Новости ichebnika«La Vuelta a Ichebnik»Как выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская АмерикаИспанский Всерьёз по четвергам и понедельникамМнемотехника
Испаноязычные художники

Гильермо Куитка и карты его миров

Анна Борисова

Аргентинский художник Гильермо Куитка - яркий представитель современного латиноамериканского искусства. Он родился в 1961 г. Буэнос-Айресе, где продолжает жить и работать по сей день.

Гильермо Куитка

Источники вдохновения Гильермо – архитектура, театр и географические карты. В своих работах он зачастую старается воспроизвести пространственные границы и топографию предметов. Излюбленные темы – путешествия, миграционные процессы, а также сложные цифровые схемы и карты памяти. На картинах аргентинца понятия движения, перемещения и расположения находят свое предметное проявление.

Гильермо Куитка. Den Haag-Praha 1989 Den Haag-Praha 1989

Работы Куитки широко выставляются по всему миру и включены во многие важные публичные коллекции. Именно этот художник представлял Аргентину на Венецианской биеннале 2007 года.

Куитка является внуком еврейских эмигрантов, бежавших из России в Аргентину после революции. Еще мальчиком он осознал, что хочет стать художником: с 1970 по 1979 г. он учится живописи в аргентинской столице, а в возрасте 13-ти лет проводит свою первую выставку в галерее Буэнос-Айреса (1974 г.). Уже тогда Гильермо чувствует себя стесненно в границах традиционной живописи и задумывается о более масштабных и специфических методах самовыражения.

Guillermo Kuitca El mar dulce, 1986Guillermo Kuitca El mar dulce, 1986

Одно из первых эстетических потрясений юноши связано с его путешествием по Латинской Америке в 1980 г., когда он присутствовал на открытии Café Müller. Кафе представляло из себя настоящее арт-пространство. Церемония открытия была отмечена необыкновенным представлением, в котором смешивались танец и театр: гигантский лабиринт из стульев и столов, превратился в сцену, где кружились танцовщицы.

Это зрелище произвело неизгладимое впечатление на молодого человека, и в середине 1980-х годов Куитка начал активно использовать театральные образы для создания своих произведений. Он изображает фигуры на сцене, планы концертных залов, а названия его работ вдохновлены пьесами, литературой и музыкой. Именно театр подарил Гильермо пространство, физическое и идейное, в которое он устремляется как художник и творец. Связь с миром театра была и остается константой в его работах.

Гильермо Куитка. Blau Bart (Bluebeard) 1985Blau Bart (Bluebeard) 1985

В конце 1980-х - начале 1990-х Куитка все чаще интегрирует в свои композиции предметы архитектуры и топографии. Поэтажные планы зданий, географические карты и генеалогические схемы становятся его важными ориентирами в этот период. В 1989 г. художник представил Аргентину на 18 Биеннале в Сан-Пауло, чем привлек внимание ценителей современного искусства за пределами Аргентины. С 1991 г. он начинает регулярно выставляться в Нью-Йорке и других городах США.

В конце 90-х начале 2000х он знакомит со своими работами Европу, а также участвует в организации выставок современного искусства и разного рода инсталляций на различные темы. Ближе к 2010 году, в его творчестве появляется новый абстрактный мотив и подражание кубизму.

Гильермо Куитка. Untitled, 2009Untitled, 2009

Как это часто бывает, многие склонны трактовать работы Куитки через призму его биографии. Считается, что жестокость, царившая в Аргентине в годы взросления Гильермо (режим Хорхе Виделы), не отражается в его живописи, но прослеживается в его рисунках и графике.

Художник не касается напрямую сюжета диктатуры, но некоторая тревожная атмосфера наполняет многие его работы. Цветовая палитра Куитки состоит в основном из тускло-серого, фиолетового и угольно-черного.  Перед нами открываются карты, планы городов и ориентировки, куски зеркал, пустые кровати…Человеческая фигура кажется стертой, вырванной из привычной обстановки.

Гильермо Куитка. Untitled, 1996 Untitled, 1996

Но в то же время мир, созданный Гильермо, наполнен и другими – волнительными и радостными смыслами. Те же географические карты и схемы концертных залов отсылают нас к теме путешествия, праздника, свободы. Зачастую зрителю показывается выход за пределы жестокой реальности.

Одна из самых известных работ аргентинца - инсталляция из кроватей («Без названия»), представляющая из себя около двадцати матрасов, наподобие деталей паззла образующих географическую карту. Одни трактуют ее как столкновение между нашим внутренним миром и физическими обстоятельствами. Другие же видят в этой композиции образ бесконечности, которую открывают перед нами мечты.

Гильермо Куитка. Untitled, 1992Untitled, 1992

А на какие мысли наводят вас картины Куитки? Интересно ли вам современное латиноамериканское искусство и о чем вам хотелось бы узнать больше? Возможно, мы смогли бы открыть друг для друга новые имена и направления.

Гильермо Куитка. 32 seating plans 2007 32 seating plans 2007

Гильермо Куитка. Mozart - da Ponte I 1995Mozart - da Ponte I 1995

Гильермо Куитка. Santa fe opera 2018Santa fe opera 2018