Подписывайтесь на телеграм канал Испанский всерьёз
«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
История Испании

07.12.2019

Архитектура Испанского Возрождения.

Анна Борисова

В Испании первой окунулась в Возрождение именно архитектура. Здесь оригинальные решения, формы и идеи появляются раньше, чем в той же живописи или литературе, - уже в конце XV в. Однако это в меньшей степени касалось градостроительства, в бОльшей — дворцовых и храмовых комплексов. Эпоха могущества Короны и Церкви возводила памятники могуществу Короны и Церкви.

Monasterio de San Juan de los Reyes, ToledoMonasterio de San Juan de los Reyes, Toledo

В городах же широкомасштабных работ не производилось, возводились лишь отдельные здания, архитектурные акценты. Планировка городов в XV-XVI вв. фактически не меняется, это по прежнему средневековая сеть кривых узких улочек, ведущих к рынку, главной площади и собору. А на территориях, долго находившихся под арабским контролем, где сохраняется влияние мавританского градостроительства, сеть улиц особенно запутана, площадей почти нет.

Такими были Толедо, Севилья, Валенсия, Сарагоса. Что-то похожее на развитие городской архитектуры происходит в это время на территориях главных промышленных и торговых центров Испании — в Барселоне и Валенсии. Здесь растет население и территория, возникают новые жилые кварталы, возводятся здания общественного назначения. Города других испанских провинций, особенно колыбели Двора — Кастилии, развивались куда медленнее.

Мало что меняет перенесение столицы в Мадрид в царствование Филиппа II (1560 г.). Новая столица довольно долго еще остается второсортным городком, застроенным одноэтажными домами. Приоритетом короны была именно смена столицы, а не ее благоустройство. Незначительный Мадрид оказался подходящим на роль нового центра, так как власть опасалась усиления любого из старых и могущественных городов полуострова. Географическое расположение Мадрида в самом сердце страны явилось дополнительным аргументом в его пользу.

Итак, как мы уже поняли, архитектурный Ренессанс в Испании — это не о градостроительстве. Испанское Возрождение в архитектуре — это дворцы, монастыри, храмы и памятники военным победам Короны. При этом в дворцовой архитектуре на смену обособленным и укрепленным замкам, возведение которых было запрещено еще Фердинандом и Изабеллой, пришли городские дворцы. Их помещения обычно группировались вокруг внутреннего двора в черте города.

Дворец Карла V в Гранаде — El palacio de Carlos V, GranadaДворец Карла V в Гранаде — El palacio de Carlos V, Granada

Первое масштабное дворцовое строительство относится к правлению Карла V Габсбурга (начало XVI в.). Тогда строится большой дворец в Гранаде на территории мавританской крепости Альгамбра — El palacio de Carlos V.

При Карле V – наследнике нескольких европейских корон и представителе могущественной монаршей династии, Испания окончательно утверждается в своей роли мировой державы, что способствует углублению культурных связей страны с европейскими соседями, в первую очередь, с Италией. Испанские зодчие учились в Италии, а итальянские мастера работали в Испании.

Последние активно способствовали ознакомлению испанцев с ордерной системой и архитектурными идеями итальянского Возрождения. Элементы ордера начинают проникать в испанскую архитектуру сначала исключительно с декоративной функцией, наряду с готическими и мавританскими формами, и это принято считать первым шагом испанского Возрождения в архитектуре.

Позже эта фаза развития получила название «платереско» (от исп. «plateria” — ювелирное мастерство), ярким примером которого является Монастырь Сан Хуан де лос Рейес в Толедо.

Монастырь Сан Хуан де лос Рейес, Толедо — Monasterio de San Juan de los Reyes

Монастырь Сан Хуан де лос Рейес, Толедо — Monasterio de San Juan de los Reyes

Наряду с платереско в начале XVI в. возникает и другое течение, отличающееся бОльшей строгостью и сдержанностью декора и восходящее к античной классике. Часто его называют «греко-римским». Теоретическим обоснованием новых идей в архитектуре в немалой степени служили научные сочинения испанских зодчих (например, книга Диего Сагреда «Сущность античной архитектуры», напечатанная в 1526 г., или работы Франсиско Вильяльпанда).

В 1506-1517 гг. строится огромный Кафедральный собор Гранады — La Santa Iglesia Catedral Metropolitana de la Encarnación de Granada, в котором нашли отражение основные новые архитектурные тенденции того времени.

Строительство было начато в том месте, где во времена арабского владычества высилась главная мечеть города. Составление проекта собора и руководство постройкой было поручено известному мастеру платереско Энрике де Эгасу. В 1525 г. руководство перешло к архитектору Диего де Силоэ.

После смерте Силоэ в 1563 г. строительство соборного комплекса затянулось. Полностью оно было закончено лишь в 1703 г. Кстати, фасад Собора был выполнен по проекту, уже упомянутого нами в одной из предыдущих статей, художника эпохи барокко Алонсо Кано.

Кафедральный Собор Гранады - La Santa Iglesia Catedral Metropolitana de la Encarnación de Granada

Кафедральный Собор Гранады - La Santa Iglesia Catedral Metropolitana de la Encarnación de Granada

Одним из наиболее зрелых произведений испанского Возрождения в архитектуре считается Госпиталь Тавера в Толедо (El Hospital de Tavera, o Hospital de San Juan Bautista), названного по имени его основателя, архиепископа Хуана де Тавера. Постройка начатая в 1541 г. затянулась до конца XVI в.

El Hospital de Tavera (Hospital de San Juan Bautista), Toledo

El Hospital de Tavera (Hospital de San Juan Bautista), Toledo

В конце XV - начале XVI в. достраивается грандиозный Кафедральный Собор в Севилье. Одновременно с ним строятся соборы Асторги и Пласенции. И на весь XVI век растягивается строительство прекрасных соборов Саламанки и Сеговии.

Надо сказать что смешение новых ренессансных архитектурных форм со старыми конструктивными приемами длится в Испании очень долго. Лишь ко второй половине XVI в. на смену готическим конструкциям сводов и арабским наборным потолкам наконец приходит цилиндрический свод и купол.

Во второй половине XVI в., в царствование Филиппа II, отмеченное особенным нетерпением к инакомыслию и мощью инквизиции, архитектура Возрождения замедляет темпы своего развития на испанкой земле. Характер этого царствования не мог не сказаться на характере сооружений тех лет. И, пожалуй, главным архитектурным символом той эпохи можно назвать Эскориал. Этот знаменитый памятник удивительным образом сочетает в себе идеи Возрождения с прославлением Короны, с аскетизмом и суровостью форм.

Эскориал — Monasterio de El Escorial

Эскориал — Monasterio de El Escorial

Эскориал стал крупнейшим сооружением всего царствования Филиппа II. Дело в том что после победы над французскими войсками при Сан-Квентино (1557 г.) король поклялся выстроить монастырь в честь Святого Лаврентия — урожденного испанца. По ходу строительства первоначальный замысел о монастыре расширился до иных масштабов. И под Мадридом в 1563 г. закладывается гигантский комплекс, где монастырские постройки сочетались с усыпальницей монархов Габсбургской династии и с личной королевской резиденцией.

Название памятника вторит первоначальному названию местности, где он возведен, - близ селения Эль Эскориал (известного грудами шлака из старинных копий — el escoria). Место привлекло близостью к новой столице — Мадриду, а также обилием воды и строительного камня.

Постройкой руководил сам Филипп II. Этот король в принципе привык самолично контролировать все, что происходило в его стране. Не удивительно, что комплекс явил собой олицетворение эпохи особенной королевской мощи и особого испанского могущества. Эпохи, увы, уходящей в прошлое. Строгое и суровое величие одновременно характерно для архитектуры, скульптуры и живописи Эскориала. Например, картины Эль Греко не приняли во дворец, так как по мнению короля, избыток чувства мог отвлечь зрителя от сосредоточенного религиозного настроения.

Эскориал — Monasterio de El Escorial

Эскориал — Monasterio de El Escorial

К испанскому Возрождению Эскориал можно отнести с натяжкой. Знатоки указывают на строгость, монументальность, аскетизм его сооружений, вступающие в противоречие с идеями и эстетикой Возрождения. Однако фрески Эскориала выполняли приглашенные итальянцы, те самые «носители идей Ренессанса». А строительство Комплекса возглавил архитектор, философ и математик Хуан Батиста де Толедо, прошедший через учебу у мастеров итальянского Возрождения, и лично принимавший участие в постройке Собора Святого Петра в Риме под руководством самого Микеланджело.

Строительство началось в 1563, а в 1567 Хуан Батисто де Толедо умирает. Его сменяет Хуан де Эррера. Именно он довел до конца возведение одного из величайших сооружений Испании. В основном комплекс завершен в 1584 г. По сей день он поражает своим величием, грандиозным масштабом, мощью. Огромные размеры сооружения дополняются гигантским куполом.

Эскориал — Monasterio de El Escorial

Эскориал — Monasterio de El Escorial

Так на примере Эскориала можно увидеть, как великая эпоха, открытая Фердинандом и Изабеллой, языком своих сооружений вещает о силе и могуществе королевской власти, о военных победах испанского оружия. Кафедральный Собор в Гранаде — это памятник освобождения города от мавров, Эскориал заложен после победы Филиппа II над французами, а о славной битве с португальцами при Торо напоминает нам церковь монастыря Сан-Хуан де-лос-Рейес в Толедо …

Как любой живой культурный процесс, испанское Возрождение в архитектуре XV-XVI вв. претерпевает постоянное изменение и развитие. Его наиболее яркой и самобытной фазой становится платереско. Следующий период — зрелое Возрождение, когда архитектура нащупывает новые формы, смелее отступает от привычных средневековых решений и мавританского влияния. А вот поздняя стадия архитектурного ренессанса протекала уже в крайне сложной обстановке правления Филиппа II. Этим объясняется ограниченность общего числа сооружений конца XVI в. и тот факт, что их сложно безоговорочно отнести к произведениям Возрождения.

В целом, всей испанской архитектуре того времени так или иначе присуща эклектика. Здесь традиции средневекового христианского и арабского искусства соединялись с влиянием итальянского Возрождения, а с XVII в. - барокко. Гораздо четче национальное испанское своеобразие проявилось в скульптуре, особенно в деревянной пластике. Об этом мы и поговорим в следующий раз