«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные писатели

04.06.2016

Федерико Гарсия Лорка – Человек и Поэт с большой буквы

Федерико Гарсия Лорка 5 июня – день рождения выдающегося испанского поэта и драматурга Федерико Гарсии Лорки.

Кто такой Федерико Гарсиа Лорка?

Гениальный поэт и драматург, музыкант и художник, но не только! Это прежде всего Человек.

Люди, знавшие Лорку, называли его «солнечным юношей». Один из друзей Лорки, Луис Бонюэль, испанский кинорежиссёр, говорил, что Федерико был лучшим из людей, которых ему довелось встретить в жизни: «Я говорю не о его театре и поэзии — я имею в виду его самого. Он сам был шедевром».

Федерико Гарсия Лорка А вот слова другого гениального поэта Пабло Неруды: «Федерико Гарсиа Лорка был подобен щедрому, расточаемому добро духу. Он впитывал и дарил людям радость мира, был планетой счастья, жизнелюбия. Простодушный и артистичный, одинаково не чуждый космическому и провинциальному, необыкновенно музыкальный, робкий и суеверный, лучащийся и весёлый, он словно вобрал в себя все возрасты Испании, весь цвет народного таланта, всё то, что дала арабско-андалузская культура, он освещал и дарил благоуханием, точно цветущий жасминовый куст, всю панораму той Испании, какой — боже мой! - теперь уже нет».

Секрет личности Лорки кроется в отношении к миру. Вот что писал Лорка в одну из самых горестных и тяжёлых минут своему другу: «Будь радостен! Это нужно и должно — быть радостным... Измученный душевной борьбой и доведённый до предела — любовью, грязью, мерзостями, я остаюсь верен моему правилу — радость вопреки всему». Он искал радость даже в печали, а «Самая печальная радость — быть поэтом. Всё остальное не в счёт. Даже смерть».

Он не раз обращался к теме смерти в своих произведениях, боялся её, предчувствовал, но не знал, насколько она будет страшной.

19 августа 1936 года Лорка столкнулся с фашизмом лицом к лицу. Он не Федерико Гарсия Лоркапросто был убит. Перед расстрелом он был подвергнут зверским мучениям и унижению. Умолчим о подробностях, так как они невыносимы. За что?

Потому что всесторонне одарённый человек: поэт, музыкант, драматург, любящий Испанию, открывающий её собственную культуру самой себе?

За то, что чувствовал себя человеком мира и считал моральные отличия людей друг от друга более глубокими и важными, чем какие-либо другие?

За то, что не примыкал ни к одной из партий, но был небезразличен судьбе своей родины и людям в ней живущим? "Гранада научила меня быть с теми, кого преследуют: с цыганами, неграми, евреями, маврами. На этой земле я всегда буду с теми, у кого ничего нет, кто лишён всего".

За то, что действовал в соответствии со своими собственными словами: «Художник должен петь и плакать со своим народом»?

За то, что шёл к людям со своим передвижным студенческим театром «Ла Баррака», работавшим бесплатно на энтузиазме труппы в любую погоду в самых глухих селеньях, неся людям доброе и вечное? Да, именно за это! Это суть фашизма и подобных ему явлений. Потому что жил и творил не только для себя, а ещё позволял себе не только быть свободным в своих взглядах, но и выражать их открыто. Пока большинство молчало в сторонке, Лорка открыто говорил такие вещи, которые ему не простили: «Я всегда буду с теми, у кого нет ничего... Я испанец до мозга костей и не мог бы жить в другом месте земного шара, но мне ненавистен каждый, кто считает себя выше других по одному тому, что он испанец. Я брат всем людям, но полон отвращения к тем, кто слепо любят свою родину и одержимы абстрактной идеей национализма. Хороший китаец мне ближе плохого испанца».

А ещё подписи Лорки под антифашисткими манифестами и воззваниями, где его – первая. Это уже не поэтическая вольность, а свободный выбор сделать так, как ты считаешь единственно правильным: «Когда нельзя защитить — встают рядом».

Незадолго до смерти Лорка получает анонимное письмо, заканчивающиеся приговором к смерти и содержащее оскорбления и угрозы, обвинения в безбожии и аморальности, в том, что он «нанёс новой власти больше вреда своим пером, чем иные пистолетом».

Вот сила поэзии, в которой нет ни слова о политике, о существующей власти, но даже в ней зверьё точно опознает свой моральный портрет.

Читайте Лорку на испанском, в переводе на русский! В своих произведениях он действительно продолжает жить, как и любой творец. Начните читать, и вы с ним встретитесь. Эта встреча стоит многого. «Человеческое слово, средоточие всех чувств, сгусток жизни, нить, связующая людей! Его втаптывают в грязь, калечат, подделывают, наряжают в шутовские одежды. Но приходит поэзия — и очищает слово, и возвращает ему первозданную, чудотворную силу. И невозможное становится возможным».

P.S. (Это не реклама, а добрый совет)

Жителям Санкт-Петербурга хотим посоветовать обязательно сходить в Театр Европы (МДТ) на спектакль ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ, поставленный по пьесе Федерико Гарсиа Лорки.

Федерико Гарсия Лорка