«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испания: вчера и сегодня

29.04.2019

Лучшая машина Испании

Анна Борисова

Seat: история национального испанского автомобиля

Seat

С завершением Второй Мировой войны европейская промышленность наконец смогла «вздохнуть свободно», перейдя на мирные рельсы. У нее появилась возможность начать постепенно догонять Америку в новом мире на стадии «реконструкции». И перед Испанией в этом деле стояли особенные задачи. Такая важная часть экономики и промышленного развития государств XX века, как автомобильное производство, здесь находилась в стадии эмбриона. Если основные крупные страны Европы уже владели необходимыми навыками и опытом в этой сфере, Испания только приступала к попыткам интеграции на европейский автомобильный рынок.

Дело в том, что для этой страны конец 1940-х гг. был не просто завершением мировой войны (которая по большому счету Испанию не затронула в силу ее нейтралитета), но  завершением длительного периода внутренних потрясений. Когда планета только вступала в мировую войну, Испания уже была истощена войной гражданской. Эта война завершилась как-раз в 1939 г. установлением тоталитарного режима Франко. Социально и экономически Испания находилась в плачевном состоянии: царила бедность, разруха, нестабильность. О финансовом положении населения мог говорить тот факт, что на 1000 человек приходилось 3,1 автомобиля. Стояла острая необходимость повышать уровень жизни населения, во избежание недовольства масс и возможных дальнейших потрясений. Так, кроме всего прочего, рождается реальная потребность в доступном национальном автомобиле. Вот оно, начало истории автомобиля Сеат, о котором мы поговорим сегодня.

Seat

Первый завод  Seat

Итак, в 1950 г. необходимость развития сильной автомобильной индустрии осознало новое франкистское правительство. Стране необходимо было выйти на новый экономический уровень, догнать (а лучше — перегнать) соседей. Индустриальная сила играла важную роль в деле экономической независимости. Так при поддержке  правительства,  национальных банков, а также благодаря покровительству итальянского бренда Fiat, 9 мая 1950 г. в Барселоне основана фирма SEAT (Sociedad Espanola de Automobiles de Turismo). Средства на создание народного автомобиля распределялись следующим образом: половину начального капитала внес Национальный Институт Промышленности Испании, почти всю вторую половину — шесть испанских банков, а 7% - были вкладом итальянцев из Fiat.

Последний, несмотря на то, что финансовый вклад его был минимальным, на протяжении долгого времени сохранял за собой главную контролирующую функцию. Итальянцы были готовы делиться с испанцами своим богатым опытом в деле создания автомобилей, а также механизмами, средствами, техническими секретами, оборудованием. Поэтому не удивительно, что новорожденная испанская автомобильная марка по сути начинает создавать те же самые итальянские машины, имея на то официальную лицензию и частично адаптируя производство к нуждам испанского рынка. Первым президентом «Seat» становится Хосе Ортис де Эчагуэ, человек из авиации и выдающийся фотограф. Он успешно взял на себя управление компанией.

Потребовалось три года, чтобы построить первый завод и снабдить его всем необходимым для производства. Завод в 20 га расположился под Барселоной, где уже существовало множество производственных площадей и фабрик, в том числе автомобильных.

Seat

Seat 1400

Первым автомобилем новой марки в 1953 г. стал Seat 1400, копия Fiat 1400. Однако он оказался слишком дорогим для большей части испанского населения, поэтому Seat постарался компенсировать затраты и поддержать уровень производства, заключив договоры с компаниями такси, административными структурами, а также превратив свои машины в кареты скорой помощи.

Компания задается целью выпустить более доступный автомобиль для среднего класса: пусть он будет меньше, дешевле. Так рождается Seat 600 (соответственно, «двойник» Фиата 600), которому суждено будет стать первой машиной для большинства послевоенных испанских семей. Цель достигнута, Испания «встает на колеса», популярность Сеата 600 стремительно растет. Так к 1971 году каждая четвертая машина в Испании будет именно этой модели.

Расцвет марки пришелся на 1960-е годы. Это как-раз то время, когда испанское общество начинает выходить из кризиса, экономическое развитие набирает обороты, растет уровень жизни, а соответственно - спрос на автомобили. Воодушевившись успешностью Сеата 600, компания планирует расширять линейку.

Seat

Seat 600

В 1963 г. появляется Seat 1500, разумеется, производный от аналогичной модели Fiat. Однако именно в это время в испанской компании начинаются первые попытки выхода за рамки копирования Фиата. В 1964 г. Сеат создает свою первую собственную модель — Seat 800. Хотя по сути это был тот же Сеат 600 в «четырех-дверной» версии. Позже появятся и новые версии Seat 850 (4 дверцы, 2 дверцы-длинный капот). Seat начинает добиваться все большей автономии от Fiat.

Seat

Seat 800

В 1964 году главный офис фирмы перебирается в Мадрид, значительно расширяется штат сотрудников компании. В 1965 г. начинается экспорт машин, а также первые сложности в отношениях с Фиатом. Дело в том, что контракт между двумя компаниями предусматривал, что испанская марка не должна вступать в прямую конкуренцию с итальянским «покровителем». Тем ни менее, Сеат находит рынки сбыта для своих автомобилей, например, в Колумбии (это была первая экспортная сделка фирмы в 1965 году), а также в Финляндии, где в течении нескольких месяцев Сеат была в числе самых продаваемых машин.
Лучшим европейским автомобилем 1967 г. признан Fiat 124. В 1968 г. он распространяется и в Испании, соответственно под «именем» Seat 124.

В начале 70-х гг. компания Сеат продолжает активно развиваться, продажи — набирать обороты. Объем экспорта увеличивается в 10 раз по сравнению с 1965 годом. Сеат становится главным испанским производителем, и в 1974 г. оказывается на восьмом месте в десятке крупнейших европейских автомобильных марок. В те годы половина машин в Испании — это Сеат! Так за 20 лет эта фирма становится национальной гордостью.

В 1974 г. выходит Сеат 133, на базе Сеата 850, Фиат дает добро на его экспорт в Египет и Аргентину.

Seat

Однако если в конце 60-х Seat выпускал более миллиона машин в год, уже в середине 70-х производство резко сокращается по причине многочисленных международных потрясений. Первым «тревожным звоночком» оказался нефтяной кризис 1973 г., но тогда еще фирма достойно «держала удар». А в 1975 г. умирает Франко и в стране происходит смена власти после долгих лет военной диктатуры.  Теперь Испания берет курс на демократизацию, открывается Европе. Это порождает сильную конкуренцию со стороны других автомобилей, хлынувших в Испанию. Тогда же начинается череда проблем у Фиата, что не может не отражаться на его «протеже» - Сеате. Продажи падают, счета сокращаются, новый нефтяной кризис 1977 г. еще больше усугубляет и без того сложную ситуацию.

Несмотря на неудачи, Сеат не теряет своих амбиций. Войдя в десятку крупнейших европейских производителей благодаря объему своих продаж, в 1975 г. компания выпускает спортивную модель Seat 1200 Sport. Эта модель — довольно рискованный шаг в описанных выше условиях. Более того, - этот автомобиль не повторяет ни одну из исторических моделей Фиата и, несмотря на некоторые сильные стороны нового проекта, машина не находит свою публику и подвергается критике. Увы, Сеат вынужден приостановить его производство.

Через год появляется заднеприводный  Seat 1430 Sport. Эта гоночная машина станет знаковой для Испании и мира: с нее начинается участие Сеата в ралли. И все же конец 70-х для компании — это больше борьба за выживание, чем реальное развитие.

Seat

Seat 1430 Sport

Дальше-больше. В начале 80-х гг. Фиат отказывается давать испанцам дальнейшие финансовые гарантии и способствовать продажам марки. Так партнерские отношения с Фиат, которые  продлились 30 лет, прекращаются. Однако Сеат решает смело идти вперед. Сделав ставку на «молодежность», он выпускает Seat Panda. Ход оказался удачным — эта машина становится крайне популярной в Испании.

Seat


А в 1982 г., после того, как немецкий производитель Volkswagen-Audi подписывает договор о партнерстве с Сеатом, двери Европы для последнего оказываются широко открытыми. Сеат вновь с увлечением берется за спортивные проекты. В 1984 г. выходит Seat Ibiza – еще одна знаковая модель марки, которая встретила единодушное принятие общества и прессы. Снабженная мотором от Porsche, и спроектированная знаменитым в то время дизайнером Gigiaro, Ibiza оказывается в авангарде марки, пусть цифра продаж этого автомобиля все же оказалась ниже ожидаемой.

Seat

Успешное сотрудничество с Volkswagen-Audi позволяет Сеату ускорить свое производство (500000 в год) и экспорт (250000 в год). Машины приобретают репутацию надежных и солидность, свойственную немецким автомобилям. Названия многих автомобилей, выпущенных ранее под руководством Fiat, меняются. Так Seat 127 становится Fura, Ritmo становится Ronda. Отчасти меняется и конструкция, внутреннее наполнение. В это же время строится очередной завод по производству машин. Таким образом, войдя в концерн Volkswagen, испанская марка теряет свою автономию, но приобретает финансовую стабильность.

Один из самых известных автомобилей, выпущенных совместно с группой  Volkswagen – это Seat Toledo. Снабженный немецким двигателем, он представлен на Автомобильном Салоне в Барселоне. Сеат все громче «заявляет о себе»: участвует во Всемирной Выставке в Севилье, а во время Олимпиады 1992 г. (проводившейся в Испании) становится партнером и официальным спонсором игр. В распоряжение организаторов и олимпийских делегаций отдано 2000 машин. В 1993 г. выпускается Seat Cordoba, в 1996 г. - минивэн Alhambra. В гонке за популярностью компания продолжает активно участвовать в ралли. В принципе, гонки - это отдельная страница истории Сеата, на счету его команды множество побед.  

Seat

Seat Toledo обслуживает Олимпиаду 1992 г.

Конец 90-х гг. - начало 2000-х гг. - время тотальных изменений в имидже компании. Во-первых, в 1999 г. происходит очередная смена логотипа. Он упрощен и изменены его цвета. Далее следует радикальная смена образа. Цвета автомобилей становятся все ярче, линии и формы — более спортивными. Вместе с немецким партнером, Сеат занимается поиском инноваций. Выходят Seat Salsa-Emocion и Seat Tango.

Seat

Seat Salsa

Позже появляются Seat Leon и Seat Altea, которые обладают всеми характеристиками автомобилей нового поколения. Что до спортивной истории, команда Сеат неоднократно побеждает в мировом чемпионате World Touring Car Championship (WTCC) и становится официальным спонсором Европейской футбольной лиги. В 2009 г. появляется Seat Exeo.

Seat

Команда на World Touring Car Championship (WTCC)

Однако с наступлением мирового финансового кризиса резко падает число продаж Сеат, компания влезает в долги. «Фольксваген» вынужден объединить испанскую марку с чешским автопроизводителем «Шкода», во избежание серьезного удара по своим финансам. «Сеату» таким образом удалось избежать банкротства.
В 2011 г. компании даже удается внедрить на рынок новые интересные модели машин. «Сеат» продолжает менять их дизайн и развивать технологии. С 2012 по 2015 гг. испанская марка активно представляет на мировых автосалонах обновленные модели легендарных Toledo, Leon и др.

В 2014 г. появляется Leon Cupra и Mii by MANGO.  Leon Cupra является на сегодняшний день самым мощным автомобилем, выпускаемым серийно. А  Mii by MANGO, оказывается плодом сотрудничества между «Сеат» и крупнейшим испанским брендом  MANGO.Кроме всего прочего, в 2014 г. семья Seat Ibiza отмечает свое тридцатилетие, за которое модель стала настоящей иконой компании, сочетающей в себе молодой спортивный характер с относительной доступностью и надежностью.

Seat


В 2015 г. компания представила прототип своего первого кроссовера — 20V20. В целом «Сеат» с каждым годом все увереннее «встает на ноги» после периода нестабильности. В 2018 г. интенсивно растут мировые продажи его автомобилей, а в 2019 г. «Сеат» ставит свой собственный рекорд до продажам: в январе продано 44500 машин — это лучшее начало года за всю историю компании.

«Сеат» на сегодняшний день — самый продаваемый бренд в Испании и весьма популярный продукт в Европе. За пределами Европы отмечается активный рост экспорта испанских автомобилей в Алжир и Мексику. К сожалению, в Россию поставки Сеата  прекращены с 2015 г. в связи со сложной экономической ситуацией. Что ж, в таком случае, воплощение желания прокатиться на новеньком Сеате вполне логично совместить с поездкой в Европу, а лучше — в Испанию, на родину легендарной машинки!