Испанский Всерьёз по четвергам и понедельникамКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская АмерикаМнемотехникаНовости ichebnika
История Испании

Курсы испанского языкаПознакомьтесь с Курсами испанского на ichebnik!
4 бесплатных мини-курса испанского для начинающих, продолжающих и совершенствующихся.
Учи Испанский всерьёз!

Посмотреть все>>

Семь веков Реконкисты

Анна Борисова
Реконкиста -  это целый пласт испанской истории, связанный с освобождением Иберийского полуострова от мусульманского владычества, под которым он находился с 711 года.

Семь веков Реконкисты

Однако сам термин Reconquista, обозначающий на испанском и португальском языках «отвоевание», появился лишь в XVI веке, в контексте войны Габсбургов против оттоманской империи. Реконкистой стали называть всю борьбу между Крестом и Полумесяцем на территории Иберийского полуострова, с начала I в. до конца XV в., когда христианским правителям удалось упразднить последние мусульманские образования.

Но как арабы попали на Иберийский полуостров, и кто населял его тогда, когда Испании как государства еще не существовало?

В первые века нашей эры земли полуострова находились в составе могущественной Римской империи. Однако история этого могущества подходит к концу, - сначала она раскалывается на Западную и Восточную часть, а спустя некоторое время начинает подвергаться нападениям варваров, которые приблизят ее конец. После того, как в 476 г. пала Западная Римская Империя, на территории полуострова начали селиться победители, - племена германцев и вандалов.

А в VII веке появляются новые завоеватели – арабы. Иберия привлекала их по многим причинам: это и выгодное расположение (на стыке Средиземноморья, Атлантики, Африки и Европы), и мягкий климат, и обилие полезных ископаемых…

Арабские завоеватели с 711 г. стремительно «проносятся» по землям бывших римских провинций. Захватив территории Северной Африки, они доходят до атлантических берегов Магреба. Что касается Иберии, - населенная потомками германцев и вандалов, - вестготами, она переживала в то время серьезный кризис. Ее правители были не в силах оказать достойное сопротивление завоевателям. К тому же долгий период засухи разорил и «обескровил» эти земли, они были крайне бедны и слабы.

Всего за три года арабы берут весь Иберийский полуостров. Вестготам удалось удержать лишь небольшую территорию на севере, где они образовали в 718 г. так называемое Христианское королевство.

Так начинается «арабская» история будущей Испании. А вместе с тем и история Реконкисты, борьбы христиан полуострова за независимость. Поначалу ни о каком «отвоевании» речи конечно не шло, - это была лишь оборона: христианские сюзерены Севера находились в состоянии постоянной защиты от эмирата, а затем – халифата Кордобы. Халифат появился в 756 г., став одним из самых могущественных политических образований своего времени.

Но постепенно оборона незначительной «кучки» христиан перерастает в нечто большее. В начале XI века, в момент, когда мир иберо-мусульманский Андалуссии переживал глубокий кризис, Север наращивает силы. Продемонстрировать эти силы ему удалось уже к концу века: в 1085 г. войском Альфонсо VI Кастильского взят Толедо, в 1094 г. войском Родриго Диаса де Бивару взята Валенсия, в 1096 г. Санчес Рамирес Арагонский вступает в Хуэску, а в 1118 г. под натиском сил Севера пала Сарагоса. Казалось бы, вот оно - начало победы «Испанского Креста»! 

Однако вторжение новых защитников ислама отложит победу Реконкисты еще на три столетия: в конце XII в. на территорию полуострова вторгаются новые правители Северной Африки. Христиане снова вынуждены отступить на север.

Семь веков Реконкисты

Христианская территория севера в то время представлена четырьмя королевствами: Леон, Наварра, Кастилия и Арагон. Отсутствие единства и постоянные распри между их правителями были на руку арабам. Довольно часто те или иные сюзерены севера вступали в союз с мусульманами против своих соседей.

Однако соперничество и междоусобицы встречались и среди мусульман. Арабские династии сменяли одна другую, далеко не всегда мирным путем. Кроме того, происходили крупные восстания берберов (так называли коренных жителей Северной Африки, завоеванных и обращенных в ислам арабами в начале VII в.). Все это истощало Халифат, подрывало его изнутри.

Правители новой династии Альмухадов, исповедующие особенно строгую форму ислама, объявляют Священную Войну христианскому северу полуострова. В 1195 г. в битве при Аларкосе они наносят сокрушительное поражение кастильской армии. И тогда правители Севера наконец понимают, что им больше ничего не остается, как оставить распри и объединиться перед лицом общего врага.

Это объединение также принимает форму «Священной войны», став одной из важнейших составляющих эпохи Крестовых походов. Массовые паломничества на могилу Св. Иакова, которая, по преданию, находится на испанской территории, постепенно превращаются в вооруженные походы на сарацинов. Сам же Святой Иаков объявлен святым покровителем дела Реконкисты (отсюда его прозвище «Мавробойца»). Земля, где похоронен апостол, была отвоевана у арабов в 750 г. Альфонсо Католиком. И по сей день это  - крупный центр паломничества, конечная точка Пути Св. Иакова, знаменитый Сантьяго де Компостелла.

 Скульптурное изображение Св. Иакова Мавробойцы в соборе Леона Скульптурное изображение Св. Иакова Мавробойцы в соборе Леона

Итак, постепенно Реконкиста трансформируется в один большой крестовый поход, который спонсирует европейская знать и поддерживает Папа Римский Иннокентий III. Именно Понтифик обращается к христианским войнам с призывом религиозного объединения в 1212 г., после чего французские рыцари идут сражаться плечом к плечу с кастильцами с целью изгнать мавров с европейских земель.

Участниками реконкисты объявлялись все христиане, независимо от социального статуса и происхождения. Присоединяясь к рыцарям в походах на мавров, выходцы из низших сословий могли получить многочисленные привилегии, не говоря уже о богатой добыче при захвате и разорении развитых земель юга.

Вскоре под натиском крестоносцев падут Кордоба, Валенсия и Севилья. В конце  XIII века за сарацинами останется лишь южное королевство Гранада. Кастилия и Арагон становятся важнейшими королевствами освобожденных иберийских земель, первыми крупными плодами реконкисты.

Однако окончательная победа Реконкисты происходит лишь в XV столетии, при знаменитых Фердинанде и Изабелле. Их брак привел к слиянию Кастилии и Арагона, а объединенная католическими королями, Испания вступает в эру своего расцвета, - военного, политического и культурного.

В 1492 г. Фердинанд и Изабелла возьмут последний оплот арабского влияния – Гранаду, окончательно завершив дело Реконкисты, растянувшееся на семь с лишним веков. 

Королевская армия входит в ГранадуКоролевская армия входит в Гранаду

Причем католические короли не остановились на «физическом» изгнании ислама с испанских земель. Следующим шагом станет искоренение иноверия из «душ» населения Иберийского полуострова, из всех сфер жизни нового христианского государства.

С 1492 г. начинается изгнание евреев, которые давно уже проживали на этих землях, а затем приходит очередь так называемых «морисков», потомков побежденных арабов, сохраняющих традиции своей веры.

Покончив с иноверцами, Католическая Церковь и католическая Корона обращают свой взор на своих подданных - христиан…Так открывается новая страница испанской истории, - период Инквизиции. Страница печальная, жестокая, но в то же время славная, так как Испания превратилась в одну из самых могущественных держав средневековой Европы, творца эпохи Великих географических открытий.

Разумеется, как любое крупное историческое явление, арабское владычество и Реконкиста являются предметом многочисленных споров и подвергаются различным оценкам.

Правда в том, что освобождение испанской территории от арабов и становление сильной католической власти положили начало сильной и независимой испанской державы, настоящему золотому веку Испании. Но правда и в том, что завоеватели многое дали этим землям и их будущему. Ведь не случайно большим стимулом к возвращению арабских земель юга для крестоносцев было то, что юг был значительно более развит, чем христианские земли севера.

Во многом основы становления и расцвета католического испанского государства заложили как-раз арабы. Мусульмане, в отличие от многих завоевателей того времени, не уничтожали местный уклад побежденных, не насаждали свои традиции силой, не искореняли местные обычаи. Культура завоевателей гармонично вплеталась в жизнь коренного населения и многое дала будущей Испании.

Мавры внедряют новые сельскохозяйственные техники, при них развивается виноделие, животноводство, выходит на новый уровень добыча полезных ископаемых, совершенствуется обработка изделий из металла, развиваются города. При арабах на полуострове появляются первые переводы греческих философов, первые университеты, первые общественные бани…

Собор-мечеть Мескита в Кордобе Собор-мечеть Мескита в Кордобе

В этом смысле рыцари Реконкисты лишь завершили процесс возвышения Испании, начатый завоевателями. Это удивительно, но противники, сами того не замечая, делали одно общее дело. Ведь именно смешение исламской и христианской религий, традиций и уклада обогатило испанскую культуру и предопределило ее расцвет.

Испания по сей день является удивительной смесью западного и восточного наследия, что легко «читается» в ее архитектуре, фольклоре, кухне и многих других сферах жизни. Подробнее об этом предлагаем поговорить с следующий раз.



Курсы испанского языкаИзбранные статьи для влюблённых в испанский
Все, что вы хотели знать об испанском языке и его изучении, а также об испаноязычной культуре — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с уроками для изучения испанского.

Я принимаю условия политики конфиденциальности