«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
История Испании

18.08.2020

Гении испанского Возрождения. Живопись

Анна Борисова

Эль Греко. Святая Троица (фрагмент)Эль Греко. Святая Троица (фрагмент)

В продолжении разговора об испанском Возрождении, коснемся живописи этого славного периода. Здесь в XVI- XVII вв. столкнулись два влияния: нидерландское и итальянское. Последнее в основном было представлено маньеризмом. Термин «маньеризм» стал употребляться для живописи  XVI столетия в период от смерти Рафаэля (1520) до начала классицизма и барокко, во многом родившихся как реакция на него. Маньеристы отходят от ренессансного восприятия мира.  Считая себя последователями мастеров Возрождения и внешне следуя им, они утверждают не гармонию, но трагичность бытия. Не удивительно, что эта идея встречает живейший отклик в среде испанских живописцев XVI в., в период расцвета инквизиции и абсолютизма.

Характерной иллюстрацией такого трагизма является творчество Луиса Моралиса (1509-1586 гг.). Художник писал изможденные лица и иссохшие тела мучеников и аскетов. Цветовая гамма его картин — зелено-черная, с преобладанием мрачных тонов. Филипп II приглашал Моралиса ко двору, но не был доволен его творчеством и отстранил его. Сейчас работы Моралиса можно увидеть в Лиссабоне, Нью-Йорке, в мадридском Прадо («Богоматерь с Младенцем») и в Эрмитаже («Богоматерь Скорбящая»).

Луис Моралис. Святой Иероним в пустыне.Луис Моралис. Святой Иероним в пустыне.

XVI век проходит в Испании под знаком итальянского возрождения. Влияние итальянцев и венецианцев еще достаточно сильно в начале XVII в. Это время расцвета художественных школ Валенсии и Толедо. Но уже во второй половине XVII века итальянская традиция сменяется влиянием фламандцев, особенно Рубенса и Ван Дейка. Крупными художественными центрами теперь являются Мадрид и Севилья. Как и в Нидерландах,  XVII век считается в Испании «Золотым веком» живописи. Это время раскрытия таланта Сурбарана, Веласкеса и Мурильо.

Живопись эпохи Испанского Возрождения уникальна своей страстностью, порой до экзальтированности. Мы не видим этого в таком количестве и в такой силе у фламандцев и итальянцев, технику которых испанцы активно использовали.

У испанских художников того времени было два основных заказчика. Первый — двор, второй — католическая церковь. Стоит ли говорить о том, как велика была роль церкви в становлении испанской живописи в эпоху Инквизиции! Однако уже тогда в традиционные религиозные сюжеты гармонично вплетается народная повседневность.

Но первым по-настоящему светским жанром в испанской живописи того времени становится портрет, а точнее - придворный портрет:  изображение  королевских особ и высшей аристократии. На становление портрета повлияли как национальные испанские вкусы, так и итальянский Ренессанс. Свой вклад внесло и Северное Возрождение, в особенности — нидерландская живописная школа.

Очевидно что в первую очередь придворный портрет подразумевал изображение Короля. Перед портретистами стояли сложные задачи — совместить в своей работе идеальный образ монаршей модели и реалистичность черт (не забываем также, что портреты служили «визитными карточками» венценосных женихов и невест при подготовке династических браков). А ведь Испанское Возрождение подготовила эпоха Католических Королей, когда имидж Короны и Монарха был возведен до небес. Придворный портрет многое заимствует у иконографии — изображение должно было вместить в себя все высокие качества, присущие

Правителю, и приравнивалось личности изображенного. Так клятвы, совершенные перед портретом Короля, были равносильны обетам, совершенным в присутствии самого монарха. Вспомним древнюю, существующую поныне, традицию клятвы или присяги на Библии, и поймем, кем являлся Король для своих подданных.
Много лет на службе у испанских королей находились крупнейшие живописцы Европы — Тициан и Антонио Моро. Но с появлением в 60-е гг. XVI в. испанца-портретиста Алонсо Санчеса Коэльо, иноземцев больше не приглашали ко двору. Сейчас работы кисти Коэльо можно увидеть в Музее Прадо (Мадрид). Именно со времени Коэльо портретист, изображающий монарха и его свиту, получал официальное звание придворного художника, а также мастерскую во дворце, которую нередко удостаивал своим посещением сам Король.

Алонсо Санчес Коэльо. Портрет инфанты Каталины МикаэлыАлонсо Санчес Коэльо. Портрет инфанты Каталины Микаэлы

Преемником Коэльо при дворе становится его ученик Хуан Пантоха де ла Крус. Одним из лучших его произведений является «Портрет Диего де Вильямайор», хранящийся в петербургском Эрмитаже. Эта работа — яркий образец придворного искусства того времени. Де ла Крус в деталях показывает пышность туалетов изображаемого, ведь основной задачей было показать величие и богатство, а не красоту модели. Эти тенденции дальше найдут развитие в правдивых королевских портретах Веласкеса и почти гротесковых — Гойи.

Хуан Пантоха де ла Крус.  Портрет Диего де ВильямайорХуан Пантоха де ла Крус.  Портрет Диего де Вильямайор

По иронии судьбы, первым прославившимся на весь мир живописцем Испании оказался не испанец. Им считается Доменикос Теотокопулос - «Эль Греко» (1541-1614 гг.). Как можно понять из его прозвища, художник был греком (родом с острова Крит). Сейчас работы «испанского грека» украшают самые крупные музеи мира (Метрополитен-музей в США, Прадо в Мадриде).

Являясь потомственным художником, в молодости Эль Греко писал иконы в византийском стиле, после чего отправился в Венецию, где учился у самого Тициана и освоил технику масляной живописи. Затем он был приглашен для работы в Испанию королем Филиппом II. Грек не прижился при дворе, но остался творить в Испании. Картины на религиозные и мистические сюжеты мастер чередовал с созданием портретов, находясь под большим влиянием итальянского маньеризма. Особенностью картин Эль Греко принято считать сочетание фантастичности сюжета и реализма его трактовки. Однако колорит и цветовые решения зачастую не соответствуют тому, что мы можем видеть в природе и повседневной реальности. Это очень чувственное восприятие и передача,  отражение эмоций и движений души. Пожалуй в этом и заключается уникальность всей живописи испанского Возрождения: в ней смешивается реализм с мистикой и религиозной экзальтацией.

Эль Греко. Раздирание одежд Христа.Эль Греко. Раздирание одежд Христа.

Именно Эль Греко (заслуживающий отдельного разговора, и о котором подробнее мы поговорим позже) открыл Золотой век испанской живописи и подготовил почву для появления таких гениев как Сурбаран и Веласкес.

Так Франсиско де Сурбаран (1598-1664) стал одним из тех мастеров, благодаря кому испанская живопись вышла на одно из первых мест в Европе. Этот художник в основном выполнял портреты и живописал деяния святых. Кроме того, Сурбаран всегда охотно изображал детей, пользуясь ими как моделями для работ на темы детства Христа и Марии. Картины великого мастера можно увидеть в музеях Америки, Лондона, Будапешта, Мюнхена, а также в Лувре, Прадо, Эрмитаже и конечно в Севилье, где он учился и к живописной школе которой он принадлежал.

Франсиско де Сурбаран. Бегство в Египет.Франсиско де Сурбаран. Бегство в Египет.

Диего Веласкес (1599-1660), чьи работы украшают стены Мадридского Прадо и Российского Государственного Эрмитажа, широко известен как портретист испанского двора. Он был придворным живописцем короля Филиппа IV. Представитель знатного севильского рода, он был утонченным и мудрым, но при этом скромным. Находясь в центре придворной жизни, Веласкес обходил стороной интриги, чем заслужил дружбу и уважение короля. Кроме портретов и религиозной живописи, мастер создавал также исторические полотна («Сдача Бреды»), обращался к жанровым сценам («Завтрак», «Пряхи»). В дальнейшем произведения испанца особенно вдохновят импрессионистов. Так Эдуард Мане назовет Веласкеса «живописцем живописцев».

Диего Веласкес. Портрет Филиппа IV в доспехах.Диего Веласкес. Портрет Филиппа IV в доспехах.

Младший современник Сурбарана и Веласкеса — глава севильской живописной школы Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682). Рано осиротев, юноша Мурильо приезжает в Мадрид, преисполненный желанием учиться живописи (1630-е гг.). Там Веласкес допускает своего земляка к изучению произведений, хранящихся во дворцах столицы (Тициан, Рубенс, Ван Дейк). Таким образом Мурильо создает свои первые копии на мировые шедевры. Техника Веласкеса оказала сильное влияние на молодого живописца. В 1645 г. Мурильо возвращается в родную Севилью и получает крупный заказ от францисканского монастыря.

В родном городе он задерживается надолго, работая над росписью севильских соборов и монастырей. А в 1660 г. художника назначают директором учрежденной в Севилье Академии художеств, где впервые было официально введено изучение нагого человеческого тела. Стоит ли говорить о том, какое сильное влияние оказал Мурильо на живописцев севильской школы!

Художник покидает Севилью только в 1682 г.. Его путь лежит  в Кадис, где местный монастырь капуцинов заказал ему большую алтарную картину «Обручение Св. Екатерины». В Кадисе с художником случился несчастный случай — он упал с мостков, работая над заказом, и скончался уже на родине от полученных травм. «Обручение Св. Екатерины» завершено учеником Мурильо — Осорио.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Иоанн Креститель с ягненком.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Иоанн Креститель с ягненком.

По своему содержанию работы Мурильо перекликаются с работами других художников испанского возрождения. В основном перед нами открываются религиозные сюжеты, но нередко попадается пейзажная живопись и бытовые зарисовки из жизни народа.  Однако именно в картинах Мурильо искусствоведы усматривают «первые шаги» в сторону барокко. Сейчас работы этого мастера украшают крупнейшие музеи и галереи мира — Лувр, Дрезденскую галерею, Эрмитаж.

Годы жизни и творчества художников испанского Возрождения по праву считаются «Золотым веком» испанской живописи. Крупнейшие города Европы хранят в своих соборах, музеях и галереях шедевры той славной эпохи. Так что, оказавшись в одном из них, не упускайте возможность познакомиться чуть ближе с этими самобытными произведениями.