«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные писатели

30.10.2018

«Вечно молодой» поэт Мигель Эрнандес

Анна Борисова

Мигель Эрнандес
30 октября день рождения испанского поэта и драматурга Мигеля Эрнандеса, поэта-борца, не дожившего и до тридцати трех лет.
Эрнандес родился в маленьком городке Ориуэла (провинция Аликанте), в семье пастуха, в детстве пас стада вместе с отцом. Фактически образование будущего поэта ограничилось двумя годами  в начальной школе при коллегии иезуитов, но самообразованием он занимался всю свою короткую жизнь. В детстве Мигель жадно «поглощал» все книги, попадавшиеся ему под руку. Именно тогда, благодаря канонику, которому он прислуживал в церкви Ориуэлы, мальчик знакомится со сборниками испанских поэтов «Золотого века». Он записывается в местную библиотеку и продолжает «погружение» в мир изящной словесности. В возрасте двенадцати лет мальчик создает свое первое стихотворение «Пастораль». Через несколько лет он входит в кружок литературной молодежи Ориуэлы, дебютирует в местном еженедельнике в 1929 г.

Мигель Эрнандес

Считается, что в первых произведениях Эрнандеса влияние модернизма переплетается с классической традицией. В юности он испытал сильное увлечение поэзией барокко, затем увлекся фольклорными мотивами, был близок по духу Ф. Гарсиа Лорке и А. Мачедо. Хотя по хронологии его следовало бы отнести к так называемому «поколению 1936 г.», творчество Эрнандеса рассматривают в рамках поколения 1927 г., с представителями которого он был близок в идейном и личном плане.
В 1933 г. появляется на свет первый сборник стихов поэта под названием «Знаток Луны». Тогда Эрнандес пускается в своеобразные «гастроли» - путешествие по городам и деревням Испании, где читает стихи и торгует своей книгой. В основном отзывы на книгу были отрицательными, зато человек, по-настоящему оценивший творчество дебютанта, был никто иной как сам Ф. Гарсиа Лорка.
Через год Эрнандес переезжает в Мадрид, который особенно любил, однако не изменяет своим деревенским привычкам — ходит по улицам в рубахе нараспашку, а зимой — в пастушьем тулупе. Чуть позже поэт женится на Хосефине Манресе, которой будет посвящена вся его любовная лирика. С этой женщиной он перенесет счастье первого настоящего чувства и горе потери первенца, тяготы разлуки в годы тюремного заключения и любовь длиною до смерти.
Мигель Эрнандес
В 1936 г. появляется второй сборник поэта - «Неугасимый луч», в который вошли сонеты, написанные в начале 30-х гг. Постепенно стихи Эрнандеса начинают завоевывать признание. Но в Испании разгорается гражданская война. Как и многие его соотечественники из числа поэтов и писателей, Эрнандес выступает на стороне республики. Также он присоединяется к коммунистической партии, становится солдатом-добровольцем. Как комиссар республиканской армии, принимает участие в боях на подступах к Мадриду. Позже из под его пера выйдет стихотворная драма «Пастырь смерти» (1937 г.), посвященная сражению за столицу в ходе гражданской войны.
С 1937 г. здоровье поэта сильно пошатнулось. Но он продолжает свою активную гражданскую деятельность. Принимает участие в заседаниях Международного конгресса писателей-антифашистов, в составе испанской коммунистической делегации посещает Советский Союз. В его отсутствие в Валенсии выходит третий сборник стихов - «Ветер народа», куда вошли произведения, написанные им в первый год войны.
Мигель Эрнандес


С поражением Республики в апреле 1939 г. Эрнандес предпринял попытку эмигрировать в Португалию, но был схвачен людьми Франко и арестован. Содержался в тюрьмах Севильи, Мадрида, Толедо. Чтобы как-то заполнить время, узник начинает учить французский и осваивает резьбу по дереву. Страсть к самообразованию и увлеченность жизнью не покидала поэта ни на миг. В тюрьме продолжает писать. В 1940 г. ему вынесен смертный приговор, который однако, по ходатайству видных деятелей испанской культуры, был заменен тридцатилетним заключением. Но, увы, уже через два года Эрнандес умрет в тюремном лазарете от истощения,  с целым букетом тяжелых заболеваний от туберкулеза до паратифа.
Смерть Эрнандеса наступила 28 марта 1942 г. Последними его строками оказалось «прощание», написанное на стене лазарета:

«Сегодня с вами должен я проститься,
Друзья и братья, солнце и пшеница».

Тело поэта покоится на кладбище «Нуэстра Сеньора де Ремедио» в Аликанте. Рассказывают, что никто так и не сумел закрыть покойному глаза, и Эрнандес так и похоронен - с широко открытыми глазами.

 


Мигель Эрнандес
Поэт ушел, поэзия осталась. Помимо стихов Эрнандес опубликовал также несколько драм (в стихах и прозе), в том числе для «республиканского» театра, действующего во время гражданской войны. Общее их заглавие «Театр на войне». Тогда же он писал стихотворные листовки.  А тираж сборника «Человек в засаде», созданного в разгар борьбы с франкизмом (1937-1939 гг.), был конфискован после ареста поэта.

В большинстве своем произведения Эрнандеса являются гимном борцам и труженикам. Военная лирика часто переплетается с любовной, - это тема солдата, тема любви к жене, родине, к труду, это разлука с домом и борьба за справедливость. В сборнике «Ветер народа», который открывает «Первая элегия» в память о Лорке, поэт широко использует народную форму романса. Романсы Эрнандеса представлены и в сборнике «Всеобщий романсеро гражданской войны», многие из них позже положены на музыку.

Эрнандеса в Испании помнят, любят. Пятидесятилетие со дня его смерти (1992 г.) было отмечено выходом двухтомного собрания его сочинений. Университет в Эльче носит его имя (1997 г.).  Пожалуй, этого человека непростой, но яркой судьбы можно назвать «народным» поэтом во всех смыслах этого слова. Он вышел из народа, он писал для народа, он бился за свой народ. Удивительно, как одновременно гармонично и трагично этот молодой самородок вписал себя в историю Испании и испанской литературы прочно и навсегда.

Мы никогда не увидим цветных снимков зрелого и пожилого Эрнандеса, мы никогда не сможем анализировать его жизненный и его творческий пути во всей полноте, по периодам, по циклам, по целым пластам биографии. Это «вечно молодой» испанский поэт, вся стремительная и искренняя жизнь которого - «только миг между прошлым и будущим». Но все, что он сумел сделать, создать и сказать за этот миг, живет для человека и читателя и будет жить всегда.