День, подаривший миру Пикассо

Анна Борисова

Пабло Пикассо
25 октября 1881 г., в андалузской Малаге появился на свет ребенок, которому суждено было стать самым известным художником мира под именем Пабло Пикассо. Без преувеличений, сегодняшний именинник давно лидирует в мировых рейтингах как самый знаменитый художник XX столетия, самый узнаваемый и самый любимый у ценителей живописи, коллекционеров и, увы, у грабителей. Число его работ, числящихся украденными, превосходит количество остальных похищенных мировых шедевров. Пикассо не только блестящий художник, но и скульптор, декоратор. Известно также, что ему принадлежит некоторое количество стихотворений и даже пьес. Кроме того, Пикассо — один из того небольшого числа гениев, кто добился славы при жизни. Более чем небогатый молодой художник к середине жизни сколотил целое состояние исключительно на своем творчестве, оставив после себя замки, поместья и крупные банковские счета.
Пабло Пикассо
Как часто случается, родился будущий гений в совершенно обычной, ничем не примечательной семье. Ничем, кроме, пожалуй, того, что отец мальчика сам был художником — преподавателем рисования в одной из школ Малаги. Он же был одним из первых, кто смог профессиональным взглядом оценить талант Пабло. Именно благодаря усилиям отца и при финансовой помощи дяди, юный Пикассо смог начать учебу в Академии художеств Барселоны, а затем перевестись в престижную мадридскую академию «Сан Фернандо». Однако учебу молодой человек так и не окончил — сыграл свою роль независимый нрав юноши: программа и преподавательский подход категорически его не устраивали, и он пускается в свободное творческое плавание.  

Пабло Пикассо
Это начало независимого творческого пути художника совпало с первой настоящей дружбой и трагической потерей друга — внезапным самоубийством начинающего художника Карлеса Касагемаса. Работы этого времени вошли в историю как «голубой период» Пикассо, открывающий творчество художника. В этих картинах (1901-1904 гг.) преобладают серые, голубые, синие тона, тихая грусть, меланхолия, ощущается тревога и тоска. Есть мнение, что выбор цветов был обусловлен не только подавленностью автора, — просто голубая краска была самой дешевой, а денег у молодого художника было в обрез.
Пабло Пикассо
За «голубым» последовал «розовый» период. Юный творец поселяется в Париже, - центре притяжения творческих натур со всего мира. Он живет в общежитии художников на Монмартре, водит дружбу с Модильяни, Гертрудой Стайн, с местной богемой, коллекционерами. На полотнах этого периода розовый действительно — основной цвет. Это воодушевление, это надежда, упоение и нежность. Это романтика жизни циркачей, атлетов, танцоров. Самое известное полотно «розового» периода — картина «Девочка на шаре»,  где сила и грация оказываются едины в пространстве времени и места.
Пабло Пикассо
Постепенно художник обращается к модернистским мотивам, все чаще использует геометрические формы. Картина «Авиньонские девицы» открывает серию работ в стиле кубизма. Новая техника встречена с особенным  интересом,  однако, в основном вызывает непонимание, критику. Но затем «кубические» полотна мастера стремительно становятся одними из самых востребованных произведений в мире, как часто случается с вызовом, с шокирующим новаторством. Картины Пикассо начинают скупать коллекционеры, знаменитости, аристократы. Он сближается с Сергеем Дягилевым, создает декорации к его «Русским сезонам», в ряде работ возвращается к классическому реализму, венчается в русской церкви под Парижем с танцовщицей Ольгой Хохловой. В 30-е годы художник увлекается сюрреализмом и обращается к созданию скульптур.

Пабло Пикассо
Пикассо богатеет на глазах, его слава растет, а его слово приобретает вес не только в творческих кругах, но и далеко за их пределами. И пожалуй самое знаменитое слово Пикассо в этом смысле — полотно «Герника», посвященное трагедии, обрушившейся на одноименный городок севера Испании в 1937 году. Тогда немецкая авиация положила конец городу и жизням его обитателей.  «Герника» являет нам собирательный образ погибших воинов, убитых младенцев, скорбящих матерей, - собирательный образ войны. Сохранилась история, как в ответ на вопрос немецкого офицера перед картиной «Это вы сотворили это?», Пикассо ответил: «Нет, это вы сотворили это».
Пабло Пикассо
Надо сказать, что во время нацистской оккупации Парижа, художник не покинул город, как поступили многие влиятельные деятели искусства, но продолжал упорно работать на своем месте. А после победы над фашизмом, в 1949 г. художник создает полотно «Голубь мира», - белая птица, пронизанная светом и надеждой. Излюбленными сюжетами послевоенного периода становятся для Пикассо древнегреческая мифология, вариации на живописцев прошлого в стиле кубизма. В 60-е гг. художник создает целую серию женских портретов, натурой для которых в основном служит его вторая и последняя супруга — Жаклин Рок.

Не будем вдаваться в перипетии личной жизни Пикассо. Многие считают, что он превзошел многих не только в своем творчестве, но и по количеству женщин, с которыми жил в разные периоды жизни. Информации об этом более чем в избытке в биографиях художника и в интернете, эта линия его жизни поистине способна превзойти любой бразильский сериал. Здесь и пылкие влюбленности художника, и внебрачные дети, и споры о наследии и наследстве. При всем этом в браке он состоял лишь дважды, официально признав своими только детей Хохловой.

Пабло Пикассо
Пылкость и влюбчивость творческой натуры Пикассо удивительным образом совмещал с поистине дотошным трудоголизмом. Знаменитая фраза художника «когда вдохновение приходит ко мне, то всегда застает меня за работой» - не кокетство, а реальный факт. Доказательством тому служит поражающее воображение число полотен Пикассо, созданное им за его жизнь, стремительность, с которой он создавал шедевры, периодичность, с которой рождались все  новые и новые творения. Всего за 91 год жизни этот мастер создал около двадцати тысяч работ в различных, непохожих одна на другую, техниках и жанрах.

Пабло Пикассо

Пикассо одновременно хрестоматиен и оригинален. С одной стороны, все в нем кричит о том, что перед нами Художник. Все, что традиционно мыслится атрибутом артиста, в нем есть, и есть в избытке — пылкость и переменчивость, увлеченность, неординарность личности и работ, размах, мастерство владения различными техниками, поразительная работоспособность, яркая личная жизнь. Есть даже ореол некой творческой «божественности», полу-мифические элементы биографии, вроде того, что первым словом маленького Пабло было «пиз» («La piz» - карандаш), или история о том, как отец Пабло, взглянув на рисунки мальчика, больше никогда не брал в руки кисть, признав превосходство таланта сына. Представляется, что если бы на сцене нужно было показать художника, его бы показали именно так. Образ Пикассо нарочно выпуклый, по-театральному гиперболизированный. Но в то же время именно он, этот хрестоматийный художник так ни на кого не похож. Яркость и эпичность Пабло Пикассо как мастера рождает его уникальность, его исключительность.
Пабло Пикассо
Так день рождения гения для всех нас — прекрасный повод для продолжения знакомства с его творчеством, углубления в него, переосмысления. А кроме того — для начала или продолжения знакомства с Испанией Пабло Пикассо. С Малагой, где родился и рос будущий творец, с Барселоной и Мадридом, где жил, учился и работал, с многочисленными музеями и памятными местами андалузского гения в стране, породившей его.


^ Наверх