«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные художники

26.12.2019

«Импрессионизм и испанское искусство».

Анна Борисова

Первая выставка испанских художников второй половины XIX века в Москве.

Игнази Мальол «Кусты роз» 1920 г.Игнази Мальол «Кусты роз» 1920 г.

В последние дни уходящего года мы стремимся закончить текущие дела, закупить подарки, а вместе с тем спешно решаем, где и с кем встретить Праздник и чем заняться в новогодние каникулы. Для тех из нас, кто еще не определился с планами на первый месяц наступающего года (или на последние дни уходящего), хочу посоветовать замечательную выставку «Импрессионисты и испанское искусство», проходящую в пространстве музея Русского Импрессионизма Москвы. В запасе остается месяц, выставка продлится до 26 января 2020 года.

Если вы внимательно следите за публикациями айчебника, возможно вы помните, что мы говорили о движении импрессионизма в Испании. И вот прошло чуть более полугода, и работы многих мастеров привезли в Москву. Я постаралась не упустить шанса познакомиться с ними в живую. Выставка стартовала в октябре, но я, каюсь, добралась до нее только недавно. И с вашего позволения, хотела бы поделиться своими впечатлениями. Возможно и у вас возникнет желание взглянуть на экспозицию, тем более, что времени осталось немного.

 

Надо сказать, работы, которые вы там увидите, выставляются в России впервые. Правда некоторые из них взяли буквально по соседству — из Пушкинского музея, остальные же привезли из музеев, галерей и частных коллекций Барселоны, Мадрида, Малаги и других городов Испании и Европы. Это произведения восемнадцати авторов: Хоакина Сорольи, Дарио де Регойоса, Мариана Пиделасерры, Изидре Нонеля, Рикарда Каналса, Эрмена Англада-Камарасы, Игнази Мальола, Пере Изерна, Жоакима Мира, Рикарда Гино, Игнасио Сулоаги, Сантьяго Русиньоля, Элизеу Мейфрена, Пере Видала де Солареса, Рамона Касаса, Аурелиано де Беруэте-и-Морет, Адольфо Гиарда и Мариано Фортуни (не смогла не перечислить их всех!).

Экспозиция компактно расположилась в стенах прекрасного Музея Русского импрессионизма на Ленинградском проспекте, - современного здания во дворе уютного архитектурного комплекса из красного кирпича. Здесь здорово: много симпатичных кафешек, где звучат рождественские песенки и переливаются золотом елочные шары.

Здание Музея Русского ИмпрессионизмаЗдание Музея Русского Импрессионизма

Музей открыт для посещения ежедневно с 11.00 до 20.00, по средам и четвергам с 12.00 до 21.00. Сама выставка занимает четыре небольших зала музея. Организаторы — Музей Русского Импрессионизма Москвы при участии фонда Aurea Cultura I Art и поддержке Посольства Испании в России.

Выставка не случайно носит название «Импрессионизм и испанское искусство», а не «испанские импрессионисты», например. Ведь споры о том, являлись ли работы испанских художников второй половины XIX века (вдохновленных рожденным во Франции новым художественным течением и многое перенявшим у него) в полном смысле импрессионизмом или нет. Испанцы действительно дали этому течению свое наполнение, пропуская его через себя, свою культуру и свои художественные традиции. Уже современники, в том числе из числа художников, отмечали то новое, отличное, что привносили испанцы в художественную жизнь того времени.

«...Не успеешь опомниться от разнузданной свободы импрессионистов (Моне, Мане и др.), от их детской правды, как на горизонте шагает гигантскими шагами Фортуни, шагает и увлекает всех» (Илья Репин в письме к Ивану Крамскому)

Можно сказать, что выставка скорее рассказывает нам о встрече и о взаимоотношениях французского и испанского искусства того времени, о том, как преломляются миры Писарро, Моне и Сезанна в видении их испанских современников и последователей. А также о том, какое влияние на них оказывала французская культура и парижская жизнь того времени. Испанцы учились в Париже, дружили и сотрудничали с французскими импрессионистами, участвовали в первых европейских выставках нового направления. И не случайно приличная часть работ, представленных на московской выставке изображает именно Париж (произведения Казаса, Пиделасерры, Нонеля, Изерна).

«Чем больше я здесь, тем больше я убеждаюсь, как полезно узнать Париж. Художник здесь имеет свои суждения, и никто его ни к чему не принуждает: он смотрит, наблюдает и учится своими собственными глазами, размышляет сам по себе и говорит, что думает, без всяких уверток» (Изидре Нонель)

Улицы Парижа в исполнении Мариана ПиделасеррыУлицы Парижа в исполнении Мариана Пиделасерры

Кроме собственно многочисленных зарисовок Парижа, мы увидим большое количество бытовых сцен, а также пейзажей испанских провинций севера и юга. Жоаким Мир переносит нас на Майорку, Беруэтте-и-Морет — в Толедо, Соролья — на залитый солнцем морской берег Хавеа... И вот уже перед нами открывается перспектива довольно заманчивого путешествия, кратковременного бегства из дождливой и ветреной декабрьской Москвы!

Такая перспектива пришлась по вкусу многим: утром буднего дня, подойдя к открытию музея, я заметила, что посетителей было уже немало. Не успев купить билеты заранее, я даже выстояла небольшую очередь на кассу. Причем среди окружающих меня людей я не заметила туристов. По всей видимости, вокруг были  москвичи, разного возраста, многие даже с детьми. Приятен такой интерес нашей публики к испанской живописи, более того - к далеко не самому популярному из ее направлений.  

Одним словом, если интересно и вам, поторопитесь. Выставка продлится еще около месяца. И не повторяйте моей ошибки - билеты советую сразу покупать или бронировать онлайн. Так вы сэкономите деньги и время (посетители с бронью или электронными билетами шли вне очереди, к тому же при покупке онлайн предоставляется скидка).

На меня увиденное произвело глубокое впечатление яркости, простора и даже уюта. И если Репина в свое время особенно восхищало творчество Фортуни, то мне оказался ближе других Регойос с его техникой, красками и настроением. Художники и их картины очень разные и это прекрасно. Я видела, какой восторг вызывала у публики работа Рамона Касаса «На открытой террасе» - посетители спорили о характерах и настроении персонажей, о скрытой иронии сюжета. Одни подолгу не отходили от наполненных светом, морем и воздухом произведений солнечного Сорольи, другие — от мрачноватых работ Изидре Нонеля...

Дарио де Регойос. «Процессия капуцинов в Фуентеррабии» 1902 г.Дарио де Регойос. «Процессия капуцинов в Фуентеррабии» 1902 г.

До меня доносились обрывки разговоров посетителей, их впечатления. Большинство сравнивали представленные картины с творениями французских импрессионистов. Выводы были разные, но так или иначе, увиденное выводило людей на размышления и обмен мыслями. А это уже говорит о многом.
Выставка испанских мастеров XIX в. в Музее Русского Импрессионизма удивительным образом отсылает нас не только к французскому искусству, но и к испанской живописи Золотого века. В представленных работах мы можем увидеть отголоски миров Веласкеса и Гойи, которыми, в свою очередь, вдохновлялись сами отцы-основатели импрессионизма — Мане, Дега и другие. И хотя выставка пропитана духом импрессионизма, испанский характер ее, на мой взгляд, очевиден.

 

Не буду уходить в навязчивую агитацию, но повторю еще раз: если у вас будет возможность, посетите экспозицию. Для москвичей, по разным причинам оставшихся в городе на праздники, это прекрасная возможность начать новый год с прекрасного. А ведь, как известно, как встретишь год, так его и проведешь!:). И не забудьте поделиться с нами вашими впечатлениями после посещения. А может кто-то уже посетил выставку и готов оставить свой отзыв? Будем ждать с нетерпением!