«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испанское кино

03.09.2018

Алехандро Иньярриту: лучший режиссёр 21 века

Анна Борисова

Алехандро Иньярриту

Пару лет назад Леонардо Ди Каприо получил долгожданный Оскар. Сколько обсуждений было вокруг этого, сколько шуток, радости, критики, споров!  Пожалуй, сюжет фильма «Выживший» знают даже те, кто не видел ни кадра из этой ленты, просто потому что это оскароносный фильм для Лео. А ведь за этой голливудской сенсацией стоит талантливый латиноамериканский режиссер — мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту, чья личность ничуть не менее интересна и заслуживает отдельного разговора.
Иньярриту родился в 1963 году в Мехико в семье банкира. С детства страстью мальчика было, увы, не кино, а музыка. Именно музыкальную карьеру изначально избрал для себя будущий режиссер. И это была карьера в прямом смысле слова, успешная и динамичная. В 1984 году, в возрасте двадцати одного года Алехандро устраивается диджеем на одну из самых популярных мексиканских радиостанций.  Надо сказать, он уже тогда писал музыку для художественных фильмов, рекламных роликов, короткометражного кино. Так, через музыку, молодой Иньярриту постепенно открывает для себя мир кинопроизводства, который захватывает его все больше и больше. Он проходит обучение у видных режиссеров и актеров, постигает азы кино-индустрии. Довольно скоро способный ученик становится главным продюсером, а затем режиссером знаменитой мексиканской телекомпании «Televisa». Затем в 1990-х гг. он открывает собственную студию под названием «Zeta Films».

Алехандро Иньярриту


Первая художественная картина Иньярриту, короткометражный фильм «Ради денег» рождается уже в 1995 году. А в 2000 году, в возрасте тридцати семи лет, Иньярриту снимает свой первый полнометражный фильм — драму «Сука-любовь». И уже эта, первая по сути серьезная работа режиссера, номинируется на Оскар (лучший иностранный фильм), получает приз Каннского кинофестиваля и ряд других премий. Своей первой картиной Иньярриту сразу заявляет о себе как о мексиканском режиссере: фильм снят в Мексике, он о Мексике, о мексиканцах. Мы видим местный колорит, контрасты, страсть, богатство, бедность и смерть. В работе еще нет той голливудской стройности и зрелищности, которая появится у режиссера позже в его американских работах. Но безумие судьбы и страсти людей, показанные Иньярриту в «Сука-любовь» завораживают не меньше зрелищности, а порой и больше.

21 грамм - Алехандро Иньярриту


Через три года, в 2003 году появляется следующий полнометражный фильм - «21 грамм», съемки которого проходят уже в США. В этой картине снимаются уже американские актеры, такие как Шон Пенн и Наоми Уоттс. Фильм получает множество наград и лестных отзывов по всему миру. Проходит еще три года и в 2006 году на экраны выходит «Вавилон», где в главных ролях уже признанные мировые звезды, такие как Бред Питт и Кейт Бланшетт. Режиссер как будто расширяет свои границы, масштаб и размах, и в том, что касается актеров, и в части съемок. Действие фильма «Вавилон» разворачивается уже на четыре страны в разных концах земного шара, это действительно мощная картина, стоящая просмотра уже в силу экзотичных мест съемок, операторской работы, актерского состава, истории. «Вавилон» приносит Иньярриту звание лучшего режиссера в Каннах, получает «Золотой Глобус» и семь номинаций на «Оскар».


Вавмлон - Алехандро Иньярриту


«Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон» объединяются режиссером в «Трилогию о смерти». В каждом из них мы встречаем переплетение нескольких сюжетных линий, нескольких историй, где главным персонажем выступает Смерть. Это картины об утратах, о цене жизни и о цене смерти. И с каждым последующим фильмом этой трилогии Иньярриту все ближе подходит к «званию» уже голливудского режиссера, к мировой известности, выходя далеко за пределы своей страны и ее кинематографа.

Возможно поэтому со следующей своей работой он решает вернуться «к корням». В 2009 году появляется фильм «Бьютифул». Действие фильма разворачивается в Барселоне, в главной роли неподражаемый Хавьер Бардем. Как отметил сам режиссер, посредством этой картины он решил отойти от мозаики сюжета и игр со зрителем и сделать максимально простой и искренний фильм, рассказать историю одного человека, живущего в одном городе, снять кино на родном испанском языке с испаноговорящими актерами. Так рождается «Бьютифул», который сложен и прост, комичен и глубоко трагичен одновременно. Новую картину также выдвигают на Оскар, она отмечена каннским жюри и критиками по всему миру.

Бьютифул - Алехандро Иньярриту


Несмотря на то, что «Бьютифул» был неким «отступлением» от голливудской формы и тематики, последующие полностью голливудские работы Иньярриту -  «погодки» «Бердмэн» (2014 г.) и «Выживший» (2015 г.), снятые в Америке с участием американских звезд, затрагивающие (в отличие от общечеловеческого «Вавилона» или мексиканского «Сука-любовь») именно американские темы (голливудская кино-индустрия и «закульсье» Бродвея в первом и Дикий Запад во втором), продолжают тенденцию, заложенную «Бьютифул». Это одна история одного человека (мужчины), это относительное единство места и действия. Конечно и здесь есть боковые сюжетные линии других персонажей, но не так явно, как в первых работах режиссера, где все было построено именно на переплетении разных историй, мест и персонажей. Здесь эти второстепенные сюжетные линии, скорее, даны в качестве дополнения к  линии основной.

Бердмэн- Алехандро Иньярриту


«Бердмэн» и «Выживший» приносят Иньярриту шквал наград, включая Оскар в трех номинациях. Картины зрелищные, но при этом максимально натуралистичные, над ними проведена кропотливая операторская работа. Чего стоят только съемки в естественной среде фильма «Выживший»! Иньяритту настаивал именно на естественном освещении, поэтому работа велась нередко в ранние утренние часы, когда актеры буквально коченели от холода (большая часть сцен снималась в Канаде). Но ради искусства режиссер был непоколебим.

Выживший- Алехандро Иньярриту


Со времени выхода «Выжившего» прошло три года. Возможно, стоит ожидать выхода новой картины? Известно, что с 2016 г. Иньярриту работает над сериалом «Один процент», выступает продюсером на многих проектах. Он по-прежнему работает над короткометражками и рекламными роликами. Создание рекламы и короткометражных фильмов в принципе сопровождает всю карьеру Иньярриту, одна из самых популярных работ режиссера в этой сфере — ролик, созданный к Чемпионату мира по футболу 2010 г. для фирмы Nike.

Что до основных, полнометражных фильмов Иньярриту, их всего шесть. Может показаться, что это не так много для почти двадцатилетнего режиссерского поприща. И что особенно удивительно, каждый из шести фильмов — номинант на Оскар или его обладатель, не говоря уже о прочих наградах и оценках кинокритиков, кино-ценителей и кино-экспертов. Это как раз тот случай, когда при работе в приоритете не количество, а качество, если вообще эти показатели применимы к миру большого кино. Фильмы Иньярриту можно любить или не любить, понимать или не понимать, но нельзя не заметить тщательную проработку каждой картины, реальный труд режиссера, силы и душу, вложенные в работу.
И, разумеется, это замечаем не только мы, рядовые зрители. Иньярриту сравнительно молод, ему 55 лет, и он — обладатель максимального количества наград при минимальном количестве фильмов. Напомним, уже первая полнометражная картина режиссера номинирована на Оскар, Иньярриту тогда было 37 лет. Комментарии излишни, остается развести руками и снять шляпу перед Маэстро.

Алехандро Иньярриту


При этом, заметим, любовь и признание национальных кино-академий по всему миру распространяется не только на «массовые» картины режиссера, созданные в Голливуде. Равнозначно любимы как голливудские, так и «испаноязычные» фильмы Иньярриту. Эти две, казалось бы, отдельные линии творчества режиссера, различны и в то же время похожи.  Иньярриту целостен в своих «ипостасях» - мексиканского режиссера и голливудского «дайректора». Как в своих картинах, ему легко дается этот переход от множественности к целостности, простоте и единству.