«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Аргентина

17.01.2019

Transporte en Argentina, или как познакомиться со страной

Марина Кирюха

Аргентина, являясь второй по величине страной Латинской Америки, имеет широкую и неплохо развитую транспортную сеть. В этой статье мы поговорим о том, как перемещаться по аргентинским просторам с комфортом и, по возможности, без особого ущерба бюджету.

Самолеты

Aerolineas Argentinas — самая крупная авиакомпания Аргентины

Aerolineas Argentinas — самая крупная авиакомпания Аргентины

Самая крупная авиакомпания Аргентины – Aerolineas Argentinas. Вполне себе достойный национальный авиаперевозчик, со стандартными ценами. Летала с ними один раз, все устроило, нареканий нет.

Помимо него, в стране еще есть пара лоукостеров с более привлекательными расценками на перелеты, которые, правда, связаны с обычными в таких ситуациях рисками: могут задержать время вылета и потерять багаж, но давайте признаем - такое случается сплошь и рядом, даже если вы отдали за билет баснословные деньги. А кто не рискует, тот не пьет ни шампанское, ни Malbec (один из самых популярных в Аргентине сортов винограда, из которого делают красное сухое вино).
Flybondi — «летающий автобус»

Flybondi — «летающий автобус»


Когда я узнала, что в ноябре в Буэнос-Айресе будет концерт Residente Calle 13, я поняла, что просто не имею права на него не попасть. Сильно тратиться на билет на самолет ради двухдневной поездки было неразумно, а на поезде и на автобусе – долго (1590 км как-никак). На помощь пришел бюджетный перевозчик Flybondi, в результате чего билет в одну сторону обошелся мне в ту же цену, что и такси из центра Буэнос-Айреса до аэропорта. Название авиакомпании Flybondi переводится как «летающий автобус», что, конечно, не внушало доверия. Но искушение было слишком велико, чтобы не рискнуть.

В итоге, сервис оказался на высоте, не хуже каких-нибудь европейских Lufthansa или Swiss Airlines. То, что отличало аргентинского лоукостера от европейских коллег-авиа монстров – это более неформальный внешний вид бортпроводников и такое же более неформальное (но непременно вежливое) общение. Форменная одежда – джинсы и кеды в корпоративных цветах.

Каждый самолет имеет свое имя, о чем сообщает капитан воздушного судна в начале полета, по ходу объясняя, откуда это имя взялось. (Во время обратного полета, например, мой самолет носил имя котика, которого откуда-то спасли).

Flybondi — «летающий автобус»


При приземлении стюарды интересуются, есть ли на борту люди, совершившие свой первый полет, и все пассажиры дружно хлопают новичкам. А потом главный бортпроводник скромно добавляет, что, в принципе, экипажу тоже можно похлопать – это не запрещено правилами безопасности.

К слову о безопасности, при демонстрации аварийного оборудования объяснения про спасательный жилет звучат так: «Проденьте жилет через голову, как будто вы надеваете пончо». Занавес.


Городской транспорт

Чтобы воспользоваться автобусом или метро, нужно приобрести единую для всего общественного транспорта (а также, для всей страны) пластиковую карточку SUBE.

карточка SUBE

Кладете на нее деньги в любом quiosco, и катаетесь на здоровье, пока не закончатся песо на счету. А если они закончатся внезапно и неожиданно для вас, на этот случай предусмотрен кредит: лимит карты равен примерно -35 песо.
Так выглядят автобусы в Буэнос-Айресе

В столице Аргентины городской транспорт субсидируется государством, поэтому поездки на метро и автобусах стоят совсем не дорого по московским меркам. Одна поездка обойдется в 14 песо, что по актуальному курсу выходит примерно 26 рублей. То есть более, чем в 2 раза дешевле, чем в Москве. Однако, жителям туристической Патагонии повезло меньше, и поездка на el colectivo (или более разговорное el bondi), как в Аргентине называют автобус, длиною 20 км в черте города обходилась мне в 35 песо в сентябре 2018, а в ноябре ее подняли до 42.

городской транспорт Аргентины
80 рублей — не так уж и дешево… Зато в эту стоимость, помимо доставки по месту требования, часто бывает включена анимационная программа: музыканты и певцы. Аргентинские «автобусные» музыканты не ограничиваются одной песней, а играют и поют 3 или даже 4 подряд! При этом, явно заметен интерес со стороны пассажиров, многие улыбаются, подпевают и вознаграждают исполнителя в конце выступления (аплодисментами и приятно шуршащими бумажками). А сами исполнители ловят самый настоящий кайф от процесса и вообще, вовсе не похожи на людей, обиженных жизнью. Тоже улыбаются во все свои оставшиеся целыми зубы, по ходу дела рассказывая какие-то забавные истории и всячески взаимодействуя со слушателями. Короче, «интерактивят» по полной — нашим шоуменам можно у них поучиться.

Я тоже получала большое удовольствие от таких поездок, а один случай поразил меня до глубины души.

Будний день, утро, народу в автобус набилось прилично. Я стою, держась за поручень, и вдруг слышу сзади хорошо поставленный молодой женский голос, который начинает петь какую-то песню, похожую на церковную, но очень жизнерадостную. Оборачиваюсь – вижу поющую девушку, которая сидит на одном из сидений, то есть едет пассажиром. Вдруг к девушке подключается ее сосед спереди, и через минуту уже добрая четверть автобуса сливается в роскошном многоголосье. В общем, я не стала уточнять, откуда взялись все эти одаренные молодые люди, но, кажется, это был какой-то хор, который ехал на репетицию или выступление и, de paso (по ходу дела), решил порадовать своих попутчиков.

А еще, однажды один гитарист в конце своего «сольного концерта» предложил мне подержать гитару, пока он прогуляется по автобусу со шляпой. Что я с удовольствием и сделала, жаль только, что сыграть ничего не смогла – не наградил Бог талантом…

Как вы уже поняли, аргентинцы — народ очень музыкальный и общительный. Примечательно, что в каждом автобусе висит объявление-наказ о том, что категорически запрещено разговаривать с водителем во время движения. В России я пару раз видела нечто похожее, но русским, все же, не так актуально — в целом, мы не такие любители поболтать с незнакомцами;)

Taxi VS Remís

В свое время у меня был очень мудреный, почти что трехдневный перелет Москва — Сан Карлос де Барилоче, в процессе которого мне нужно было самостоятельно сменить аэропорт в Буэнос-Айресе, уложившись в 2 часа. За пару дней до этого я закрывала туристический сезон в Москве и вела экскурсию для супружеской пары аргентинцев. Решив воспользоваться ситуацией, спросила их мнения, как мне лучше переместиться из одного конца их родного города в другой, не опоздав на самолет.

— Lo mejor sería tomar un remís.

— ¿Un qué?

— Un remís. — Оба удивленно на меня косятся. Мол, вот ты темная, совсем ничего не смыслишь в этой жизни.

После уточняющих вопросов выяснилось, что это что-то типа такси.

Уже оказавшись в Аргентине, я задавалась вопросом, в чем же все-таки принципиальная разница между такси и «ремисом», и решила разрешить свои сомнения, спросив напрямую у remisero, чем он отличается от таксиста.

Оказалось, что remís имеет фиксированную стоимость поездки, в зависимости от километража, в то время как в такси используют счетчики. (Так что, мы тут с вами в России, по аргентинским меркам, на «Яндекс.Ремис» ездим, а не на «Яндекс.Такси»). Стоимость поездок варьируется в зависимости от города, и в целом, сопоставима с российскими ценами.

Автостоп

Сразу сделаю уточнение, о котором многие читатели и без меня догадываются: в Латинской Америке viajar a dedo, то есть ездить автостопом, нужно с осторожностью. В частности, понимать, где можно это делать, а где – себе дороже.

В Буэнос-Айресе этот вид спорта – из категории экстремальных. А вот в моей родной Патагонии можно было экономить на поездках без особого риска для жизни и здоровья. Местные знакомые в первые дни моего пребывания на аргентинской земле уверили меня в безопасности этого предприятия, и я радостно взялась за освоение премудростей нового для меня способа передвижения. И была искренне удивлена тому факту, что одна знакомая девочка из Буэнос-Айреса на 5-й месяц своей жизни в Патагонии все еще боится голосовать на дорогах. Столичная закалка – жизнь в la ciudad de la furia таит в себе определенные опасности.

Для меня автостоп в Аргентине стал не только и не столько способом сэкономить, сколько бесценной возможностью обогатиться жизненным опытом. Даже за короткую десятиминутную поездку подвозящие тебя водители успевают рассказать историю своей жизни или хотя бы поделиться чем-то интересно-познавательным. Каких историй я только не наслушалась! Сценаристы аргентинских мыльных опер нервно курят в сторонке и записывают сюжеты для новых серий.

Мне давали советы, куда сходить и съездить (причем не только в пределах Аргентины, но и во всей Латинской Америке), что попробовать. 10-летний мальчик, сидящий со мной рядом на заднем сиденье, показывал мне на карте горный маршрут, по которому он с классом ходил неделю назад, а мне только предстояло пройти; в то время, как его добрая и отзывчивая мама, сидящая за рулем, советовала мне новые маршруты «на будущее».

Автостоп Аргентина

Многие водители оставляют свои контакты – por las dudas, на всякий случай – мало ли, как жизнь сложится… Ну, а историю о том, как меня подвозили на машине, в которой без меня сидело 6 человек, из которых 2 ребенка, я уже рассказывала в статье о национальном характере.
Пробка на знаменитой аргентинской Ruta 40, вызванная забастовкой коренного населения mapuche.

В день, когда в стране было el paro de transporte nacional – забастовка работников транспорта – люди, имеющие личный транспорт, еще больше сочувствовали голосующим и останавливались перед каждым. Ну, а как по-другому? Автобусы не ходят, и человек без машины просто никуда не доедет. Воистину, auto chico – corazón grande – это все о сердобольных аргентинцах.