Как выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаМнемотехникаНовости ichebnika
Испаноязычные музыканты

Има Сумак — многоголосое божество из рода инкских правителей

Има Сумак

Перуанку Иму Сумак называли «богиней инков», а также «певчей пташкой» или «соловьем» Анд. Она — одна из самых знаменитых певиц Латинской Америки XX века и обладательница фантастического голоса, охватывающего пять октав (для сравнения, - редкие исполнители выходят за две).

Запредельный, сверх-человеческий голос Сумак, в сочетании с особенной манерой исполнения, яркой внешностью и экзотическими нарядами в свое время буквально заворожил публику по всему миру. Ее образ и ее пение способны сразить и нас, несмотря на то, что самой певицы вот уже 12 лет нет в живых. Творчество латино-американки оказалось вне времени, вне моды. Сама же Сумак прожила долгую и интересную жизнь, и пела все, что ее окружало: шум ветра и птичьи трели, древние индейские напевы, мамбо, ча-ча-ча, рок...

Неземным и загадочным многим представлялся не только образ певицы, не только ее пение, но вообще все, что было с ней связано. В ее биографии отличить факты от легенд бывает крайне сложным.

Что известно наверняка, так это то, что родилась будущая дива в сентябре 1922 г. в древней горной индейской деревне Ичокан в Перу. В семье девочка была младшей из шести детей. Има Сумак - сценический псевдоним певицы. Имя, данное девочке при рождении, как и подобает латино-американскому имени, гораздо длиннее — Соила Аугуста Императрис Каварри дель Кастильо.

Има Сумак

О семье певицы известно мало, здесь больше легенд. Утверждали, что ее отец был архитектор и имел испанские корни, а вот мать — школьная учительница,  происходила от древнего рода инкских правителей. Вообще, тайна родословной певицы была важной частью ее сценического образа, так рождались все новые и новые версии. Например, некто объявил, что сценический псевдоним «Има Сумак» является анаграммой от ее настоящего имени девушки - «Эми Камюс», и что она родилась в Бруклине в еврейской семье. Другие считали, что родина певицы — Аргентина, а кто-то связывал семью Сумак с французскими эмигрантами.

Что было самым реальным в этой женщине — так это ее голос. Има обладала звонким голосом с малых лет, но в подростковом возрасте всем стало понятно, в чем ее особенный дар. Дар этот жил и развивался в музыкальной в целом среде — в родной деревне Имы все постоянно пели, на испанском или же на языке индейцев кечуа. Пела и девочка, причем пела все:  и фольклорные произведения, и религиозные гимны, и просто подражала звукам природы. «Единственными моими учителями были птицы», - кокетливо обронила позже уже знаменитая Има в одном из своих интервью.

Она рано начала мечтать о карьере певицы. И в 13 лет явила свой талант на традиционном перуанском фестивале, посвященном Солнцу, и организованном Министерством образования Перу. Согласно очередной легенде, проверить истинность которой сейчас практически невозможно, пение девочки-подростка настолько потрясло самого Министра, что ее отправляют в столицу обучаться вокалу в одной из лучших школ страны.

Взлет же карьеры девушки определило ее замужество. Супругом перуанки стал известный композитор и гитарист Мойзес Виванко. Именно ему дива обязана своим звучным сценическим именем — Има Сумак. В переводе с одного из индейских диалектов имя это означало «какая красивая». Муж становится главным продюсером Имы, разворачивая настоящую компанию по «раскрутке» перуанской певчей птицы. Девушка учится эффектно «подавать себя», правильно жестикулировать при пении, правильно одеваться и, главное, слагать о своей жизни таинственные истории.

Има Сумак и Мойзес ВиванкоИма Сумак и Мойзес Виванко

В 1942 г., как-раз в год своего замужества, двадцатилетняя Има впервые поет на аргентинском радио. Это выход за пределы родины, дальше вглубь американского континента. В 1943-19444 г. там же в Аргентине она записывает свои первые композиции, посвященные перуанскому фольклору, на престижной студии «Одеон».

Виванко устраивает для жены тур по всей Латинской Америке вместе с большим музыкально-танцевальным коллективом. Это был успех!

Затем Сумак начинает свое «наступление» на Америку. Она оседает в Нью-Йорке, где создает новые песни и выступает в клубах. По Нью-Йорку поползли слухи, что необычная девушка из Анд поет двумя голосами, ведь такие резкие переходы с высоких звенящих частот на низкие и обратно невозможно осуществить одним горлом! Голос перуанки сравнивали со звучанием терменвокса — самого необычного музыкального инструмента, использующего вместо струн электромагнитные волны.

В США Има записала свою первую пластинку в новом тогда стиле мамба. Альбом быстро взлетел на первые строчки хит-парадов и девушке предлагает контракт престижная американская студия звукозаписи «Capitol Records”. Тогда же Imma Sumack превращается в Yma Sumac – Виванко посчитал такую орфографию имени жены более «гламурной». В 1950-е гг. слава перуанки стремительно разносится по штатам, а репертуар ее также стремительно расширяется — в него входят композиции в стилях румба, ча-ча-ча, рок и джаз.

Певица записывает десяток новых пластинок, ее выступления нередко сопровождает целый оркестр. Голос латино-американки, подражающий звукам природы и животного мира, ее необычные костюмы, ее театральная походка и исполнение, мотивы мамбо и оперы, собирали толпы почитателей. Сумак выступает в лучших концертных залах, получает музыкальные награды, став знаковой фигурой в так называемом музыкальном жанре «Экзотика». Она записывается и выступает на Бродвее и исполняет песни для нескольких фильмов, среди которых «Секрет инков» (1954 г.) Джерри Хоппера. А в 1955 г. ее композиция «Мамбо» буквально потрясла мир своими афро-кубинскими ритмами. Тогда же в 1955 г. перуанка получает американское гражданство, но всю жизнь останется сильно привязанной к культурным традициям «доколумбового» Перу.

Има Сумак

Однако, с американским правительством у Сумак появились свои сложности. В первую очередь, это были проблемы с налогами и продюсерами. И в этом определенную роль сыграл непростой характер певицы. Дело в том, что Има была чрезвычайно капризной и непредсказуемой: она могла отменить концерт по пустяковому поводу, постоянно ругалась с менеджерами, разрывала выгодные контракты. Доставалось и супругу — пара Сумак-Виванко дважды разводилась и дважды играла свадьбу.

Переждать сложный период в отношениях со Штатами певица решает, пустившись в мировое турне. В 1960-е гг. она посещает СССР, Болгарию, Францию, Швейцарию. Ее ждет настоящий триумф. Так слава о многоголосом «чуде Анд» выходит за пределы американского континента.

Кстати в Советский Союз певица прибыла по официальному приглашению Никиты Хрущева. В рамках тура она посетила множество городов и даже умудрилась записать в 1961 г. пластинку совместно с оркестром Большого театра СССР.

Има Сумак

Не стоит забывать, что в 1960-е гг. весь Советский Союз был одержим космосом. И если любой иностранец для советского человека был почти «пришельцем из другой галактики», то гастроли «инопланетного» вида перуанской певицы с невероятным «космическим» голосом и репертуаром вызвали нереальный восторг. Правда, поговаривали, что свой взбалмошный характер дива показала и в стране победившего коммунизма, по причине чего сразу после своего блестящего турне была запрещена к прослушиванию советским гражданам.

После советских и европейских гастролей Сумак выступает в Азии и Латинской Америке, где также произвела фурор. Однако обратной стороной медали стало то что, как только она вернулась в США в 1964 г., успех этот стремительно улетучился. Своей былой популярности в США Сумак уже не вернет.

После холодного приема в Штатах, Има на время возвращается на родину, где живет до середины 1980-х гг. в окружении самых близких людей. В начале 70-х гг. она будет экспериментировать с жанрами и, в тандеме с композитором Лексом Бекстером, создаст оригинальный проект - альбом  «Чудеса психоделического рока».

Однако до середины 80-х гг. она предпочитает «оставаться в тени», и только благодаря любопытству молодой публики к ее «сверхъестественному» голосу, продолжит эпизодически появляться на сцене или на телевидении, а также исполнять древние песни инков, так и не «убитые» конкистадорами. В 1987 г. она создаст прекрасный ремейк на «I wonder» и на другие знаменитые мелодии из фильмов Диснея.

Има Сумак с Уолтом ДиснеемИма Сумак с Уолтом Диснеем

В 1992 г. семидесятилетняя перуанская легенда вдруг отправляется в большое европейское турне. А спустя несколько лет выходит культовый фильм братьев Коэнов «Большой Лебовски», в котором звучит голос Имы.

В 2006 г. Сумак была удостоена властями Перу Ордена Солнца, - самой высокой награды в стране, обладателями которой были лишь президенты да кровные принцы.  Певица снова переезжает в США, пообещав вскоре вернуться «доживать свой век» на родину. Однако через два года после этого обещания (в 2008 г.), она умирает от рака в Лос-Анжелесе в возрасте 86 лет. Близкие «соловья Анд» рассказывали, что до последнего своего вдоха, она жила в окружении цветов и фотографий своей молодости, своей прошлой славы.

Навсегда оставшись капризным гением для одних, и неземным существом для других, Има Сумак являет собой очевидный вокальный феномен среди певцов и певиц, а ее альбомы распродаются миллионными экземплярами по всему миру с середины XX века  и по сей день.