«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные художники

19.07.2022

Картины Фернандо Ботеро: жизнь во всей ее «полноте»

Анна Борисова

Фернандо Ботеро

Латиноамериканского художника Фернандо Ботеро в народе прозвали «живописцем толстяков». При этом герои его картин не только полные люди, здесь и тучные животные и выпуклые, объемные предметы. Сегодня существует даже отдельный жанр - «ботерос», объединяющий работы колумбийца и его подражателей.

Глядя на образы, созданные Ботеро, можно подумать, что это искусство «на любителя». Однако перед нами один из самых востребованных и состоятельных художников современности и, пожалуй, единственный, чьи работы можно встретить практически во всех крупных городах мира.

Такому успеху предшествовал долгий путь. Фернандо родился в 1932 году в Медельине в самой обычной семье. Мальчишкой он грезил о карьере тореадора и даже посещал школу матадоров. Именно тогда появились его первые зарисовки: быки, тореро, арена. Позже он создаст серию работ, посвященную своей юношеской страсти - корриде.

Фернандо Ботеро «Ла коррида», 2002

Впервые всерьез задумался о живописи Фернандо в 15 лет, чем вызвал неодобрение родителей, полагавших, что рисование - скорее хобби, но никак не профессия. Совсем иначе был настроен сам юноша: в 1952 г. в возрасте двадцати лет он отправляется в Испанию и поступает в мадридскую академию изящных искусство Сан-Фернандо.

Уже через год Ботеро оказывается в Италии, где постигает технику фрески в венецианской Академии Сан-Марко, а затем слушает курс по истории искусства Возрождения в университете Флоренции.

Обогащенный новыми знаниями, впечатлениями, а также солидным портфолио, молодой мастер возвратился на родину, но выставка его итальянских работ в Боготе не вызвала интереса публики. В 1956 он женится и с супругой уезжает в Мехико. И если годы учебы в Европе познакомили Фернандо с основами классической живописи, то в Мексике, под влиянием местной монументальной школы, начинает зарождаться уже собственный почерк и творческий стиль Ботеро.

Его известность растет, о нем вспоминают на родине и в 1958 году приглашают в Академию художеств Боготы на должность профессора живописи.

Тогда же он получает главный приз на столичном художественном салоне и перед ним открываются двери самых известных галерей. Именно в это время, во второй половине 50-х гг., Ботеро начинает писать ставших впоследствии его визитной карточкой «толстяков».

Как это часто бывает, ключевую роль здесь сыграла случайность: однажды, работая над «Натюрмортом с мандолиной», художник заметил, что музыкальный инструмент получился чересчур большим и непропорциональным и, к своему собственному удивлению, открыл для себя манеру письма, определившую его дальнейшее творчество.

Фернандо Ботеро «Натюрморт с мандолиной», 1998

Это стало отправной точкой. Слава колумбийца растет. В 1960-65 гг. художник успевает переехать в Нью-Йорк, развестись с женой, жениться на другой, а также стать лауреатом престижной Национальной премии им. С. Гуггенхайма.

В 1966 г. он отправляется в Европу с первой персональной выставкой. За ней следует череда «гастролей»: помимо Европы, Ботеро выставляется в Северной и Южной Америке, Азии и Австралии. Последующие несколько лет жизни он проведет в разъездах между Колумбией, США и Европой.

Наконец, в 1973 году художник оседает в Париже, где покупает для себя просторную мастерскую. Именно здесь он создает свои первые скульптуры. В эти гигантские, как правило, бронзовые или мраморные композиции плавно «перекочевали» герои его картин: те же пышные формы и объемы, теперь еще и физически осязаемые.

Фернандо БотероСкульптура «Птица», 1990

Поселившись во Франции и окончательно став «европейцем», Ботеро не утратил живой интерес и любовь к своей родине. Более того, в конце 90-х-начале нулевых годов он пишет серию работ о насилии, наводнившем Колумбию, которая вот уже сорок лет находилась в состоянии гражданской войны. Страну раздирали на части различные военизированные группы, чиновники и наркомафия.

Переживая за судьбу своей земли и своего народа, художник не терял надежды. «Когда Колумбия станет мирной цивилизованной страной, люди посмотрят на мои картины и удивятся, в каком иррациональном, абсурдном мире мы жили», - говорил он.

Фернандо Ботеро«Смерть Пабло Эскобара», 2006

На рубеже XX - XXI веков Ботеро – самый известный из латиноамериканских художников своего поколения. С ним ищут сотрудничества лучшие галереи планеты. Он выставляется в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буэнос-Айресе, Монте-Карло, Флоренции и Берлине.

Конечно не все относятся к его работам серьезно, не все видят в них эстетику и красоту. Одни усматривают в них чистый гротеск, другие иронизируют, что колумбиец предвосхитил моду на бодипозитив. По словам же самого автора, ключевым моментом для него является вовсе не полнота, а объем: он стремится сделать образы более осязаемыми, а вместе с тем более значительными. Так, по замыслу мастера, они приобретают вес не столько в материальном, сколько в идейном смысле.

Фернандо Ботеро

Что касается физических характеристик, пышные формы, напротив, наделяют образы воздушностью и эфемерностью. Зачастую Ботеро пишет легкость, невесомость, чувствительность и чувственность. «Объемными формами я пытаюсь воздействовать на … чувственность людей», - объясняет художник.

К тому же оригинальная манера мастера позволяет нам новым взглядом посмотреть на привычные вещи и явления. Так большой популярностью пользуется серия работ Ботеро, в которой он дает неожиданную интерпретацию ряду известных произведений искусства. Среди них портреты кисти Леонардо да Винчи, Ван Гога, Веласкеса и других.

Фернандо Ботеро

Автору удивительным образом удается соединять гротеск и китч с наивной манерой и добродушием, создавая при этом свой уникальный стиль, так хорошо известный во всем мире.

Важно отметить, что в создании своего стиля, Ботеро отталкивался от наследия прошлого: у него есть свои ориентиры в живописи и свои учителя, в том числе среди классиков. Он большой поклонник итальянского Возрождения, а среди мастеров, оказавший наибольшее влияние на раннее творчество латиноамериканца, были Поль Гоген, Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско.  Возможно поэтому в произведениях Ботеро искусствоведы усматривают встречу итальянского ренессанса с колониальным барокко.

Фернандо Ботеро«Колумбийская девушка», 1983

Питая особую нежность к жизни и традициям родной страны, Ботеро нередко обращается к фольклорным мотивам и бытовым зарисовкам. Восхищение простыми вещами вдохновило его на создание множества прекрасных натюрмортов и портретов. Например, в России хранится «Натюрморт с арбузом» 1977 года, - подарок автора Санкт-Петербургскому музею «Эрмитаж».

Фернандо Ботеро«Натюрморт с арбузом», 1977

В создании своих работ Фернандо Ботеро использует практически все возможные материалы: масло, пастель, акварель, уголь... Он виртуозно владеет различными техниками. Помимо живописи, графики, скульптуры, он создает и фрески (например, их можно увидеть на стенах часовни в Пьетра Санте в Италии).  

Если на поиски фресок и картин Ботеро нужно отправляться внутрь храмов, галерей и в пространство частных коллекций, то скульптуры мастера открыты нашему взору на улицах, площадях, проспектах и в парках большинства городов мира.

Характерные пышные фигуры мы найдем на парижских Елисейских полях, на барселонской Рамбла, а также в Нью-Йорке, Лиссабоне, Сингапуре и Флоренции. Особенно богат скульптурами родной город художника Мадельина в Колумбии. А в Москве посмотреть на работы Ботеро можно в районе станции Технопарк ("Похищение Европы"), а также в Пушкинском музее, где хранится пышнотелая девушка с зеркальцем, -  дар автора московскому музею.

Фернандо Ботеро

Нужно сказать, что столь дорогие (учитывая цены на работы художника) подарки городам и музеям - далеко не редкость. Ботеро известен своей щедростью, корни которой уходят в тяжелый период жизни мастера. В 1974 г. автомобильная катастрофа унесла жизнь его малолетнего сына. Именно тогда, в память о ребенке, художник дарит музею в Медельине 16 своих работ. Затем в Боготе он учреждает другой музей, куда отдает шедевры живописи XIX-XX столетий из своей личной коллекции.

У Ботеро несколько домов в разных странах: в Монако, Италии, Греции, Колумбии и Франции. Он работает в мастерских, разбросанных по миру, и посвящает каждую из них одному творческому направлению: в Париже он пишет картины, в Тоскане создает скульптуры, в Монте-Карло делает небольшие акварели и рисунки тушью, а в Нью-Йорке трудится над крупными живописными полотнами. Кроме того, художник ежегодно приезжает на родину и активно участвует в благоустройстве Медельина. В свою очередь, благодарные жители и власти города выделили несколько исторических кварталов для размещения культурного центра, названного «Сьюдад Ботеро» («город Ботеро»).

В апреле 2022 г. мастеру исполнилось ровно 90 лет. В окружении детей и внуков, большой любящей семьи и друзей, он продолжает работать над новыми полотнами и, несмотря на почтенный возраст, всегда пишет картины стоя…