когтистое» ожерелье.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера


Вообще через все искусство Фриды и Диего красной нитью проходит история их непростых, мучительных, но жизненно важных обоюдно отношений. У Фриды и Диего не было детей, обе беременности Кало закончились трагически. Они прожили вместе двадцать пять лет, «сыграв» две свадьбы, так как после развода, в 1940 г., Диего просит Фриду стать его женой вновь, и Фрида принимает его.

Эта мексиканская пара прославилась не только историей своей любви. Оба художника внесли огромный вклад в становление мирового искусства в XX в. Ривера испытал на себе влияние как классического европейского изобразительного искусства, так и модернизма, в частности кубизма. Но особенно близки ему были традиционные мексиканские жанры и стили, а также сам дух доколумбовой Америки.

Ривера оказал большое влияние не только на содержание, но и на стиль живописи Фриды. И в ее творчестве дух народного мексиканского искусства и культуры доколумбовых цивилизаций Америки ощущается пожалуй еще сильнее. Фрида и Диего всегда выступали за сохранение национальных мексиканских традиций, местного искусства и культуры. Даже в своем саду супруги отдавали предпочтение мексиканским растениям — агаве, кактусам, айве и гранатам.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера


Отдельная тема — наряды самой Фриды. Художница представляла собой живой музей национального мексиканского костюма. Одни считали, что ее стиль родился в угоду мужу, другие уверяли, что длинные широкие юбки помогали скрыть увечья и хромоту, - причин любви Фриды к народной одежде и украшениям может быть много. В 2012 г. при участии мексиканского Vogue даже была устроена выставка одежды художницы, где наряды художницы были показаны через призму инвалидности и расширения возможностей инвалидов. Вообще, как отмечали современники, чем хуже художница себя чувствовала (а с годами боль становилась все сильнее и болезни случались все чаще), тем больше украшений на себя надевала, тем красочнее был ее наряд.

В 1950 г. Кало переносит семь операций на позвоночнике и проводит девять месяцев на больничной койке. Ей остается жить около четырех лет. В 1953 г. ей ампутируют правую ногу с целью остановить развитие гангрены. И в это же время на родине, в Мексике открывается первая персональная выставка Кало. Фрида появляется на открытии в инвалидной коляске, но нарядная, с неизменной сигаретой и стопкой текилы в руках.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера



А за неделю до смерти Фрида пишет свою последнюю картину и называет ее «Да здравствует жизнь» (“Viva la vida”, под тем же названием проходит выставка в Манеже). Сочные спелые арбузы на фоне голубого неба. Этот яркий натюрморт - самая радостная и светлая из картин художницы. Всю свою жизнь Фрида живописала страдание и смерть: образ смерти, пронизывающий всю народную культуру Мексики, был особенно родным для Фриды, ведь присутствие смерти она ощущала постоянно. И вот, подойдя ко встрече с этой смертью, Фрида в “Viva la vida” изобразила нам жизнь, во всем ее изобилии, красках и радости. С  раннего детства через страдание, боль и мучения она постигала, что такое смерть. В то же время она постигла, что есть жизнь. И жизнь эта, несмотря на все пережитые испытания, для Фриды - прекрасна.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера



Фрида скончалась в доме, где родилась, в возрасте сорока семи лет. Художница умерла от воспаления легких через неделю после того, как отметила сво    й день рождения, летом 1954 г.

И хотя после смерти Фриды Диего снова женился (на хозяйке художественного салона Эмме Уртадо), Фриду он пережил всего на три года. Психологическая и творческая связь этих людей впечатляет. Они одинаково сильно нуждались друг в друге, хотя на первый взгляд может показаться, что больше нуждалась Фрида.

Супруги и художники Фрида Кало и Диего Ривера

После смерти Диего Риверы в 1957 году, в «Голубом доме» в столице Мексики, где родилась, жила и умерла Фрида, основали музей Фриды Кало. Сейчас «Голубой дом» - один из самых посещаемых музеев Латинской Америки.