VKzen.yandex.ru

Свобода полета Виолеты Парра  

Анна Борисова

Виолета Парра
Виолета Парра — человек множества талантов. Она не только самая известная чилийская певица и собиратель народных песен. Она же — скульптур, вышивальщица, мастер по керамике, художник. Она - первый латиноамериканский мастер, чьи рукотворные произведения выставлялись в Лувре. Она же - мать и просто женщина с огромным сердцем, безмерная любовь которого помогала ей творить, но, к сожалению, помешала ей жить.

Парра, в которой удивительным образом гармонично сочеталась ловкость рождения мелодий, ритмов, стихов с гениальностью художника и ремесленника, мастерство творчества с мастерством ведения быта, родилась среди крестьян. Возделывать землю она научилась одновременно с тем, как научилась петь и играть на гитаре.

Настоящее имя певицы - Виолета дель Кармен Парра Сандоваль, она появилась на свет на юге Чили в 1917 году в многодетной семье. Отец Виолеты был преподавателем музыки в сельской школе, но страдая от алкоголизма, он часто менял места работы, а временами не работал вовсе. Умер он рано, Виолете тогда не было и пятнадцати лет. Мать девочки вела хозяйство и занималась детьми, известно также, что она любила петь и увлекалась музыкой. В поисках работы семья Парра часто переезжала с места на место. Во время одного из таких переездов маленькая Виолета подхватила оспу. Девочка еле выжила, а следы болезни на лице остались с нею на всю жизнь, став своего рода «визитной карточкой» певицы и предметом ее тихой грусти. Сама себя Парра называла «самой некрасивой женщиной на свете», однако природное обаяние певицы всегда привлекало к ней мужчин разных возрастов.

Виолета Парра

Виолета начала петь и играть на гитаре в возрасте девяти лет, а в двенадцать лет сочинила свои первые песни.  В пятнадцать лет, столкнувшись с необходимостью самостоятельно зарабатывать на жизнь после смерти отца, девочка с братьями и сестрами поет на сельских праздниках, на свадьбах и похоронах. Денег все равно было ничтожно мало, сохранилась история о том, что маленькая Виолета даже гадала за деньги, и делала это так искусно, что местные цыгане звали ее присоединиться к табору! Возможно, тяготы детства и нищета чилийской деревни в чем-то сформировали протестный дух будущей артистки, характерный для всего разнообразия ее творчества.

В 1933 г. Виолетта с семьей переезжает в город Сантьяго. Здесь она поступает в университет на педагогическое отделение. В городе девушка быстро освоилась, не в последнюю очередь благодаря своему старшему брату — Никанору Парра (фото ниже). Этот человек, впоследствии ставший известным чилийским ученым, поэтом и педагогом и ушедший из жизни чуть больше года назад в возрасте ста трех лет, всегда играл важную роль в жизни Виолеты. Через друзей брата девушка погружается в мир интеллектуалов, такой далекий от крестьянской борьбы за выживание. С братьями и сестрами она продолжает зарабатывать деньги пением. Ресторан «La Popular» на улице Матукана 1100 становится первой «концертной площадкой» «Квартета Парра» в Сантьяго. Постепенно Виолета начинает исполнять баллады собственного сочинения в барах и небольших клубах города. У нее появляются первые настоящие ценители. После поражения Испанской республики в 1939 году в Чили хлынул поток испанских беженцев, которые особенно полюбили слушать старые испанские песни в исполнении юной чилийской певицы.  Создав концертную труппу с друзьями, Виолета ездит по городам Чили с гастролями.

Виолета Парра

В 1938 году певица выходит замуж за железнодорожного работника и активного коммуниста Луиса Сереседу. На свет появляются дочь Исабель и сын Анхель. Супруг привлекает молодую жену к партийной работе. Виолета, которой взгляды коммунистов были во многом близки, совмещает партийные поручения с воспитанием детей и ведением быта.   И Исабель, и Анхель впоследствии пойдут по стопам матери, также избрав для себя музыкальное поприще. Что касается сына, то именно Анхель (фото ниже) станет ближайшим помощником певицы в ее карьере, почти личным ассистентом, а также напарником в творчестве.    

Виолета Парра
В 1948 году Виолета и Луис Сереседа разводятся. Позже певица выходит замуж снова. Второй муж — тезка первого, Луис Арчи, был страстным поклонником ее таланта. Он же стал отцом двух ее младших дочерей.
В начале 1950 годов вернулся с учебы из Англии брат певицы Никанор Парра. Выступления сестры произвели на него сильное впечатление. Никанор посоветовал Виолете всерьез заняться собиранием чилийского фольклора и его исполнением. Так певица начинает ездить по стране в поиске народных песен. За несколько лет она собрала их около трех тысяч! Таким образом она открывает для себя и для публики огромный пласт чилийской культуры. При этом она продолжает сочинять сама. Всего за жизнь эта женщина написала 231 песню.  По существу многие из них — песни протеста против социальных реалий чилийского общества.

Однако нельзя сказать, что соотечественники смогли по достоинству оценить собранный ею материал. Гораздо больший отклик Парра получает от иностранцев, живущих в Чили. Директор звукозаписывающей студии, аргентинец, помогает ей с записью пластинки «El Folklore de Chile» (1956 г.), а знакомый уругваец приводит ее на радио. Появляется отдельная передача под названием «Поет Виолета Парра», а в 1955 году чилийская исполнительница объявлена лучшей фольклористкой года.

В 1954 году певица едет в Польшу по приглашению на Молодежный фестиваль, посещает Советский Союз и Европу. На два года она остается во Франции. Именно во Франции она запишет два своих первых диска народных песен и вольется в европейскую художественную и интеллектуальную среду. Она записывает чилийские песни для ЮНЕСКО, для национальной фонотеки Франции при Сорбонне, представляет Чили на Международном фольклорном фестивале в Париже, принимает участие в теле- и радио-программах. Более того, - певица начинает писать картины.
Затем Парра решает вернуться на родину. И по возвращению в Сантьяго в 1958 году она устраивает выставку своих картин.

Prisionero inocente

Виолета Парра

В 1959 году певицу поражает жестокий гепатит, на несколько месяцев она оказывается прикованной к постели. Но она не теряет это время даром: теперь она берет в руки мотки разноцветной шерсти и начинает компоновать ковры-холсты. Без предварительной прорисовки будущей композиции, вся работа превращается в гениальную импровизацию. Сюжеты этих работ — бытовые, исторические, религиозные зарисовки, портреты. При этом Парра зачастую работала над несколькими полотнами одновременно. Произведения ее рук выглядят слегка грубоватыми, и именно в этом вся их красота. Ведь эта грубоватая глубинная красота зачастую присуща и народной музыке, любому народному творчеству. Творения Виолеты не имеют четких норм, границ, форм, они созданы свободно и живут своей жизнью.

Contra la guerra


Виолета Парра

Оправившись после болезни и освоив новый вид творчества, в 1960 году Виолета знакомится с антропологом и музыкантом из Швейцарии Жильбером Фавром, который был младше ее на целых восемнадцать лет. Этому  специалисту по южно-американскому фольклору суждено будет сыграть роковую роль в  судьбе певицы. Он станет ее последней и трагической любовью. «Свободный художник», играющий на нескольких музыкальных инструментах, приехал в Чили на археологическую экспедицию. Общие интересы сводят швейцарца с фольклористкой Паррой. Начинается бурный и плодотворный роман. Именно для Жильбера певица напишет свои знаменитые песни о любви, самую известную из которых «Gracias a la vida» чилийцы назовут лучшим национальным произведением XX века в песенном жанре .

Виолета Парра


Вдохновленная любовью, Виолета продолжает творить — сочинять, петь, рисовать, ткать и лепить. Но на родине по-прежнему творчество Парры не находит понимания, и в 1962 году она уезжает в Аргентину, а затем в Европу. В 1961 году она вместе с детьми отправляется на молодежно-студенческий фестиваль в Финляндию, затем снова посещает СССР, позже - Германию, Италию и, наконец, опять оседает во Франции, на этот раз уже на три года. Она дает серию концертов в Европе, участвует в выставках пластических искусств, ведет активную творческую и общественную жизнь.

В 1962-1964 годах Парра живет попеременно то в Женеве, на родине Фавра, то в Париже, где у нее уже есть определенное имя, круг общения и единомышленников, а также постоянный заработок.

А 1964 год становится событием не только для самой Парра и ее родины, но для всей Южной Америки. Виолета становится первым мастером из Латинской Америки, удостоившимся чести выставлять свои работы в Музее декоративного искусства при Лувре! На выставке были  представлены 22 вышитых холста, 26 картин и 14 скульптур Парры. Что это, как не показатель того, что эта женщина — шире, чем просто певица, поэт и композитор из Чили, она же — признанный художник, удостоившийся оваций французской столицы и всей Европы.


Виолета Парра

Но за большой победой следует большая потеря. В 1966 году Жильбер объявляет Виолете, что уезжает в Боливию навсегда. Парре тяжело дается разрыв. В 1966 году она совершает  первую попытку суицида, однако друзья вовремя доставляют ее в больницу. Позже она едет в Боливию, где встречается с Жильбером и обнаруживает рядом с ним молодую спутницу. В это тяжелое для нее время она пишет свои самые знаменитые песни, пуская боль в творчество.
В начале 1967 года выходит альбом, который сама Виолета назвала «Последние песни Виолеты Парра». Она узнает о помолвке Фавра.  В 1967 году, в возрасте пятидесяти лет, самая знаменитая женщина Чили все-таки совершает самоубийство выстрелом из револьвера. Это происходит в Сантьяго, где она работала над благоустройством культурного центра посвященного южноамериканскому фольклору.

Могила певицы находится на Центральном кладбище Сантьяго. Скромное надгробье соседствует с белокаменным мемориалом, посвященным жертвам военной диктатуры.

В 1991 году по инициативе детей певицы был создан Фонд Виолеты Парра. А в 2011 году чилийский режиссер Андрес Вуд снял фильм «Виолета отправилась в небеса» («Violeta se fue a los cielos»). Фильм (фото-кадр ниже) стоит того чтобы его посмотреть, однако Вуд показал жизнь своей героини в довольно мрачном свете, что вызвало определенную критику со стороны сына певицы музыканта Анхеля Парра. «Моя мать была счастливым человеком, несмотря ни на что. Она вставала в 5 утра и сочиняла музыку», - вспоминает Анхель.

Виолета Парра

Сейчас большая часть произведений этой выдающейся женщины собраны в Музее Виолеты Парра, который был открыт 4 октября 2015 года в Сантьяго по инициативе Исабель и Анхеля Парра.

Жизнь Виолеты Парра была трудной с начала и до конца. Всему, что она умела, она обучилась сама: не зная нотной грамоты, она сочиняла музыку и слова песен, не зная основ композиции, она писала картины, вышивала. Закон ее творчества был прост — бери и делай. И творчество ее просто, естественно и спонтанно.

Но именно оно оказало большое влияние на будущее латиноамериканского фольклора и вообще латиноамериканской музыки, чего только стоит рождение движения «Новой песни» и такой «жемчужины», как Мерседес Соса.

Творя, Парра не расставляла приоритетов. Для нее музыка и изящное искусство едины в своем стремлении к общению и передаче чувств.

Когда Виолету попросили дать совет юным творцам, она сказала: «пишите так, как чувствуете...используйте собственные ритмы... Играйте сразу на нескольких инструментах и забудьте о метрике. Кричите вместо того чтобы петь. Дуйте в гитару и перебирайте струны трубы...Творчество — это птица, не имеющая плана полета. Она никогда не летит по прямой линии».