«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
История Испании

15.12.2019

Скульптура испанского Возрождения.

Анна Борисова

Хуан де Хуни. Погребение ХристаХуан де Хуни. Погребение Христа

Мы не случайно заводим разговор о скульптуре сразу вслед за разговором об архитектуре испанского Возрождения. Дело в том, что две эти области искусства были очень тесно связаны между собой, развивались рука об руку, в одном русле. Скульптура в Испании XV-XVII вв. существовала в основном как смысловая и декоративная составляющая дворцов и соборов, их внутреннего убранства и фасадов. Статуи и памятники в то время практически не создавались отдельно, не существовали как независимый вид искусства. Все они были в первую очередь изображением святых, - составной частью соборов, или же фигурами королевских особ, в основном на монарших надгробиях, и тоже внутри соборов. По сей день, путешествуя по городам Испании, мы видим бесчисленные скульптурные фигуры, украшающие собой своды арок, окон, алтарные преграды и сводчатые потолки храмов.

Практически каждый зодчий, каждый архитектор эпохи испанского Возрождения был в то же время скульптором, и наоборот.  

Итак, как мы уже поняли, за образцами скульптуры испанского Ренессанса следует отправляться в соборы. Именно их фасады изобилуют рельефами и композициями на библейские сюжеты. И именно здесь возводились огромные многоярусные алтари, известные как ретабло.
Что представляет из себя ретабло? Традиционно, вместо икон, которые мы привыкли видеть на алтарной перегородке православных храмов, алтари католических соборов состоят из множества скульптур. И если фигуры на фасадах выполнялись в мраморе и камне, фигуры внутри-храмовых ретабло XV-XVII вв. чаще всего были ничем иным как деревянными раскрашенными статуями. Сам алтарь также был выполнен в основном из дерева, с деревянным же декором.  

Фелиппе Боргонья. Ретабло Собора Гранады.Фелиппе Боргонья. Ретабло Собора Гранады.

Увлечение резьбой по дереву было действительно широко распространено среди крупных испанских скульпторов того времени. Свои деревянные произведения мастера собственноручно покрывали золотом и красками. Созданные таким образом скульптуры были довольно реалистичны, большое внимание уделялось деталям.

Статуи не только раскрашивали, но и одевали в настоящие одежды, украшали ювелирными изделиями, им даже клеили волосы!  Натурализм этих творений часто соединялся с особенной эмоциональностью зарождающегося барокко:  на лицах святых нередко изображались раны, кровоподтеки или следы слез.

Скульптурные композиции на библейские сюжеты, состоящие из этих реалистичных «кукол» называли «пасос». С испанского «пасос» можно перевести как «шаги» или «шествие», ведь именно такие статуи, раскрашенные и наряженные, несли по улицам городов во время торжественных шествий, приуроченных к тому или иному церковному празднику. Особенной пышностью по сей день отличаются шествия Страстной Недели (последняя неделя перед Пасхой).


Первым испанским скульптором раннего Ренессанса является Бартоломео Ордоньес из Барселоны (начало XVI в.). Он известен как автор надгробных памятников супругам Филиппу Красивому и Хуане Безумной в Королевской Капелле в Гранаде.

Бартоломео Ордоньес. Надгробие Филиппа Красивого и Хуаны БезумнойБартоломео Ордоньес. Надгробие Филиппа Красивого и Хуаны Безумной

Принято считать, что ранний Ренессанс в испанской скульптуре отличает некоторая тяжелая пышность, однако довольно быстро итальянское влияние привносит сюда микеланджеловскую манеру, легкость и грацию. Так скульптурную историю испанского Ренессанса, как и его архитектурную историю, по-настоящему открывает период платереско, о котором мы говорили в прошлый раз .

К платереско близко творчество Фелиппе Вигарни де Боргонья (конец XV- сер. XVI в.) и Дамиана Формента (1480-1543 гг.).

Боргонья — автор полихромного алебастрового ретабло королевской капеллы в Гранаде (1521 г.), на рельефах которого, наряду с религиозными сюжетами можно увидеть исторические события последнего этапа Реконкисты. Это удивительно изящное творение, легкость которого достигается благодаря системе вертикальных и горизонтальных членений — пилястрам. Своеобразна и сама скульптура гранадского ретабло: довольно крупные статуи втиснуты в ограниченное пространство ниш. В большинстве своем эти образы уже свободны от готической скованности и угловатости.

В Бургосском соборе мы можем любоваться другой работой Боргонья - алебастровыми рельефами Страстей Христовых. Прекрасны и самобытны его медальоны и композиции к «Посланиям Апостольским» собора в Толедо, а также резной деревянный алтарь Королевской капеллы в Гранаде со статуями коленопреклоненных Фердинанда и Изабеллы.  

Современник Боргоньи, Дамиан Формент — автор алебастровых изображений из жизни Девы Марии на главном алтаре Собора Дель Пилар в Сарагосе. Ему же принадлежат рельефы Страстей Господних на главном алтаре Собора в Гуэске (1520-1533), представляющие, по мнению многих, одно из наиболее чистых и классических проявлений Ренессанса в испанской скульптуре. Примерно в те же годы в королевстве Арагон отец и сын — Хуан и Диего Морланес украсили фасад собора Санта Энграсиа (Сарагоса) новыми скульптурными группами, в духе новых веяний.

Дамиан Формент. Ретабло Базилики дель Пилар в Сарагосе.Дамиан Формент. Ретабло Базилики дель Пилар в Сарагосе.

Конечно вытеснение готических элементов волнами Возрождения происходило постепенно. Но очевидно, что начало  XVI в. - время первых по-настоящему уверенных шагов скульптурного Ренессанса на испанской земле. Именно в это время происходит зарождение основных центров новой испанской скульптуры. Наиболее значительными из них оказались Кастилия и Андалуссия (в первую очередь города Севилья и Гранада).

Кастилия (в особенности город Вальядолид) славилась своими ремесленниками, резчиками и ваятелями с XVI в. Самые знаменитые мастера этого региона - Алонсо Берругете и Хуан де Хуни, а также скульптор Грегорио Фернандес. Их работы отличаются особенной чувственностью, экзальтацией. При этом Берругте (1480-1561), относящийся к наиболее последовательным представителям итальянской школы в Испании, был собственно скульптором, без «примесей» зодчего. Множество его работ можно увидеть в Толедо и его окрестностях. Разумеется, Берругете был и гениальным резчиком по дереву, а также живописцем.

Город Бургос, бывший одно время столицей Кастилии, известен отцом и сыном де Силоэ. Хиль де Силоэ (конец XV - начало XVI вв.) создал деревянный узорчатый алтарь картезианского монастыря Мирафлорес близ Бургоса. В этом кружевном, обрамленным скульптурами, ретабло сплелись готические и мавританские мотивы.

Хилю де Силоэ принадлежит также авторство гробницы родителей Изабеллы Кастильской (короля Хуана II и его жены) там же, в Мирафлорес. Надгробие выполнено в форме восьмиконечной звезды, украшенной статуями. Ренессансные мотивы уже повсеместно применялись при сооружении гробниц, выполненных из мрамора и украшенных богатым декором.

Хиль де Силоэ. Гробница Хуана II и Изабеллы ПортугальскойХиль де Силоэ. Гробница Хуана II и Изабеллы Португальской

Сын Хиля - Диего де Силоэ — архитектор, задействованный в возведении знаменитого собора в Гранаде (мы упоминали его в разговоре об архитектуре, ссылка на статью) был, подобно отцу, и талантливым скульптором. Самые ранние и свежие скульптурные произведения Диего-скульптора можно увидеть на алтаре капеллы Св. Анны в Бургосском Соборе. В том же Бургосском Соборе он выполнил надгробный памятник епископа Акунья. А зрелые произведения Де Силоэ-сына украшают порталы и алтари многих церквей в Гранаде, в том числе Кафедрального Гранадского собора (Мадонна и бюсты Апостолов).

Чуть позже, уже в XVII в. в Кастилии творит также Грегорио Эрнандес (ок. 1576-1636). Он создал прекрасную натуралистическую композицию из раскрашенного дерева «Оплакивание Христа» (1616 г.), что хранится в музее скульптуры Вальядолида. Смысловой центр композиции - Божья Матерь. Работа крайне эмоциональна, автор постарался передать всю глубину страдания Девы Марии. Вообще драматизм и чувственность, свойственная так или иначе всей скульптуре испанского Возрождения, в работах кастильских мастеров проявились особенно ярко.

Грегорио Фернандес. Оплакивание Христа.Грегорио Фернандес. Оплакивание Христа.

Грегорио Эрнандес. Мертвый Христос.Грегорио Эрнандес. Мертвый Христос.

А вот севильские мастера работали несколько в иной манере. В их произведениях «пре-барочная» экзальтация сменяется античной строгостью. В Севилье античность всегда играла значительно бОльшую роль, чем в других городах Испании, и местные художники вдохновлялись греко-римским спокойствием и гармоничностью.  

Самым знаменитым скульптором и художником родом из Севильи был Хуан Мартинес Монтаньес. Этот мастер прославился как создатель образа Мадонны «Непорочное зачатие», хранящийся в Севильском Кафедральном Соборе. Монтаньес известен также как основатель большой школы скульпторов. Его ученик Алонсо Кано украсил своими работами не только Севилью, но также Гранаду и Мадрид.

А другой севильский мастер Педро Миллан оказался последним представителем нидерландско-бургундского направления в скульптуре. Его полные жизни терракотовые статуи под куполом Севильского собора, готические фигуры святых на портале и величественная Пиларская Мадонна внутри воистину достойны восхищения.

Хуан Монтаньес. Иоанн Креститель.Хуан Монтаньес. Иоанн Креститель.

Что до скульптурной школы Гранады, ее расцвет пришелся уже на вторую половину XVII в. Особенно тесно он связан с творчеством уже упомянутого А. Кано. В свою очередь, учеником Кано являлся знаменитый гранадский художник и скульптор Педро де Мена. В работах этого мастера особенно ярко прослеживается характерный для всей Испании того времени мистицизм. Раскрашенная деревянная статуя Святого Франциска (1650-е гг.) авторства де Мена хранится в Толедском Соборе. Глядя на это произведение мы в деталях наблюдаем духовное и физическое состояние, а также степень физического истощения святого (Де Мена изобразил даже выбитые зубы).

Педро де Мена. Святой Франциск.Педро де Мена. Святой Франциск.

Скульптура испанского Возрождения прошла собственный путь становления и развития, явившись неотъемлемой составляющей и украшением архитектурных памятников того времени. Да, возможно здесь не было достигнуто тех вершин, что мы можем наблюдать в живописи, переживавшей свой «Золотой век». Однако именно скульптура была самым распространенным видом искусства в Испании того времени.