«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные художники

22.06.2016

Великий испанец. Жоан Миро

Жоан МироЖоан Миро – художник, которого в России всё-таки, по-видимому, мало знают. А между тем  его можно смело причислить к великой четвёрке художников, которых на рубеже 20 века подарила Испания всему миру.

Пабло Пикассо (Pablo Picasso)  25 октября 1881 — 8 апреля 1973,

Хуан Грис (José Victoriano González-Pérez) 23 марта 1887 - 11 мая 1927

Жоан Миро (Joan Miró i Ferrà) 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983

Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 11 мая 1904 — 23 января 1989

Почему мы решили поговорить о Миро? Потому что вы можете видеть его рисунки и картины почти каждый день у нас на сайте. Кто ответит где?

Жоан Миро

Каталонский художник, скульптор и график Жоан Миро (Joan Miró i Ferrà) родился в апреле 1893 года в Барселоне и умер в декабре 1983 в Пальма-де-Мальорке, где жил последние десятилетия. Слава пришла к Миро к 32 годам.

Отец Миро был часовщик и серебряных дел мастер. Способности к рисованию заметил его  школьный учитель. Сохранился рисунок восьмилетнего Миро - «Педикюр».

Педикюр. Жоан Миро

Педикюр, 1901, Фонд Миро, Барселона

В четырнадцать Жоана отправили на бухгалтерские курсы, но он заодно посещал школу изящных искусств, где давали вечерние занятия. Родители были не в восторге, но и противиться не стали. Вот сельский пейзаж написанный за год до учебы в школе.

Дома. Жоан Миро

Дома, 1906, Фонд Миро, Барселона

Завершив в 1910 году курсы, Миро начал работать клерком в продуктовом магазине. Спустя два года он заболел брюшным тифом, после чего твердо решил уйти в художники. Попал под влияние модных парижских художников. Первая выставка проходила в 1918 году и…. провалилась. Годами позже, в период почитания, этот этап назовут Каталонским фовизмом.

Часовня де Сант Хуан Орта, 1917. Жоан Миро

Часовня де Сант Хуан Орта, 1917, Фонд Миро, Барселона

В 1920 году Миро уехал в Париж, где прожил несколько лет. Особого успеха в эти годы он не добился. Этот период Поэтического реализма он завершил картиной «Ферма», в которой попытался передать богатство мира Каталонии. Картина долго валялась по галереям, пока ее не приобрел в рассрочку Эрнест Хемингуэй. Других покупателей не нашлось.

Ферма, 1921-1922, Национальная галерея искусства, Вашингтон. Жоан Миро

Ферма, 1921-1922, Национальная галерея искусства, Вашингтон

В Париже Миро познакомился с поэтом Андре Бретоном, успевшим уже огласить Манифест сюрреализма. Жоан Миро проникся идеей символов и бессознательного, поменял стиль письма и стал показывать работы совместно с участниками движения.

Карнавал Арлекина, 1924-1925,  Жоан Миро

Карнавал Арлекина, 1924-1925

По словам художника, «Карнавал арлекина» был навеян безденежьем. Миро говорил, что от голода ему приходили неконтролируемые видения. В 1925 году состоялась первая персональная выставка Миро в Париже. Эффект был оглушительным, у входа стояла очередь, на открытии присутствовали власти, картины уходили нарасхват, критика захлебывалась от восторга. Имя художника обрело славу. Художник погрузился в подсознание.

Без названия, 1925, Фонд Миро, Барселона,  Жоан Миро

Без названия, 1925, Фонд Миро, Барселона

В 1932 году Миро вернулся в Барселону. В сообществе сюрреалистов ему стало тесно, предметный рисунок потерял для него интерес, теперь его влекла музыка цвета.

Без названия, 1934, Фонд Миро, Барселона,  Жоан Миро

Без названия, 1934, Фонд Миро, Барселона

Отсутствие узнаваемых фигур он называл «убийством живописи», желанием уйти от стереотипов и отражением состояния духа. Многим такой подход нравился. Миро успешно выставлялся в Америке, Париже, Лондоне, Берлине и, конечно, на родине в Барселоне. Его беспредметная живопись была на редкость выразительной. Предчувствие войны просто будоражило сознание на хулиганской, казалось бы, картине «Мужчина и женщина перед кучей дерьма».

Мужчина и женщина перед кучей дерьма, 1935, Фонд Миро, Барселона Жоан Миро

Мужчина и женщина перед кучей дерьма, 1935, Фонд Миро, Барселона

Гражданская война в Испании застала Миро в Париже. Он готовился к очередной авангардной выставке, в Каталонию не вернулся и остался с женой и дочерью во Франции. Нейтральный в политическом отношении Миро взял сторону республиканцев, но не воевал. Когда во Францию пришли немцы, уехал в Испанию и поселился в имении родственников на Майорке, самом крупном из Балеарских островов, откуда родом была его жена. В этот период Миро написал цикл работ «Созвездия».

Утренняя звезда, 1940, Фонд Миро, Барселона

Утренняя звезда, 1940, Фонд Миро, Барселона

Женщины, звезды и птицы теперь наполняли большинство его работ.

Женщина и птицы на рассвете, 1946, Фонд Миро, Барселона

Женщина и птицы на рассвете, 1946, Фонд Миро, Барселона

В 1959 году Миро получил Международную премию Гуггенхайма из рук президента Эйзенхауэра. Эту награду ему принесли гигантские трёхметровые композиции из керамики шириной в 15 и 7,5 метров, выполненные для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

 

Затем последовали заказ на украшение столовой Гарвардского университета (1960-61 гг.), оформление Высшей школы экономических наук в швейцарском Сан-Галлене (1964), дизайн ограды Фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе и панно для Барселонского аэропорта (1970). На протяжении 50-70 гг. в фокусе внимания художника находились скульптура и керамика.

Миро называли едва ли не самым жизнерадостным художником мира. Но с годами интонация менялась. Слишком много черного стало появляться на его полотнах.

В мае 1968 года во Франции прошли массовые студенческие выступления, закончившиеся всеобщей забастовкой и сменой правительства. Миро, придерживавшийся левых взглядов и горячо поддержавший «красный май», был глубоко потрясён случившимся и написал картину «Май 1968». Начатая в 1968, она была закончена только в 1973 году.

Май 1968-1973, Фонд Миро, Барселона

Май 1968-1973, Фонд Миро, Барселона

Надежда штурмана IV, 1973, Фонд Миро, Барселона

Надежда штурмана IV, 1973, Фонд Миро, Барселона

 

В 1974 году Миро создал гобелен специально для вестибюля Южной башни Всемирного торгового центра. Работа была утрачена после террористической атаки 11 сентября 2001 года.

Пара влюбленных, играющих цветком миндаля, 1975

Пара влюбленных, играющих цветком миндаля, 1975

Скульптура «Пара влюбленных, играющих цветком миндаля» была создана в 1975 году для делового парижского района Дефанс, собравшего на площадках более полусотни современных работ.

Голубая звездаГолубая звезда

Эта картины Миро 1927 года была продана на аукционе Sotheby's за 23,6 млн фунтов стерлингов, чем установила новый рекорд для работ Миро.