Гении испанского Возрождения

Анна Борисова

Исторический контекст и особенности испанского Ренессанса

Эль Греко. Поклонение волхвов

Эль Греко. Поклонение волхвов

Понятие «Ренессанс» или «Возрождение» у подавляющего большинства из нас прочно ассоциируется с Италией, с именами Да Винчи, Микеланджело и Рафаэля...Оно и верно, родиной европейского Возрождения, этого переломного периода в истории мирового искусства, науки и культуры, является Италия. За Италией в Возрождение окунаются Нидерланды. Речь идет о  XIV-XV вв. Возрождение отходит от средневекового взгляда на мир и человека, обращаясь к идеалам античности, к идеалам гармоничного и свободного бытия. Возрождение говорит о силе человеческого разума и мудрости законов природы. В той или иной степени эта мощная культурная волна захватила всю Европу XIV-XVII вв.

Свой Ренессанс пережила и Испания, однако сильно позже Италии и Северной Европы. Но много ли знаем мы об испанском Возрождении? Имена Сервантеса и Эль Греко, пожалуй, известны всем, но не все знают, что эти гении были в числе творцов Испанского Ренессанса. Который, в свою очередь, имел свое неповторимое лицо, свой почерк и свою собственную историю.

Расцветом  и «Золотым веком» испанской культуры во всех ее проявлениях обычно называют время с конца XVI в. до конца XVII в. Это и есть испанское Возрождение. Оно явилось следствием очень важного периода в истории страны. Мы уже вспоминали о том, как в конце XV в. раздробленная Испания объединилась под властью Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Сильная королевская власть завершает Реконкисту, полностью очистив полуостров от арабского влияния.

Новое XVI столетие открывается присоединением новых земель к Короне. Военные успехи и династическая политика способствуют расширению Испании. В ее состав включаются Нидерланды, северное побережье Африки, колонии в Новом Свете. Крепнет могущество державы, и в Испании появляется нечто похожее на национальное самосознание, национальную идею, что прямым образом повлияет на интенсивное развитие искусства, научной и культурной мысли.

XVI в. отмечен правлением Карла V Габсбурга, короля Испании и императора Священной Римской Империи. По праву рождения этому счастливцу принадлежало 27 корон, путем завоеваний он прибавил к ним еще несколько.

Карл  V

Карл  V

Любимым живописцем Карла был венецианец Тициан. Так эстетика итальянского возрождения начинает проникать в Испанию, в среду ее высшей аристократии. Однако католик Карл потерпел поражение в борьбе с немецкими князьями-протестантами и отрекся от престола. Часть своей империи он передает своему брату, другую часть - сыну Филиппу (в последствии королю Филиппу II, 1527-1598 гг.).

Правление последнего стало временем особенной мощи Испании, ярким, но кратким финальным аккордом. Это апофеоз силы католической державы и ее абсолютизма, за которым неминуемо следует его крах. Постепенно корона теряет свой престиж. Кстати, одной из причин того, почему Возрождение в Испанию приходит сильно позже Нидерландов и Италии, часто называют тот факт, что сильная королевская власть, а также деятельность инквизиции, мешали самостоятельности выражения художников и мастеров.

В то же время этот краткий, но блестящий период политического могущества подготовил почву для Нового. Он дал толчок мощному культурному развитию, появлению новых форм, новых мастеров, творивших в условиях постепенно сгущающихся над родиной туч. Уже в конце XVI столетия страна теряет свое господство на море в результате войн с Англией. И этот тяжелый в экономическом и политическом плане период рубежа веков порождает Золотой век испанского искусства, истинное Возрождение.

Филипп II

Филипп II

В условиях кризиса испанскому абсолютизму приходится приспосабливаться, искать новые формы взаимодействия с подданными. Филипп III (1578-1621 гг.) уже не мог руководствоваться моделью правления своего отца. И творчество художников в Испании получило возможность более свободного развития. Отказавшись от навязанных авторитетов, они начинают создавать самостоятельные, глубоко национальные произведения.. Так на закате политического величия Испании наступил расцвет ее искусства.  Именно в это время в литературе появляются имена Лопе де Вега и Сервантеса, а в живописи — Риберы, Сурбарана и Веласкеса.

Культурный феномен испанского Ренессанса зарождался и зрел между двумя крупнейшими центрами европейского Возрождения — Нидерландами и Италией. Поэтому на протяжении XV-XVI вв. искусство Пиренейского полуострова находилось под постоянным воздействием художественных традиций обеих стран. Но особенностью пути Испании станет то, что местные мастера не копировали своих предшественников, но творчески пере-осмысляли их опыт, пропуская его через призму своей формирующейся национальной культуры.

Центрами испанского Ренессанса становятся крупные города, расцвет которых пришелся на время особенного могущества страны в XV-XVI вв. Это Севилья, Валенсия, Толедо. А после того как в 1561 г. король Филипп II переносит столицу государства в Мадрид, именно там сосредотачивается художественная жизнь страны. В столице и вокруг нее возводят прекрасные дворцы и наполняют их шедеврами как великих мировых живописцев (Тициан, Брейгель, Тинторетто, Босх), так и новых испанских мастеров.

Отличительной особенностью испанского искусства являлся минимальный процент светских произведений. С окончания Средних веков до наступления Нового времени, в то время как фламандцы и итальянцы охотно обращаются к античным сюжетам и античной эстетике, а также к бытовым жанрам, испанцы работают практически исключительно в религиозной тематике. Не в последнюю очередь факт этот объяснялся деятельностью Инквизиции — детища католических королей. Святая Инквизиция устанавливала жесткую цензуру.

Эль Греко. Портрет инквизитора Ниньо де Гевара

Эль Греко. Портрет инквизитора Ниньо де Гевара

В то же время католические короли немало поспособствовали и на благо будущих испанских творцов. Вдохновленные обретенной независимостью своей родины, а также ее могуществом и силой, мастера испанского Возрождения берутся за формирование нового национального стиля. Обращение не к классическим античным, а скорее к готическим, средневековым традициям станет его характерной особенностью. Традиции эти находят свое воплощение в новых формах, наполняются новым содержанием. В искусстве испанского Возрождения нередко можно заметить черты мавританского искусства, что не удивительно ввиду многовекового господства арабов на полуострове.

Итак, становление Испанского Ренессанса, его предыстория, приходится на XVI в. Сам период Испанского Возрождения охватывает собой конец XVI в. и все XVII столетие. Первые шаги к Возрождению совершаются в архитектуре, чуть позже новые веяния захватывают скульптуру, живопись, литературу. И, вслед за канувшей в Лету эпохой политического величия Испании, наступает ни менее, если ни более славная эпоха  ее культурного расцвета, ее собственного, глубокого и самобытного Ренессанса.


(Продолжение следует...)