«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испанцы и испанки

27.02.2020

«Скрытая Испания» от фотографа Кристины Гарсиа Родеро

Анна Борисова

Кристина Гарсиа РодероКристина Гарсиа Родеро

Много ли среди вас тех, кто предпочтет беглое «туристическое» знакомство с Испанией из окна автобуса глубокому погружению в ее истинную жизнь — в ее быт, в ее повседневность, в ее, уходящие корнями в древность, традиции?

Думаю, большинство выберет второй вариант. Однако здесь на нашем пути неизбежно встают такие «условности» как нехватка времени, сил, а порой и средств. «Погружение» практически невозможно совершить в четких границах краткосрочного отпуска, в состоянии после-рабочей усталости, в компании семьи (особенно с детьми). И мы выбираем комфорт, определенность и предсказуемость, пусть даже сердце наше требует приключения.

Что ж, приоткрыть занавес над «не-туристической» Испанией нам поможет знакомство с работами фотографа Кристины Гарсии Родеро, которая пустилась в «приключение» за нас и вот уже больше сорока пяти лет щедро делится с нами своими открытиями.

Родеро родилась в 1949 г. в небольшом испанском городке Пуэртольяно. Она изучала живопись в школе изобразительных искусств при Мадридском университете и получила диплом преподавателя рисования. Первое время девушка работала по специальности, но постепенно увлеклась фотографией, а также народной жизнью, верованиями и обычаями своей страны.

Итак с начала 1970-х гг. и в течении последующих пятнадцати лет Родеро начинает снимать быт и традиционные народные праздники испанских провинций. Этот проект привел к изданию в 1989 г. сборника «Скрытая Испания» (Espana Oculta), который прославил своего автора на весь мир и стал классикой современной фотографии. Сборник удостоился премии «Книга года» на международном фото-фестивале в Арле, а сама Кристина стала лауреатом престижной премии Фонда У. Юджина Смита.

Ронда, 1981. Матадоры.Ронда, 1981. Матадоры.

Фотографии, вошедшие в книгу, сделаны в период с 1975 по 1988 гг, то есть работа заняла пятнадцать лет. Эти снимки стали настоящим произведением искусства, а также редким свидетельством целого пласта культуры — толком не изученного, но уже исчезающего. На снимках сборника можно часами разглядывать необычные костюмы, украшения, символику.  Фотографии эти имеют не только документальную, но также антропологическую, этнологическую и художественную ценность. Книга Родеро - почти научное исследование и настоящее откровение об Испании.

Дения, 1987. Оживление у моря.Дения, 1987. Оживление у моря.

«Скрытая Испания» являет собой смесь пугающего, мрачного, неистового, но в то же время трогательного, радостного и человеческого. Здесь и сельский уклад жизни, и суеверия, и повседневность. Здесь смесь земного и божественного, мистического и телесного, - откровенно оккультные обряды и католические обычаи. Давно не секрет, что Испания — очень католическая и, вместе с тем, очень суеверная страна. В испанском католичестве, особенно в деревнях, много откровенного язычества. И работы Кристины показывают нам тесное и такое живое переплетение одного с другим.

Галисия. Головы из воска. Шествие во имя Святого ХристаГалисия. Головы из воска. Шествие во имя Святого Христа

Именно эта мистическая и духовная составляющая испанской повседневности привлекает особенный интерес Родеро. Она признается: «Меня потрясла потребность человека в вере». Кристине удалось «уловить» Испанию все еще наивную, открытую, глубокую, но уже исчезающую.

В своих интервью Кристина также делится тем, как она вышла на тему «Скрытой Испании». По ее словам, однажды после посещения нескольких деревенских праздников, она поняла, что стала свидетельницей богатейшего и совершенно не изученного пласта народной жизни. Она захотела изучить его, изучить наиболее близким ей способом — через объектив фотоаппарата. Затем она выиграла грант, который и покрыл расходы на поездки по стране, позволив ей головой погрузиться в работу над сборником. В этих поездках Кристина по крупицам собирала информацию о фестивалях и праздниках, сохранившихся в провинциях. Некоторые из них она ждала по несколько лет, ведь далеко не все праздники проводятся ежегодно.

Картахена, 1981.Официант! Шоколада и чуррос!Картахена, 1981.Официант! Шоколада и чуррос!

Испанка затрудняется ответить, что оказалось для нее более интересным — полученные кадры или путь, который к ним привел. Ведь каждому снимку предшествовала дорога, поиск, знакомство, общение. Родеро признается, что не слишком интересовалась историей обычаев или культов перед тем, как снимать их. То есть как таковой «подготовки» к работе не было. Во-первых, Кристина начинала свой путь в эпоху до повсеместного развития интернета: за информацией нужно было ехать в конкретное место, где можно было ее получить. Во-вторых, народные обычаи — это то, что живет и передается из рук в руки, из уст в уста, существует лишь в живом воплощении, толком не изучено, не зафиксировано.


Морелья, 1987. Маленькие ангелочкиМорелья, 1987. Маленькие ангелочки

Кроме того, по мнению Родеро, только так, без предварительной подготовки, возможно почувствовать живой и искренний интерес к происходящему. Этот интерес увлекает и помогает снимать: «Не думаю, что было бы лучше, если бы я приезжала на съемку с солидным багажом знаний. Быть может, это даже мешало бы».

Обычно уже непосредственно перед съемкой местные посвящали Кристину в суть происходящего. Получить нужную информацию нередко помогали священники на деревенских приходах, а также, как ни удивительно, - нищие.  Родеро выручал ее искренний интерес и открытость: она много общалась с верующими, по нескольку дней жила с ними бок о бок.

Лумбьер, 1980. Троица.Лумбьер, 1980. Троица.

«Иногда меня целовали, иногда выставляли», - вспоминала она. Ведь основная сложность такой работы именно в том что съемка зачастую ведется в «святых» местах, то есть неминуемо встает проблема оскорбления чувств верующих, а также приватности, тайны происходящего. Кристина говорит, что никогда не снимает тех, кто категорически отказывается быть в кадре, уважая этот выбор. И конечно, она не участвует  в  обрядах, которые снимает. Вместе с тем испанка признается, что иногда ее может захватить дух праздника, карнавала, всеобщего веселья, - и она может пуститься в пляс или пение со всеми.


Сьюдадела, 1980. Фестивальный хаос.Сьюдадела, 1980. Фестивальный хаос.

То, что Кристина находила в своих «фото-экспедициях», нередко становилось открытием не только для нее самой, но и для ученых. Например, традиционные шествия в особенных масках накануне Рождества в одной из испанских земель: по словам Родеро, уже в соседней провинции об этих масках никогда не слышали. В каждой, даже самой глухой деревне, Кристина открывает свою родину с неизвестной стороны и делится этим открытием с нами.

Куэнка, 1982. Кающаяся девушка.Куэнка, 1982. Кающаяся девушка.

После Испании Родеро много путешествует по миру. Она снимала на Гаити, в Венесуэле и Италии, известны также ее фотографии со знаменитого американского фестиваля Burning Man в штате Невада. Среди работ Кристины много на первый взгляд жестоких или откровенных снимков. В основном, это фотографии жизни племен Венесуэлы и Гаити. На них запечатлены оргии, инициации, жертвоприношения. Кристина рассказывает, что явилась свидетельницей многих пугающих обрядов, однако не в одном из них не был нанесен реальный урон здоровью человека. Все, что она видела — символические образы рождения, жизни и смерти.

«Жизнь и смерть идут рука об руку. Поэтому я продолжаю снимать религиозные обряды и парады любви, похороны и первые минуты жизни младенца», - объясняет испанка.

Риогордо, 1983. Игра в страсти.Риогордо, 1983. Игра в страсти.

Сейчас семидесятилетняя Родеро — обладательница множества премий, в числе которых Национальная премия фотографического искусства в Испании за 1996 г. Ее работы часто участвуют в международных выставках. На заре своей карьеры она более пятнадцати лет  была частью фото-агентства «Vu”, а в 2005 г. присоединилась к престижному агентству «Magnum”, став в 2009 г. его полноправным членом. Кстати, Родеро — первый испанский фотограф, принятый в это знаменитое агентство.

Вильясандино, 1981. Представители Сан-СебастьянаВильясандино, 1981. Представители Сан-Себастьяна

Одержимая своим делом, Родеро не была замужем. О ее личной жизни известно мало. В одном из интервью она заявила: «Я живу одна. Это «счет», подлежащий пожизненной выплате. У меня просто нет времени на других, возможно поэтому я делаю такие снимки».

Кристина расширяла и продолжает расширять географические рамки своего особенного «исследования». Однако глубокий интерес и любовь к таинственной душе своего народа сопровождает всю ее карьеру. В своих испанских работах она стремится показать тесную связь испанской старины с духом современной Испании. Старина еще живет,  но постепенно исчезает, и Кристина торопится «зафиксировать» и тем самым сохранить ее, пока это еще возможно: «Я попыталась запечатлеть загадочную, истинную и волшебную душу Испании во всей ее страсти, любви, юморе, нежности, ярости, боли и во всей ее правде».


Фуэнлабрада-де-лос-Монтес, 1979. Алтарь для тела Христова.Фуэнлабрада-де-лос-Монтес, 1979. Алтарь для тела Христова.

О «Скрытой Испании» многого не расскажешь. Эти снимки нужно смотреть, они — лучший рассказ из возможных. Разумеется, здесь мы не можем разместить их все. Поэтому надеемся, что наш краткий обзор подтолкнет вас на самостоятельное их изучение.

Только не забудьте поделиться с нами впечатлениями: совпало ли ваше видение Испании с видением Родеро или сборник смог открыть перед вами новые глубины этой страны?

Одиннадцать часов в Сальвадоре, Куэнка, 1982.Одиннадцать часов в Сальвадоре, Куэнка, 1982.