Как выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаМнемотехникаНовости ichebnika
Испанцы и испанки

Гражданская война в Испании в объективе Роберта Капы.

Анна Борисова

«Фотография – это документ, глядя на который имеющий глаза и сердце начинает ощущать, что в мире не все благополучно» Роберт Капа

Роберт Капа
Страницы испанской Гражданской войны оживают перед нами на снимках венгра еврейского происхождения, фотографа и фото-репортера Роберта Капы. Этот человек побывал в самых разных «горячих точках» XX века и оставил после себя целые фотолетописи войн. Получилось так, что Испания наложила глубокий след на историю жизни Капы, а он, в свою очередь, рассказал историю ее Гражданской войны для всех нас.

Вокруг личности и творчества Капы ведется много споров. Начнем с того, что Роберт Капа – имя вымышленное. Этот псевдоним, как сам фотограф в итоге признался, изначально был создан для продвижения и успеха. Возможно поэтому труд Капы для многих представлялся попыткой нажиться на теме войны и человеческого горя. Кроме того, ряд его работ считались и считаются постановочными, а истории их создания – выдуманными. Одни считают фотографа настоящим героем, по-своему ведущим борьбу с насилием, без страха отправляясь в гущу сражений. Другие же видят в нем карьериста и выскочку, пусть и талантливого, но ведомого жаждой денег, славы, сенсаций и шокирующих сюжетов.

Возможно, как это часто случается, истина кроется где-то посередине. Но как известно, «о мертвых или хорошо, или никак». Поэтому оставим в стороне личные суждения и поговорим о том, чем стали друг для друга Испания и Роберт Капа.
Итак, настоящие имя фотографа - Андре Эрне Фридман. Он родился в 1913 г. в Будапеште, в состоятельной еврейской семье. В 1930-х гг. он переехал в Берлин, где начал заниматься фотожурналистикой: работал в фотоагентствах, выезжал на мероприятия различного толка, снимал репортажи. В 1934 г. он поселился в Париже, где нашел единомышленников и любовь своей жизни. Возлюбленной, а также главной сподвижницей Андре стала его «коллега по цеху» - фотожурналистка Герда Таро.

Роберт Капа и Герда ТароРоберт Капа и Герда Таро

Кстати, именно ей Андре обязан своим новым звучным именем – Роберт Капа. Дело в том, что у Фридмана образовался конкурент-однофамилец, что вносило путаницу и дополнительные проблемы в его дело, стопорило продажи снимков. Тогда верная Герда создает для любимого образ богатого и успешного американского фотожурналиста с именем Роберт Капа. Основной упор делается на создание громких и скандальных фоторепортажей. Правда имени фотографа была раскрыта позже, когда Капа уже был знаменит на весь мир.

А всемирную известность Капе принесла его поездка в Испанию, охваченную Гражданской войной во второй половине 30-х гг. Именно после того, как он осуществил и опубликовал 26 фотографий, документирующих реальность, в которой жила страна, он был признан самым великим военным фотографом по версии журнала «Worls Picture post» в 1938 г.

Капа вместе с Гердой попал в Испанию в августе 1936 г. в составе многочисленной группы журналистов, - за развитием событий в стране следил весь мир. Первой «рабочей площадкой» фотографа была местность в горах Сьерра-Морена в южной части провинции Эстремадура, где происходила активизация сторонников генерала Франко. Там он заснял взаимные атаки республиканцев и марокканских добровольцев. Множество снимков было сделано Капой и в лагере республиканских войск в районе города Фрага на Арагонском фронте осенью 1938 г.

Арагонский фронт, март-апрель 1938Арагонский фронт, март-апрель 1938

Именно на фронтах Испанской гражданской войны он создал самое знаменитое и самое обсуждаемое военное фото в истории – «Смерть солдата-лоялиста», фиксирующее момент смерти республиканского солдата, настигнутого пулей.  

Смерть солдата-лоялиста Смерть солдата-лоялиста

Снимок был сделан 5 сентября 1936 г., - буквально в первые дни нахождения Капы в Испании, в самом начале Гражданской войны, как раз в местности Сьерра-Морена. Изображение падающего  ополченца, сраженного пулей врага, на долгое время станет для человечества знаком, символом ужаса войны. Фото действительно не на шутку взволновало общество! Оно стало обсуждаться и тиражироваться в прессе мира: первым опубликовало ее издание «Vu», а затем перепечатал «Life» и многие другие журналы.

В настоящее время господствует точка зрения, что снимок был постановочным. Первые сомнения в реальности изображаемой смерти появились только в 1970-е годы, то есть спустя почти сорок лет после первой публикации фото. Кроме того, некоторые лица даже обвиняли в этой смерти самого фотографа, предполагая, что тот заставил ополченца позировать, в момент чего его убил снайпер франкистов… А кто-то вообще приписывал авторство снимка Герде Таро.

Понятно, что все это - лишь доводы, проверить которые на истинность или ложность трудно. И хотя в наше время приведено уже достаточно много доказательств историков, военных и фото-экспертов в пользу постановки, по-прежнему остаются те, кто настаивает на подлинности снимка, опираясь, среди прочего, на свидетельства современников и друзей Капы.

Конечно, идея постановки входит в некрасивое противоречие с образом самого Капы – прямого, мужественного, честного «борца» с камерой в руке, того, кто привык идти «на передовую» и показывать жуткую правду войны людям. Это – отдельный вопрос, и до правды докопаться уже крайне сложно – не сохранились негативы и пленка, а без них невозможно восстановить историю создания снимка.

Что бесспорно – в Испании Капа снял целую фото-историю людей, охваченных войной, - борцов, ополченцев, пленных, беженцев…В Испании он приобрел мировую славу, но потерял любовь и друга своей жизни, - там трагически погибла Герда Таро…

Испания. Бильбао. Май 1937. Люди бегут в укрытие, услышав воздушную тревогу.Испания. Бильбао. Май 1937. Люди бегут в укрытие, услышав воздушную тревогу.

И, простившись с Испанией, Капа продолжит свои странствия по миру с камерой в руке. И зачастую - странствия по «немирному миру». Он будет полевым корреспондентом на фронтах японско-китайской войны, он окажется единственным представителем прессы при высадке союзнических войск в Нормандии, он же будет снимать зарождающееся государство Израиль, он будет фиксировать военные будни в Тунисе, Корее и многих других странах.

После окончания Второй Мировой войны, в 1947 г. Капа вместе с единомышленниками основал, ставшее впоследствии знаменитым, фотоагентство «Magnum», возглавив его в 1951 г. Затем он жил в Европе, посещал Советский Союз вместе с писателем Джоном Стейнбеком, документировал повседневную советскую жизнь. Есть даже книга «Русский дневник» с фотографиями Капы.

Однако знаменитому фотокорреспонденту не суждено было отойти в мир иной в окружении семьи и почитателей, в лучах всеобщей любви и признания в собственном доме, в глубокой старости. Смерть настигла фотографа на поле боя: он погиб во Вьетнаме в мае 1954 года, подорвавшись на мине и успев сделать за пару минут до этого свой последний снимок.

Андре Фридман (Роберта) Андре Фридман (Роберт Капа)

Так закончил свою жизнь человек Андре Фридман и фоторепортер Роберт Капа. Отправляясь снимать боевые действия по всему миру, он всегда нес с собой испанский опыт: современники вспоминали, как часто он повторял фразу, прилипшую к нему на фронтах испанской войны: «Es una cosa muy seria» («Это очень серьезное дело»).

Даже после смерти Капы, друзья мыслили его образ именно в испанских «декорациях». Так Анри Картье-Брессон вспоминал: «Капа всегда виделся мне в светящемся одеянии великого тореро, но этот тореро никого не убивал. Он отважно сражался за себя и других…и был сражен в апогее своей славы».
Испания не только принесла Капе мировую славу, но во многом сформировала его, превратив скандального «американского журналиста» в фоторепортера «горячих точек». Но Капа не остался у Испании в долгу: конечно, его вклад в мировую документалистику огромен, но трудно переоценить то, что он сделал для изучения истории испанской Гражданской войны.

Его работы – живой, наглядный источник тех страшных и вместе с тем героических лет. И даже споры о подлинности отдельных снимков не могут перечеркнуть важность того, что он делал. Быть может, факт постановки способен наложить тень на личность Капы-репортера и журналиста, но он не в силах перечеркнуть талант Капы-художника. Войну и смерть можно виртуозно зафиксировать, а можно виртуозно изобразить. И то и другое способно нас потрясти, заставить задуматься и, будем надеяться, сделать чуточку добрее и человечнее.

Мадридское метро, 1937 г.Мадридское метро, 1937 г.

Испания. Барселона. Январь 1939. Люди спешат в укрытия во время воздушной тревоги.Испания. Барселона. Январь 1939. Люди спешат в укрытия во время воздушной тревоги.

Фрагмент коллажа.Испанский мальчик просит милостыню и стенаФрагмент коллажа. Испанский мальчик просит милостыню и стена

Солдаты-лоялисты Солдаты-лоялисты

Бильбао,1937. Мирные жители бегут в убежище во время бомбардировки Бильбао, 1937. Мирные жители бегут в убежище во время бомбардировки
 
Гражданская война в Испании в объективе Роберта Капы.