«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные художники

03.11.2021

Магический сюрреализм Ремедиос Варо

Анна Борисова

Глядя на картины испанской художницы Ремедиос Варо, я поймала себя на том, что передо мной возникают образы из моих детских снов. Я подумала, что если одни ее работы могли бы стать прекрасными иллюстрациями к волшебным сказкам, то другие гармонично смотрелись бы на страницах научной фантастики. Среди них есть те, что напоминают средневековые миниатюры, а есть те, что походят на загадочные зарисовки на полях алхимических трактатов…

Ремедиос Варо

На свои холсты Варо переносила свой глубокий интерес к философии, мистике, поэзии и средневековой культуре. А также к таким, казалось бы, противоположным областям, как мир науки и мир сновидений. Испанка никогда не отрицала, что пишет свой внутренний мир и свои сны. Не случайно в лицах персонажей ее картин так легко угадываются черты самой художницы: миндалевидные глаза, пышные волосы, острый подбородок…

Излюбленными цветами Варо были оттенки красного и золотого. Для ее работ в принципе характерно преобладание теплых тонов, наполняющих созданные ею удивительные миры. Эти миры, одновременно уютные и странные, манящие и пугающие, загадочные и близкие, Варо наполняет разнообразием деталей и символов, многие из которых кочуют из картины в картину, из сюжета в сюжет.

Papilla estelar (1958) Papilla estelar (1958)

Исследователи стиля Варо обычно определяют его как магический сюрреализм. Она и сама ни раз подчеркивала тот факт, что для нее сюрреализм примиряет между собой законы науки и природы, мир фантазий и силу человеческого разума.

В формировании Ремедиос Варо как человека и художника огромную роль сыграла личность ее отца. Она родилась в Испании в декабре 1908 г. в семье инженера гидравлических установок. Работа отца была связана с частой сменой мест, и с детства Ремедиос привыкла к кочевому образу жизни. Чтобы как-то развлечь дочь при долгих переездах, отец давал ей перерисовывать свои чертежи, попутно объясняя малышке назначение тех или иных механизмов. Так Ремедиос постепенно начала постигать науку рисования. И скорее всего именно с этих первых чертежей берут свое начало геометрические линии, схемы и фигуры, которые так часто можно встретить на картинах художницы.

Ремедиос всегда была особенно близка с отцом. Именно он был первым, кто начал формировать ее литературные вкусы. Так девочка всем сердцем полюбила вселенную Жюль Верна с его чудесами инженерной мысли и силы человеческого разума. Взрослея, Ремедиос берется за чтение философских и эзотерических трудов, увлеченно обсуждая их с отцом. Отец же, отличаясь либеральными взглядами, всячески поощрял интеллектуальное любопытство и свободомыслие дочери.

Fenómeno de ingravidez (1963)Fenómeno de ingravidez (1963)

Совсем другой была мать Ремедиос – набожная и ревностная католичка. Кстати, именно ей художница обязана своим необычным именем. Дело в том, что после смерти первого ребенка, женщина отчаянно молилась Божьей Матери о том, чтобы та исцелила ее сердце от невыносимой боли утраты. И когда она забеременела снова и на свет появилась девочка, она назвала ребенка Ремедиос, что буквально переводится с испанского как «Исцеляющая». В отличие от отца, мать стремилась воспитывать дочь в строгости и послушании. Девочка даже провела какое-то время в закрытой школе при монастыре: впечатления и переживания тех лет нашли отражения в некоторых ее работах.

Первой важной вехой для становления будущей художницы становится ее шестнадцатилетие, когда она проходит по конкурсу в престижную Мадридскую Королевскую Академию изящных искусств. Это было особенным достижением, так как юношам в то время было гораздо проще получить доступ к образованию. Но на дворе были 1920-е гг., когда женские имена начинают все отчетливее звучать в науке, в спорте и авиации, а также в искусстве. Но это был долгий и сложный процесс. Это было время, когда старое и новое сосуществовали бок о бок, вступая в противоречие и конфликт.

Так Мадридская Академия старалась заложить в головы своих учеников основы классической живописи и академического искусства, а также уважение к традициям и опыту старых мастеров. Но уже тогда в ее стенах читали лекции такие «революционеры» мысли, как Эйнштейн, Мария Кюри, Герберт Уэллс и Хосе Ортега-и-Гассет. Студенты впитывали их новаторские идеи, а в свободное от учебы время взахлеб обсуждали теории Фрейда и работы Андре Бретона.

Mujer saliendo del psicoanalista (1960)Mujer saliendo del psicoanalista (1960)

Кстати, однокурсником Ремедиос был сам Сальвадор Дали и, вероятно, они вращались в одних кругах. Так или иначе, именно в студенческие годы Варо всерьез увлекается новым течением сюрреализма.

Окончив Академию, девушка вышла замуж за Херардо Лисаррага. Он был таким же молодым художником, как и она. Они вместе уезжают в Париж, но вскоре расстаются. Так как по испанским законам того времени оформить официальный развод было практически невозможно, Ремедиос и Херардо никогда не разводились, но вместе больше не жили. После Лисаррага у Варо было много мужчин – она влюблялась, заводила бурные романы, расставалась. Но с каждым из своих возлюбленных ей удавалось сохранить дружбу и взаимное уважение (лишь ближе к концу жизни она встретит свою главную любовь, и этот человек будет с ней до самой ее смерти).

Французская столица во многом повлияла на мировоззрение художницы и, разумеется, на ее искусство. Именно в Париже в конце 1930-х гг. к ней пришел первый успех и именно там состоялась ее первая выставка. Однако после вторжения нацистов во Францию в 1940 г., Варо вынуждена вернуться на родину. Но и там она не задерживается надолго: после утверждения режима Франко она сбегает в Мексику…

Mujer saliendo del psicoanalista (1960)  Creacion de las aves (1957)Creacion de las aves (1957)

В те непростые годы Мексика была убежищем для многих беженцев из захваченной революциями и войнами Европы. Все мы прекрасно знаем, что помимо политических воин велись жестокие войны идейные. Так, например, сюрреализм по идейным законам Третьего рейха признавался дегенеративным искусством и попадал под прямой запрет, а его представители под жесткие репрессии. Так в Латинской Америке оказались «сливки» европейской научной мысли, культуры и искусства.

Всем им пришлось начинать новую жизнь на новом месте, зарабатывать на хлеб, принимаясь практически за любую работу. Не была исключением и Варо: она восстанавливала керамику, разрабатывала логотипы для коммерческих компаний, рисовала рекламные плакаты, создавала наряды и декорации для театральных и балетных постановок. Так, вместе с Марком Шагалом, испанка работала над костюмами для балета «Алеко» по пушкинским «Цыганам».

Какое-то время Варо прожила в Венесуэле, но затем вернулась в Мексику. Именно эту страну она ощущала своей новой родиной: за несколько лет в Мексике она написала больше, чем за всю свою жизнь до приезда туда. Исследователи творчества испанки считают, что иммиграция значительно повлияла на становление собственного стиля художницы. Вдали от Европы, - всеми признанного центра искусств, ее талант раскрылся удивительным образом.

Bordando el manto terrestre (1961)Bordando el manto terrestre (1961)

В Мексике Варо познакомилась с Фридой Кало, Диегой Риверой и Леонорой Каррингтон, а главное, именно здесь она встретила любовь своей жизни. Им оказался уроженец Австрии Вальтер Грюен, который пережил войну и концлагерь, и оказался в Латинской Америке, успешно построив свою жизнь с нуля на новом месте. Грюен боготворил Ремедиос и восхищался ее талантом. Именно он организовал ее первую персональную выставку в Мексике в 1955 г. Выставка привела Варо к триумфу: мексиканцы были буквально очарованы «заморской волшебницей», а желающие приобрести ее картины выстраивались в очереди и были готовы заплатить любую сумму. За первой выставкой в 1958 г. последовала вторая, которая только приумножила успех первой.  

К сожалению, времени Ремедиос было отведено не много. Ее не стало в 1963 г.: причиной смерти стал сердечный приступ. Она ушла на пике славы и признания, окруженная любовью мексиканцев и заботой любимого мужчины. Писатель-сюрреалист Андре Бретон, узнав об этой смерти, сказал, что Варо была «волшебницей, которая ушла слишком рано».

Nacer de nuevo (1960)Nacer de nuevo (1960)

Примечательно, что не только Варо сделала Мексику своей второй родиной, но и Мексика сделала испанку своей художницей, своей гордостью. Если в Европе Варо затмил коллега по Академии и соотечественник Дали, то для мексиканцев она до сих пор является одной из ключевых фигур сюрреализма.
Однако число почитателей таланта этой художницы в мире продолжает стремительно расти, а на аукционах картины Ремедиос Варо пользуются большим спросом.

А какие чувства и мысли вызывают у вас картины испанской сюрреалистки? И доводилось ли вам слышать о ней раньше?