«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испанцы и испанки

19.06.2020

Chupa-Chups: сладкий «бестселлер» родом из Испании.

Анна Борисова

Chupa-Chups: сладкий «бестселлер» родом из Испании.
Самая знаменитая конфета на палочке появилась в 1958 году в Барселоне. Именно там потомственный кондитер Энрике Бернат владел фабрикой, доставшейся ему от предков.

Фирма называлась Granja Asturias S.A. Испанский кондитер оказался весьма талантливым предпринимателем: однажды ему пришла в голову идея как следует изучить предпочтения своих покупателей. Сейчас это может показаться нам до смешного очевидным, но в середине XX в. такого рода маркетинговые исследования были редкостью и не пользовались большой популярностью.

Анализ рынка был осуществлен одной французской компанией, и на выходе пришли интересные результаты: основными потребителями продуктов фирмы Берната оказались дети и подростки до 16 лет. И снова очевидность, - разумеется конфеты любят дети!

Но для того времени это был прорыв в плане маркетинга и таргетинга. Ведь по умолчанию при разработке и производстве сладостей учитывались предпочтения взрослого покупателя. Мы говорим о времени, когда «общество потребления» делало свои первые «шаги», когда женщины и дети только-только выходили из «тени» и их желания начинали кого-то интересовать…в том числе в плане извлечения выгоды.

Энрике БернатЭнрике Бернат

Итак, Бернат ставит перед собой задачу создать продукт специально для детей – не только сладкий и яркий, но необычный и привлекательный как игрушка. Бернат, сам большой сладкоежка, хорошо помнил, как в детстве он многократно доставал леденец изо рта посмотреть, насколько он уменьшился в размерах, что всегда вызывало недовольство и ворчание матери.

Так родилась гениальная в своей простоте задумка – поместить леденец на палочку, за которую так легко держать сладость, оставляя руки в чистоте. Как говорится, и дети довольны, и родители спокойны – меньше грязной одежды и липких следов на мебели и стенах.

Поначалу палочка была деревянной, позже стала пластиковой. Первые семь вкусов леденца были: клубника, мята, лимон, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. По мере роста популярности леденца появлялись новые вкусы.
Сначала леденец, очень в духе Барселоны, имел форму футбольного мяча и назывался «Гол». Бернат был страстным футбольным болельщиком, но все же переименовал свое «детище» в «Chups», от испанского «chupar» - сосать.

В рекламном ролике звучала задорная песня и повторялся слоган «Соси Чупс» («Chupa Chups!»), который многие начали принимать за название самого леденца.

Так в 1961 г. новый продукт обрел окончательное имя – «Чупа-Чупс». Конфета набирает популярность среди маленьких испанцев не по дням, а по часам. Чтобы закрепить этот молниеносный успех Бернат основывает «Chupa Chups Group». Более того, он снимает с производства более двухсот видов своего товара, начиная выпускать по большому счету только леденцы на палочке.

Chupa-Chups
 
Дальше больше. Когда испанский потребитель покорен и встает вопрос о выходе конфетки на мировой рынок, Бернат решает, что его детищу нужен новый дизайн – яркий, запоминающийся, в общим самый-самый. За этим в 1969 г. он и отправляется в Фигерас, прямиком к своему знаменитому земляку – Сальвадору Дали, с крупной суммой денег и заказом на создание визуального образа и логотипа марки.

Как известно, Дали был не только художником, но также занимался созданием рекламы, декораций и кино. Он милостиво принимает предложение кондитера и буквально за пару часов делает набросок той самой «ромашки», написав название конфеты красным карандашом внутри «цветка».

Кстати, по одной из версий этой истории, на выбор цветового решения Дали вдохновил испанский флаг. Дизайн, созданный Дали, в своих общих чертах сохранился до сих пор. За всю историю марки он подвергался незначительным изменениям лишь однажды, в 1988 году.

Особенностью логотипа стало также его расположение на обертке – не сбоку, а сверху леденца. Это оказалось действительно удачным решением – надпись не мялась на углах, а легко читалась и привлекала внимание к конфетке издалека.

Вокруг личности Дали всегда витало множество легенд. Не мудрено, что среди них есть и о чупа-чупсе.  Например, поговаривали, что за свою работу эксцентричный художник, помимо денежного вознаграждения, попросил у компании присылать ему регулярно коробочку с леденцами домой.

Chupa-Chups и Сальвадор ДалиChupa-Chups и Сальвадор Дали

Основное производство Берната было сосредоточено в Сан-Эстеве-Сесровирес, недалеко от Барселоны. Сначала количество продаваемых «чупсов» в Испании сильно превышало их количество по миру (90% к 10 %), но вскоре соотношение изменилось почти на противоположное. В конце 60-х годов, одновременно с открытием второй фабрики в Испании, появляется первый зарубежный филиал компании во Франции. К концу 80-х гг. «Чупа-Чупс» запускает собственное производство в США, Англии, Японии, Дании, Португалии… А в начале 90-х с конфеткой «подружилась» Россия. Как это было, наверняка хорошо помнят многие из нас.

Испанская конфетка на палочке стала активной участницей многих исторических событий XX века. Так «Чупа-Чупс» стала первой сладостью, полетевшей в космос: в 1995 г. она побывала на орбитальной станции «МИР» - леденцы были доставлены космонавтам в качестве десерта.

Свое влияние на имидж марки оказала и так называемая сексуальная революция последних десятилетий двадцатого века, – рекламный слоган и сама конфета начали вызывать у общества двусмысленные ассоциации. Тогда бренд «ловит волну» и привлекает интерес публики, создав ряд весьма провокационных реклам.

Испанская марка вносит свой вклад в антиникотиновую кампанию в США. В 70-е годы на американском телевидении шел сериал о брутальном детективе Коджаке, который постоянно курил в кадре. С началом антиникотиновой кампании было решено, что герой перейдет с сигареты на чупа-чупс, превратившийся впоследствии в неизменный атрибут этого персонажа.

Кадр из сериала «Коджак»Кадр из сериала «Коджак»

Была и другая занятная история, когда «Чупа-Чупс» стал «проводником» здорового образа жизни, на этот раз, на родине леденца. В начале 90-х гг., когда главный тренер футбольного клуба «Барселона»  из-за проблем с сердцем бросил курить, его стали часто замечать с чупа-чупсом во рту вместо сигареты.

Стоит ли говорить, что продажи конфетки в одной Испании выросли в 7 раз! А новой масштабной акцией компании становится антитабачная. Начинается выпуск леденцов в специальной упаковке, напоминающей пачку сигарет, с надписью внизу: «Сосание НЕ убивает».

«Сосание НЕ убивает» 

Леденец в принципе становится знаковой «фишкой» 80-90-х годов. Мировые звезды все как один позируют на камеру с леденцом во рту – Мадонна, Джорж Клуни, Майкл Джексон…
 

Чупа-чупс: Мадонна, Майкл Джексон

Это как-раз то время, когда во главе компании встал сын Берната Хавьер. Бизнес перешел ему в 1991 г., когда Бернат решил уйти на покой. Новый глава «Чупа-Чупса» пускается в новые эксперименты – появляются конфеты со жвачкой внутри, красящие язык, свистящие и взрывающиеся во рту.

В 2006 г. «Чупа-Чупс Групп» была приобретена крупной голландско-итальянской корпорацией Perfetti Van Melle, став ее ведущим брендом. А в 2008 г. Чупа-Чупс отметил свое 50-летие. Фестивальная волна прокатилась по многим странам Европы и мира, а вершиной празднества стал юбилейный концерт, организованный MTV на родине карамельки – в Барселоне.

В XXI веке компания продолжает идти «в ногу со временем», активно внедряя в рекламу новые актуальные образы, идеи и ценности. Конфета взрослеет с годами подобно человеку: созданный в 50-е гг. для детей, леденец-ребенок стал «подростком» для молодежи - ярким, дерзким, дразнящим нас со звездных постеров 90-х…Но он все «старше», все «мудрее»: после антитабачной компании бренд идет дальше, участвуя в акциях по борьбе с онкологией,  а также экологических и других социальных движениях. Как ответ на запросы времени, начинается выпуск конфет без сахара, появляются новые экзотические вкусы. На сегодняшний день их существует уже более ста видов.

Чупа-чупс 
Адаптируясь к меняющейся действительности и активно внедряя новейшие технологии в процесс производства, успешный испанский бренд процветает по сей день. По сути, это уже не конфета, а целый символ. Ведь сами того не замечая, любой круглый леденец «с ручкой» мы зовем «Чупа-Чупс».

И конечно никто не утверждает, что испанцы стали первыми, кто посадил конфетку на палочку.  Здесь многие могут вспомнить о наших русских «петушках», а историки утверждают, что подобное лакомство фигурирует в европейских письменных источниках XVII века. В чем «Чупа-Чупс» оказался пионером, так это в поистине гениальной «раскрутке». Это настоящий массовый продукт, реальная «звезда» мира конфет, покорившая мир и слетавшая в космос.