«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испанцы и испанки

15.07.2019

Хосе Ортега-и-Гассет - философ, открывший «человека массы» нам и в нас.

Анна Борисова

Он признан главным испанским философом ХХ в. Его учение оказало влияние на весь мир и сформировало целое поколение испанских мыслителей, историков, писателей. Он был не только выдающимся философом, но и успешным оратором, а также тонким, уникальным художником слова, - писателем, искусно владеющим языком метафоры.  Ортега и его современник Мигель Унамуно также известны как «философы агоры», - они популяризировали свои идеи с помощью газетных статей, специально созданных для этих целей журналов, а также в ходе публичных лекций.

Хосе Ортега-и-Гассет

Ортега-и-Гассет родился в Мадриде 9 мая 1883 г. Его семья и формировавшая его среда — культурная буржуазия времен Реставрации правления короля Альфонса XII. Отец — Хосе Ортега Мунилья, был писателем и публицистом, он вел свой литературный раздел в либеральной газете «Импарсиаль». Мать была дочерью основателя и владельца этой газеты (в прошлом дипломата), это ей принадлежит фамилия Гассет.

Очевидно, такая семья была далека от проблем добычи куска хлеба, здесь обсуждались вопросы иного порядка — политика, литература, журналистика. Все это не могло не повлиять на формирование воззрений будущего философа.
Сын либеральных интеллигентов, равнодушных к религии, в возрасте восьми лет, Ортега был отдан в иезуитский колледж в окрестностях Малаги. Затем, в возрасте пятнадцати лет он поступил в иезуитский университет в Бильбао, где год учился на отделении права, философии и литературы. После чего, в течении трех лет, он продолжает обучение в Мадриде.

К университетской программе молодой человек оставался весьма холоден. Куда больше его привлекало самообразование. В его домашней библиотеке, наряду с испанской классикой, хранились произведения Гюго, Шатобриана, Флобера, Золя, Мопассана и других французских писателей и философов. По собственному признанию Ортеги, детство и юность его были пропитаны именно французской культурой.

Защитив в 1904 г. докторскую диссертацию, он не прекращает учиться. В 1905 г. он отправляется в Германию,  где проводит семестр в Лейпциге на отделении физиологии и психологии. Там он с увлечением штудирует Канта. В 1906-1907 гг. он учится в Берлине, затем проводит год в Макбурге, - круглые сутки сидит в местных библиотеках. Следует сказать, что Макбург начала ХХ в. был местом коллективного паломничества европейской молодежи в погоне за настоящим философским образованием. И годы учебы в Макбурге, по собственным словам испанского философа, дали ему почти все его научное образование, сформировали его как человека и мыслителя.

Уже с 1908 г. Ортега преподает философию, а в 1910 г. получает кафедру метафизики в Мадридском университете, где и читает курсы лекций вплоть до 1936 г. В 1914 г. он опубликовал свою первую книгу — «Размышления о Дон-Кихоте» и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика», в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени по отношению к политическим и моральным проблемам Испании. Некоторые считают это обращение важной вехой в цепи событий, которые привели к падению испанской монархии.

В 1915 г. Ортега основал журнал «Испания», а в 1917 г. - «Эль Соль». В 1916 г. после своей публичной лекции в Аргентине, он становится весьма известен в Латинской Америке.
Интересно, что когда Ортега только начинал свою деятельность, философии в испанских университетах попросту не существовало. Поэтому на первых порах молодой лектор занимался в прямом смысле слова «пропагандой» философии, просветительством вообще, причем, не только в университетских аудиториях. Так в здании Мадридского театра он прочитал курс лекций «Что такое философия?».

Своей задачей Ортега видел обращение людей в философию. Такую работу он сравнивал с миссией первых христиан, обращавших язычников в свою веру. Этой цели служили и газетные статьи, и переводы, и издательская деятельность мыслителя. Именно Ортегой были основаны существующие поныне журнал и издательство «Ревиста де оксиденте», где в 1920-1930 гг. стали публиковаться лучшие произведения зарубежных философов и ученых.

Хосе Ортега-и-Гассет

Ортега уверенно и бодро идет к своей просветительской цели: число его учеников и последователей стремительно растет, и к началу 1930 г.. образуется так называемая «мадридская школа». Она просуществовала несколько десятилетий и сыграла огромную роль в развитии философской мысли в Испании и в странах Латинской Америки (куда эмигрировали после поражения Республики многие ученики Ортеги).

Что представляет из себя философия Ортеги-и-Гассета? Разумеется, в рамках статьи в двух словах этого не описать. По-хорошему, следует обратиться к «первоисточникам», то есть к трудам самого философа, а также к комментариям и к исследованиям ученых на эти труды.
Постараемся выделить основное. Ортега неплохо знал современную ему физику и биологию, логику и математику, но вопросы этих наук имели для него второстепенное  значение. В центре его философии находился погруженный в историческое становление человек. Он предлагает теорию «жизненного разума» (рациовитализм), которая  призвана дать ориентиры современному человеку в условиях кризиса европейской культуры.

В поисках компромисса между идеализмом (преувеличение значения разума) и реализмом (преувеличение значения вещей), Ортега приходит к так называемой философии жизни — соединению Я и вещей. «Я есть я сам я и мои обстоятельства» - один из ведущих принципов его философии. Это утверждение часто называют испанским вариантом экзистенциализма.  Ортега всегда говорил, что во всяком человеческом начинании есть нечто утопическое, так как нет ни одной единственно верной точки зрения, чистой истины. Человек стремится к знанию, но ему никогда не удастся действительно познать хоть что-то. Он стремится к справедливости, но в конце-концов непременно совершает подлость. Судьба человека — быть лишь обещанием, живой утопией.

Конечно, ближе познакомиться с мыслями испанского философа логичнее через его труды. Многие из них представляют собой либо собранные вместе газетные статьи («Восстание масс»), либо запись курса лекций («Тема нашего времени», «Вокруг Галилея», «Что такое философия?», «Человек и люди»).
Многие из статей имели очень широкий резонанс: например, статьи против военной диктатуры и монархии в 1929-1930 гг. Другие сочинения Ортеги, такие как «Размышления о Дон-Кихоте» или «Бесхребетная Испания», отражали идеи автора как испанца и как европейца.

Первые социологические работы Ортеги - «Дегуманизация искусства» (1925 г.) и «Восстание масс» (1929 г.). В первой автор показывает, что современное ему искусство — антиэгалитарно, недемократично. Он утверждает, что цель таких художников как Стравинский, Пикассо, Джойс состоит в том, чтобы целенаправленно исключить массы из культурной жизни, которая во все времена являлась деятельностью элитарной. О каких массах идет речь? Об этом — следующий, самый знаменитый труд Ортеги, - «Восстание масс».

Эта работа приносит философу всемирную славу. Человечество, по мысли Ортеги, делится на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и массы. Под элитой философ понимает тех, кто имеет превосходство. Речь идет не о материальном превосходстве, но о качестве «сверх-человека», свободно выбирающего свои цели, в то время как массы пассивно повинуются нормам, «установленным другими». Человек массы в любых условиях желает оставаться таким как все. Он ведом, внушаем. Для начала ХХ в., отмечает автор, характерно преобладание людей такого типа. При том что либеральная демократия и технический прогресс позволил массе почувствовать себя выше и льстит ее самолюбию, власть должна быть передана меньшинству — той самой духовной элите. Только так возможна жизнь и развитие государств.

Хосе Ортега-и-Гассет

Здесь же Ортега предлагает, чтобы Западная Европа объединилась и вновь стала оказывать влияние на ход событий в мире.  Такое европейское единение для философа мыслится гарантом защиты общей западной культуры против варварства масс, «плебса», против того, что он и охарактеризовал «восстанием масс». Это «восстание», по Ортеге, может привести как к новому непредвиденному строю жизни, так и величайшей из катастроф во всей судьбе человечества, и опасность превышает надежду. Прогноз для Испании расширяется до прогноза для всей европейской цивилизации. Здесь Ортега согласен со такими мыслителями как Шпенглер, Тойнби и Сорокин в том, что культуры созревают и гибнут. Как и они, он применяет свой анализ к своей современности. Работа «Восстание масс» вызвала волну горячих дискуссий по всей Европе, равную по значению спорам вокруг «Заката Европы» Шпенглера. Вспомним же, что происходило в Европе и Испании в те годы, когда Ортега писал этот знаменитый труд.

Итак, в 1923 г. генерал Примо де Ривера провозгласил себя диктатором Испании, Ортега, как и многие другие профессора, в знак протеста, отказывается от должности в университете. Когда же начался франкистский мятеж, наш философ, несмотря на свою антипатию к тогдашнему правительству, высказался в защиту законной власти. Однако, воочию увидев террор с обеих сторон, он покидает родину. Начинаются годы странствий: Франция, Голландия, Аргентина, Португалия...Всюду он подвергает резкой критике тех, кто выступал в поддержку Народного фронта. Симпатизирующих ему европейских интеллектуалов он обвинял в тотальном незнании истории и современных реалий Испании.

Только в 1945 г. Ортега возвращается домой, где наблюдает итоги гражданской войны. Страна истощена, миллионы убитых, эмигрировавших, заключенных. Война оставила свой след и в семье самого Ортеги: один из его сыновей был республиканцем и покинул Испанию, другой воевал как фалангист. Почти все ученики философа уехали за рубеж. Ортега пытается жить и работать в новых условиях. Вместе с оставшимся Х. Мариасом  в 1948 г. он основывает Институт гуманитарных наук, где преподает и сам. До конца жизни Ортега остается убежденным противником и критиком франкизма, как впрочем и коммунизма, и любых других тоталитарных систем, усматривая в них типичную модель господства масс.

Хосе Ортега-и-Гассет

Интересно что, несмотря на то, что всю сознательную жизнь Ортега не был практикующим христианином, перед смертью (октябрь 1955 г.) он исповедовался и причастился. Сложно сказать, было ли это искренним обращением к Богу на смертном одре или же исполнением некоего социально принятого в обществе ритуала. А может быть он сделал это ради своих книг, которые, в противном случае, оказались бы недоступными для испанского читателя, попав в папский индекс. Сейчас сказать сложно.

Но попытка «запретить» книги Ортеги все же была предпринята — после смерти мыслителя началась целая кампания в официальных сми, где творчество Ортеги подвергалось резкой критике, с использованием таких формулировок как «космополит», «развратитель юношества», а также «пьяная философия».
Кампания, как обычно это бывает, не возникла на пустом месте. Дело в том, что в 1950-е гг. учение Ортеги пользовалось колоссальным авторитетом у читающей молодежи, его книги были чуть ли не единственным источником свободной мысли как таковой в душной атмосфере франкистского режима. Разумеется, правительство усмотрело в них опасность. Однако с наступлением «либерализации» режима, давление со стороны власти и церкви резко пошло на убыль.

Сейчас наследие Ортеги занимает прочное место в университетских курсах философских, исторических, филологических и социологических отделений университетов Европы и мира. То, о чем говорит Ортега, не только не теряет своей злободневности, но становится еще более актуальным. Массовая культура остается важной составляющей нашей повседневности. А разобраться в том, в чем ее притягательность, в чем ее сила и в чем ее опасность можно попытаться, открыв труды испанского философа.

Хосе Ортега-и-Гассет