Как выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаМнемотехникаНовости ichebnika
Испаноязычные художники

История Мексики через пейзажи Хосе Марии Веласко

Анна Борисова

Piramide del Sol en Teotihuacan, 1878Piramide del Sol en Teotihuacan, 1878

Мексиканец Хосе Мария Веласко по праву считается самым выдающимся пейзажистом Латинской Америки. Исследователи искусства в один голос твердят, что именно его творчество сделало мексиканскую географию символом национальной идентичности. Работы Веласко удивительным образом сочетают в себе фотографическую точность изображения с передачей истинного духа мексиканской земли.

Полное имя живописца - Хосе Мария Транвилино Франсиско де Хесус Гомес Веласко Обрегон. Он родился 6 июля 1840 г. и до самой смерти (до 1912 г.) прожил в Мехико.

Хосе Мария ВеласкоХосе Мария Веласко

Семья Веласко рано лишилась кормильца, - его отец умер, когда Хосе было десять лет. Вскоре юноша всерьез увлекся живописью и решил во что бы то ни стало попасть в престижную Академию изящных искусств Сан-Карлос в Мехико. Задача была более чем сложной, ведь Академия Сан-Карлос была, на минуточку, первым в Америке высшим учебным заведением художественного профиля. Молодому человеку пришлось спешно решать, где взять деньги на учебу. И он нашел прекрасный выход, предложив руководству свой труд в обмен на возможность обучения. Итак, по ночам Хосе начинает расписывать стены и коридоры Академии, а днем посещает занятия.

Этот предприимчивый юноша был не просто подающим надежды художником, он был настоящим эрудитом. Хосе интересовался наукой и совмещал труды в Академии с изучением зоологии, геологии, ботаники, а также математики и фото-искусства. Он посещал лекции в Школе Медицины, а также штудировал научные труды по составу горных пород, образованию облаков, речным системам, флоре и фауне родного края. 

Академия Сан-Карлос в МехикоАкадемия Сан-Карлос в Мехико

Так с конца 70-х гг. XIX в. Веласко вошел в тесное сотрудничество с ботаническим мексиканским журналом «La Naturaleza». Для этого издания он написал даже пару научных статей, а также создал серию зарисовок – наглядных пособий по растительному миру Мексики. Интерес к естественной, природной истории своего края сопровождал Веласкеса всю жизнь и нашел прямое отражение в его живописи. Помимо ботанических зарисовок, художник оставил также серию рисунков для Национального Музея Мехико, посвященных животному миру Латинской Америки. Многие из них носили анатомический характер, изображая отдельные особи в разрезе, для знакомства с их внутренними органами и скелетом.

Однако мировую известность Веласкесу принесла именно пейзажная живопись. Ей он обучался в Сан-Карлос у мастера классического пейзажа итальянского происхождения Эугенио Ландесио. Ландесио начал преподавать в Академии в 1885 г. и оказался художником, «поднявшим» пейзажную живопись в Мексике на новый уровень. Именно он занимался активным внедрением новой техники и новых теорий композиции. Веласко стал самым знаменитым учеником Ландесио, и после ухода своего наставника в 1877 г., остается преподавать в Академии Художеств.
Обычно в творчестве Веласко-живописца выделяют три периода:

 

- Ранний 1860-1889 гг.: в начале своего творческого пути мексиканец писал в основном панорамные виды, отмеченные определенным влиянием романтизма, а чуть позже увлекся приемами живописцев барбизонской школы. В эти годы им были созданы такие работы как «La Plaza de San Jacinito en San Angel», « Cañada de la Magdalena», «La Alameda de Mexico», «El bosque de Jalapa», «El Cedro de Chimalistac», «El Аhuehuete de Chapultepec».

Cañada de la Magdalena (1862)Cañada de la Magdalena (1862)

- Зрелый период 1890-1892: этому времени принадлежат такие его работы как «Valle de Mexico desde el cerro de Atraeualco», «Ajusco visto desde el Tepeyac». Для Веласко становится характерным гораздо более внимательное наблюдение натуры. Художник стремится как можно более точно передать особенности ландшафта и в то же время философски осмыслить природу родного края. Его интересует как ее естественное состоянии, так и ее, преобразованный человеческой рукой, образ. В конце 1880-х гг. мексиканец путешествует по странам Европы и знакомится с работами импрессионистов. Он начинает тесно контактировать с этим течением и заводит дружбу со многими его представителями.

Valle de México desde el cerro de AtzacoalcoValle de México desde el cerro de Atzacoalco

Поздний период 1892-1912. По-настоящему влияние импрессионистов заметно именно в поздних творениях Веласко. Иногда этот период его творчества называют также его «личным периодом», настолько чувствуется в нем то самое импрессионистское индивидуальное переживание, впечатление. Рождаются картины «Rocas del cerro de Atzacoalco», «Piramide del Sol en Teotihuacan», «Popocatépetl e Iztaccihuatl», «Templo de San Bernardo».

Templo de San BernardoTemplo de San Bernardo

В принципе, долгая карьера Веласко «шла» в ключе основных художественных движений того времени – его картины несут в себе как черты романтического пейзажа, так и последующих реализма и импрессионизма. Но мексиканец, с его «детальным» реализмом и фотографичностью, рождает нечто совершенно новое для изобразительного искусства и выводит пейзажную живопись Мексики на международный уровень.

Не удивительно, что на родине живописец пользуется большой любовью и уважением. В Мехико на площади, примыкающей к улице Мистериос, установлен памятник в его честь: мастер с кистью в руке. А в 1992 г. в Толука-Сити открыли музей Веласко, где можно познакомиться с его работами. Также государство учредило премию имени живописца, ею награждают художников – уроженцев Мексики.

Памятник Веласко в МехикоПамятник Веласко в Мехико

Множество наград получил Веласко и за рубежом. Ему была вручена Золотая Медаль Международной Выставки в Филадельфии  1876 г., приуроченной к столетию независимости Соединенных Штатов Америки. Следующую Золотую Медаль он получил уже в Париже на Всемирной Парижской Выставке 1889 г. Это было столетие Французской Революции и на выставке было выставлено 78 полотен мексиканского пейзажиста. Франция даже удостоила Веласко Ордена Почетного Легиона.

Кроме того, живописец служил комиссаром изящных искусств в мексиканской делегации на Всемирной Выставке 1893 г. в Чикаго, где он представил 17 из своих работ в масле. Его произведения до сих пор составляют часть знаменитых коллекций в США, а один из его пейзажей мексиканской долины хранится сейчас в Музее Ватикана, куда он был отправлен в качестве подарка Папе Льву XIII.

Музей Веласко в Толука-СитиМузей Веласко в Толука-Сити

Пожалуй, «визитной карточкой» Веласко навсегда останется именно фотографическая точность его пейзажей. Каждую картину он писал с натуры, поднимаясь со всем необходимым на вершины холмов, спускаясь в долины, пробираясь к озерам и скалам, поднимая взор к куполам и башням церквей.
Детальная проработка действительно приближала пейзажи Веласко к новому для того времени искусству фотографии. И если сейчас, когда фотография для нас доступнее, чем живопись, мы не ждем от последней фотографичности, то для конца XIX-начала XX веков она была преимуществом. А если прибавить к этому естественнонаучные познания художника, мы получаем настоящего «летописца» Мексики рубежа веков. Ведь в то время фотографировали, в первую очередь, людей, и возможно мы многого бы не узнали о природе и климате Латинской Америки тех лет, если бы не пейзажи Веласко.

Valle de México desde el cerro de TepeyaсValle de México desde el cerro de Tepeyaс

Прекрасный синтез научного подхода к изображению природы с четкой фотографической точностью этого изображения позволяет нам проследить, например, разные виды растений, произраставших на родине художника. Веласко пишет природу «дикую», пишет стихию (вулканы и бурные реки) и он же пишет природу «укрощенную» людьми, когда отдельные «пятна» урбанизации проступают на ее «теле». Человеческое присутствие проявляется или непосредственно фигурками людей или «следами» их присутствия. Мы видим пыль, поднятую колесами телег, мы видим творения рук человеческих - памятники архитектуры и инженерной мысли, как то - церкви, мосты, поезда, железные дороги…Так на одной из картин Веласко запечатлел одно из главных технологических достижений конца XIX в. – железную дорогу Мехико-Веракруз.

Еl puente de Metlac 1881Еl puente de Metlac 1881

Таким образом, эти пейзажи– это не только искусство, но и визуальный исторический источник в самом прямом смысле этого слова. Например, работы мексиканца оказались весьма полезны для «экологических» историков окружающий среды и ландшафта, так как они хорошо показывают долину Мехико до ее упадка в течении XX в., связанного с загрязнением атмосферы и урбанизмом.

 

В этом смысле, живопись Веласко - это своего рода историческая живопись, но живопись не событийная, а скорее фоновая. В отличие от классической исторической живописи, она не раскрывает перед нами отдельное историческое событие, о показывает фон, на котором события разворачивались. Она показывает, как события влияли на мексиканскую землю, на среду, в которой развивалось общество, она показывает саму эту среду.

Puente de la Barranca del Muerto, 1898Puente de la Barranca del Muerto, 1898

Глядя на живопись Веласко, мы имеем дело с ботаническими и геологическими феноменами, а также с феноменами общественными, социальными. Мы видим природу, не тронутую человеком и природу, тронутую человеком. По пейзажам Веласко мы читаем «историю» мексиканской земли – ее вулканов, ее рек, облаков, деревьев и трав. По ним же мы читаем историю мексиканского человеческого сообщества, с его железными дорогами, фабриками и поселениями. Все эти компоненты – живые участники картин живописца и они же – объекты его живейшего интереса.

Надеюсь, что Веласко удастся «заразить» своим интересом и нас, подтолкнув к изучению истории, культуры и повседневности дикой и прекрасной Мексики.

Vistas del Valle de MéxicoVistas del Valle de México