«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испанцы и испанки

29.04.2020

Хавьер Ботет: актер, которого мало кто знает в лицо, но чей силуэт запомнился многим

Анна Борисова

Хавьер Ботет

Испанец Хавьер Ботет – очень востребованный актер в Голливуде. За последние годы он успел появиться в нашумевшем сериале «Игра престолов», в новой экранизации романа С. Кинга «Оно», в очередном «Чужом» и других известных во всем мире фильмах.

Но парадокс в том, что мало кто знает Ботета в лицо. Как правило, лицо Хавьера тщательно загримировано под очередного персонажа, основным же актерским инструментом испанца является его тело. Почему так?

Все дело в том, что  мужчина родился с редкой генетической патологией – синдромом Марфана, и отличается необычной худобой, высоким ростом, удлиненными конечностями, а также потрясающей гибкостью и гипер-мобильностью суставов, что идеально подходит для воплощения на экране различных монстров и чудовищ. Ботет предстает в кино в ужасающем гриме, в париках и немыслимых костюмах, но почти никогда не подвергается дальнейшей компьютерной обработке! Тело испанца способно на такое, что спецэффекты уже не нужны. И несмотря на то, что причиной тому является хроническое заболевание, актер с гордостью демонстрирует, на что он способен. Он с радостью находит преимущества даже там, где, казалось бы, их нет и быть не может.

Ведь именно врожденная патология сделала Ботета основным претендентом на главные роли в самых кассовых ужастиках – за испанца сражаются ведущие кинокомпании Голливуда! А главное, Хавьер страстно увлечен своим ремеслом. Он получает истинное удовольствие от того, что делает, иронично замечая, что на этом поприще ему сложно встретить конкурентов.

Ботет родился в июле 1977 г. в небольшом городке Сьюдад-Реаль недалеко от Мадрида. Синдром Марфана у Хавьера диагностировали в возрасте шести лет.

Хавьер Ботет
Что представляет из себя эта болезнь? Если кратко, речь идет о мутации гена, которая влечет за собой патологию соединительной ткани, при которой происходит деформация скелета. У людей с этим синдромом практически отсутствует жировая прослойка, отсюда сильнейшая худоба при высоком росте (Хавьер весит около 56 кг при росте 2 м), невероятно длинные пальцы, руки и ноги. Отсюда же, уже упомянутая, потрясающая гибкость и подвижность суставов.

В своих интервью Хавьер вспоминает о том, как воспринял новость о своей особенности в детстве. Ужаса не было, был искренний интерес, так как мальчика уже тогда особенно привлекали необычные и устрашающего вида создания:
«Когда я был ребенком, я использовал свое тело для игры. Я вставал перед зеркалом и выворачивал суставы рук, ног, выворачивал локти и пальцы самым немыслимым способом. Меня это забавляло, так как я обожал монстров и всегда рисовал их».  

Хавьер Ботет
 
Рисовать Хавьер особенно любил. И до того, как прийти в мир кино, юноша избрал ремесло художника. Окончив школу, он уехал учиться живописи в Мадрид, где и заинтересовался впервые миром кино. Он начал помогать в киностудиях, работая над созданием спец-эффектов. Тогда же Ботет создает свои первые короткометражные фильмы…и все они были фильмами ужасов.

В столице Хавьер даже идет на курсы кино-гримеров, желая освоить и этот навык, соединяющий в себе две его страсти – изобразительное искусство и кино. Именно на этих курсах Хавьеру впервые предложили примерить на себя грим монстра. И юноша начал постепенно понимать, в чем его призвание: «Я не отдавал себе в этом отчета, но ведь я был рожден для игры!».

Преподаватель, наложивший Ботету его первый «чудовищный» грим, так вдохновился, что использовал свои связи в мире кино, желая ввести в него этого необычного молодого человека. Хавьер прошел несколько проб и в 2005 г. получил свою первую роль -  гуманоидного вида существа в испанском хорроре «Под тихими водами». После этого дебюта на Хавьера посыпались приглашения в испанские фильмы ужасов.

Хавьер Ботет

Но настоящий успех актеру принесла картина «Репортаж из преисподней» 2009 года.  Тогда Ботета заметили за пределами Испании. Более того, его игра получила очень высокую оценку экспертов кинематографической конференции в США.
Именно на этой конференции в 2009 г. состоялось судьбоносное для Хавьера знакомство с режиссером Андресом Мускетти. Тот искал продюсера для своей короткометражки «Мама» с надеждой на последующее создание полноценного ужастика. Но, встретив необычной внешности испанца, он понял, что нашелисполнителя главной роли – роли жуткого приведения, «Мамы». А уже через год за продюсирование полнометражного ужастика взялся сам Гильермо дель Торо.

Фильм вышел в 2013 г. и принес более 140 млн долларов его создателям. Образ главного монстра был разработан с особой тщательностью, включая кропотливую работу над гримом и костюмом. Все остальное в призраке «Маме» – мастерство Ботета. Внешность и подвижность тела испанца настолько необычны, что было решено обойтись без спец-эффектов. Однако, об отсутствии компьютерной графики в образе монстра зрители узнали не сразу.

Поначалу, когда фильм только вышел в прокат, он вызвал волну критики. Зрители и кино-эксперты говорили о неестественной и чрезмерной компьютерной графике. Особенное возмущение вызвал эпизод, в котором призрак «Мамы» - высокое и тощее существо с длинными черными волосами и белым лицом, корчится на полу в странных нечеловеческих позах.   Монстр выворачивал пальцы и руки таким образом, каким человек не сможет никогда, так как наш скелет просто не способен на такое. Одни думали, что это – марионетка, другие усматривали в картине излишнюю цифровую обработку.

Тогда Дель Торро решил выложить в сеть ролик с репетиций, на котором видно, что все эти «нечеловеческие» движения совершает реальный человек. Так случилось явление новой звезды – испанца Ботета, ставшего затем самым востребованным «монстром» кино-индустрии.

Хавьер БотетКадр из фильма «Мама»

Голливуд засыпал Хавьера предложениями. Он появляется в таких популярных хоррорах как «Багровый пик», «Заклятие-2», новая «Мумия», «Оно», «Слендермен», «Пункт назначения: Смайл», «Чужой: Завет». При всем при том, Ботет не забывает родины и продолжает сниматься в испанских фильмах и сериалах. Картина Алекса де ла Иглесиа «Ведьмы из Сугаррамурди» - одна из немногих, где Хавьера можно узнать. Появляется он и в «Печальной балладе для трубы» у того же Де Ла Иглесиа.

Слендермен«Слендермен»

Конечно, основные персонажи, сыгранные обладателем столь нестандартной внешности, - это приведения, монстры или пришельцы. Хавьер почти всегда вынужден играть со сложным «чудовищным» гримом на лице, что нередко мешает нормально дышать, а двигаться актеру зачастую приходится на ощупь. Поэтому для того, чтобы быть в форме на съемках, Ботет освоил медитацию и дыхательные упражнения. Режиссеры описывают главного киношного «страшилку» как очень ответственного и трудолюбивого исполнителя, а близкие и друзья – как очень милого, дружелюбного в общении человека.

Ботет на премьере фильма «Оно» Ботет на премьере фильма «Оно»

Сейчас Ботет живет и работает в Голливуде, а успех и востребованность сорока-двух-летнего актера только растут с каждым годом. Мечтой же испанца остается получение роли в экранизации продолжения его любимой саги «Звездные войны». В своих интервью он делится тем, что именно это произведение вдохновляло его в детстве на создание и зарисовки необычных существ и чудовищ.

Хавьер Ботет
Не знаю, как вас, а меня особенно удивляет и умиляет то, что даже кровожадных чудовищ можно играть с душой, с любовью к своему делу, со здоровой самоиронией и с внутренней улыбкой. Вероятно, это под силу тому, кто с той же улыбкой принял свою неизлечимую болезнь. Ведь то, что вводит окружающих в ужас, всегда представляло для Хавьера глубочайший интерес, предмет вдохновения и изучения. Не важно, что это -  безумного вида монстр или редчайшее генетическое заболевание. Испугаться всегда легче, чем увлечься и посмеяться. Хавьеру Ботету по душе оказалось второе…