«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испанцы и испанки

20.10.2022

«Танцующая в темноте» Алисия Алонсо

Анна Борисова

Алисия Алонсо – одна из самых главных балерин XX столетия. Ее еще называют «танцующая в темноте», ведь в возрасте девятнадцати лет она частично потеряла зрение, и ее слепота стремительно прогрессировала в течении жизни. 

Алисия Алонсо

Карьера балерины так же хрупка, как ее фигура. Возраст и постоянные изматывающие тренировки дают о себе знать довольно быстро. Те, кому удалось достичь мировой славы и сценического долголетия, в мире балета получают титул «прима-балерина ассолюта». Удивительно, но слабовидящая кубинка Алонсо – одна из них. До семидесяти пяти лет она выступала перед завороженной публикой, практически вслепую передвигаясь по сцене.

Страсть к танцу проявилась у нее в раннем возрасте: «В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ — запереть в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала».

Дочь армейского ветеринара и портнихи и младший ребенок в многодетной семье с испанскими корнями, она начала заниматься балетом в июне 1931 года в классе Николая Яворского, балетмейстера русского происхождения. С девяти лет она учится у бывшей артистки Большого театра и участницы группы Сергея Дягилева Софии Федоровой. А в октябре 1932 года состоялось её первое серьезное выступление в гаванском театре, где она предстала в балете Чайковского «Спящая красавица» в роли Синей птицы.

Алисия Алонсо

Первые шаги девушки на сцене совпали с ее первой (и как оказалось, единственной) любовью. У шестнадцатилетней Алисии роман с восемнадцатилетним одноклассником по гаванской балетной школе Фернандо Алонсо. Вскоре пара узнает, что ждет ребенка и отправляется в Штаты, где заключает законный брак и, как потом выяснилось, важнейший профессиональный союз. Именно Фернандо станет для жены главным наставником и продюсером.

В 1937 г. в Нью-Йорке у супругов родилась дочь Лора. Казалось бы, рождение ребенка может поставить крест на карьере Алонсо, но ей это нисколько не помешало завоевывать американскую сцену. Она дебютирует в бродвейских мюзиклах, а уже в 1939 году становится солисткой балета, который позже стал называться «Нью-Йорк Сити Балет». Кроме того, кубинка принимает активное участие в создании Американского балетного театра, а спустя три года получает место его ведущей солистки. Продолжая трудиться в Школе Американского Балета, она совершает поездку в Лондон, где проходит обучении у балерины Веры Волковой.

Как оказалось, главным испытанием для карьеры Алонсо стало не рождение ребенка, а слепота. В 1941 году у девятнадцатилетней Алисии обнаружили отслоение сетчатки обоих глаз. Она прошла через несколько операций и оказалась прикована к постели на год. Лишенная возможности тренироваться, девушка танцевала в своем воображении, прокручивая в голове движения из балетных постановок. Верный Фернандо, сидя у постели жены, помогал ей разучивать партии на пальцах. Позже Алонсо делилась воспоминаниями: «В своих мыслях я танцевала. Неподвижная, ослепленная, лежащая на спине, я научилась танцевать Жизель».

Алисия и Фернандо АлонсоАлисия и Фернандо Алонсо

Неудивительно что, когда через год двадцатипятилетней Алонсо предлагают исполнить главную партию в балете «Жизель» в Нью-Йорке, она воспринимает это как знак свыше и, несмотря на запреты врачей, соглашается.

«Жизель» в исполнении Алонсо произвела фурор: кубинка приглашена в «Лебединое озеро», что дало новый виток ее карьере. Именно тогда она стала ведущей балериной главной американской труппы, чей репертуар был в основном русским — балеты Михаила Фокина, Леонида Мясина, урезанная классика XIX века.

Тогда, в начале сороковых годов, Алонсо окончательно сформировалась как драматичная танцовщица. «Жизель» же стала визитной карточкой балерины, оставшись в ее репертуаре до конца ее карьеры.

Зрение Алисии при этом оставляло желать лучшего. Более того – оно ухудшалось. Партнеры по сцене помогали ей как могли: они быстро научились стоять именно там, где нужно солистке, а зачастую просто вели ее от точки к точке в танце. Помогали также разноцветные прожекторы, служившие ориентиром для движений балерины, и натянутая по краю сцены проволока.

Алисия Алонсо
Америка была покорена, но Алонсо мечтала развивать балет на родине и потому в 1948 году вернулась в Гавану. Заручившись государственными субсидиями, а также поддержкой мужа и семьи, она основала свою балетную труппу. Однако в 1955 году, когда на Кубе устанавливается диктаторский режим Батисты, Алонсо вынуждена снова покинуть родину. Сначала она входит в состав Русского балета Монте-Карло, а в 1957 году выступает в СССР. Она с трепетом постигает русские балетные традиции, работая с Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской, Игорем Юшкевичем.

После СССР перед балериной открылся весь мир: Азия, США, Западная Европа, Латинская Америка, Канада и Австралия… За один 1958 год неутомимая танцовщица объездила почти все континенты.

Но вот наступил 1959 год, и на Кубе грянула революция. Новый правитель Фидель Кастро предложил политическое и финансовое покровительство знаменитой землячке. Так Алонсо вернулась на родину и на базе своей школы основала Национальный балет Кубы. Он был создан ими практически с нуля на мощном классическом фундаменте и отличался оригинальным репертуаром. А разработанная семьей Алонсо кубинская балетная методика на равных вошла в ряды крупнейших мировых школ с вековыми традициями.

Алисия Алонсо
Алонсо мастерски совмещала художественное руководство балетом с преподавательской деятельностью. Кажущаяся немощной и хрупкой, она проявляла себя как властный и уверенный руководитель. В репертуар Национального балета Кубы она вводит и классику в собственных редакциях, и авторские балеты. Она ставит "Коппелию" Лео Делиба, "Дона Кихота" Людвига Минкуса, "Спящую красавицу", "Лебединое озеро" и "Щелкунчика" Петра Чайковского. Ее труппа гастролирует по свету и выступает на сценах Парижской оперы, Датского королевского балета и Большого театра...

При всем при том, сама Алонсо не покидала сцены и брала новые высоты. Знойную брюнетку ждала партия Кармен, и одноактный балет «Кармен-сюита» был поставлен для нее братом мужа Альбертом Алонсо в 1967 году. Надо сказать, что на тот момент Алисии было уже 46 лет. Интересно, что Майе Плисецкой, которая исполнила эту же роль в СССР на полгода раньше, был 41 год. Причем обе примы танцевали партию молодой цыганки еще в течении двадцати лет!

Алонсо и ПсисецкаяАлонсо и Псисецкая

Все это время зрение танцовщицы продолжало ухудшаться. В возрасте около пятидесяти лет она прошла еще через несколько операций, после чего различала только светлое и темное. Но она продолжает танцевать.

Специально для Алонсо была проведена большая работа с освещением и декорациями сцены. Особым образом подсвечивались ее центр и край, а партнеры помогали Алисии перемещаться в танце, иногда буквально вынося ее на руках. Ими был разработан тайный язык знаков, помогавший приме ориентироваться на сцене, а сама Алонсо придумала особый скользящий шаг, позволявший незаметно прощупывать пол. Причем шаг этот оказался настолько эффектным, что его пытались повторить танцоры по всему миру. А вынужденный «слепой» метод Алисии был перенесен в кубинские балетные классы, где в конце урока до сих пор выполняют упражнения на равновесие с закрытыми глазами.

Кубинка отличалась от других также своей чрезмерно эмоциональной, где-то даже экзальтированной манерой танца. В России эту манеру не оценили и назвали «искусственной», но она надолго стала эталоном для кубинцев.

Даже среди молодежи мало кто мог соперничать с Алонсо. Она оставалась солисткой почти до семидесяти лет, став единственной в мире актрисой, исполнявшей партию Джульетты при наличии правнучки. В преклонном возрасте она продолжала летать со своей труппой на гастроли через моря и океаны и до последнего, почтительно поддерживаемая под руки, выходила на сцену принимать овации. Последнее выступление Алонсо в ее собственной постановке «Бабочка» состоялось в 1995 году, когда ей исполнилось 75 лет. Ближе к концу жизни, не поднимаясь с инвалидного кресла, Алисия исполняла пластические зарисовки руками и ногами.

«Теперь я танцую руками», — говорила она. — А еще вернее сказать, что я танцую сердцем. Танец живет в моем теле, и я ничего не могу с этим поделать».

Алисия Алонсо
До конца жизни Алонсо оставалась директором Национального балета Кубы и обучала многих известных танцоров на родине и за её пределами. Она посещала все выступления своей труппы с мужем, и он в подробностях пересказывал ей все, что происходило на сцене.

За вклад в развитие мировой культуры Алонсо была удостоена многочисленных международных премий и наград. В 1999 году она была отмечена медалью ЮНЕСКО имени Пабло Пикассо, в 2003 году - орденом Почетного легиона (Франция), а в 2010 году - премией Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца". Она имела звание почетного доктора ряда вузов, в том числе Гаванского университета, а также была послом доброй воли ЮНЕСКО. На Кубе Алонсо боготворили — по популярности она могла сравниться только с Фиделем Кастро. Главный театр страны — Большой театр Гаваны — еще при жизни балерины нарекли ее именем.

Алисия Алонсо прожила долгую и насыщенную жизнь. Она умерла на родине осенью 2019 г. в возрасте 98 лет. На протяжении своей жизни эта удивительная балерина выступила почти в шестидесяти странах мира. В разные годы ее партнерами были Владимир Васильев, Антон Долин, Рудольф Нуреев, Антонио Гадес, Михаил Барышников, Александр Годунов и многие другие. И именно Алонсо была удостоена звания "Лучшая Жизель мира" за партию в одноименном балете Адольфа Адана.

Алонсо в образе Кармен Алонсо в образе Кармен