«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испанское кино

01.10.2018

История и истории Изабель Койшет

Анна Борисова

Изабель Койшет

Изабель Койшет — одна из знаковых фигур в современном киноискусстве Каталонии, режиссер, на счету которого внушительное число премий Гойя (главная национальная кинопремия Испании) и множество других международных наград. Конечно, в отличие от того же Педро Альмодовара, Койшет едва ли ассоциируется у мирового зрителя с испанским кино, более того — процент тех, кто хорошо знает ее как режиссера, невысок даже в Испании. Но искушенные кино-ценители и критики со всего мира все пристальнее всматриваются в творения этой женщины, интерес к ней растет, крепнет. Не в последнюю очередь в силу того, что мир фильмов Койшет выходит далеко за пределы Испании. Она снимает как испаноязычные, так и англоязычные картины, привлекая к работе мировых звезд. Среди ее любимцев - британец индийских кровей Бен Кингсли, американка Патриша Кларксон, у нее снимались несравненная Моника Белуччи и звезда нашумевшей «Игры престолов» Софи Тернер.

Изабель Койшет
Становление Койшет как режиссера полнометражного кино шло извилистыми тропами. Родилась Изабель в 1962 г. в Барселоне.  Там же, в тени режима Франко, прошло ее детство. Отец девочки был коммунистом и тайным борцом с режимом, Койшет часто вспоминает, какому риску ежедневно подвергалась ее семья. А бабушка Изабель работала в местном кинотеатре. Именно благодаря ей каждую неделю девочка посещала кино-сеансы, постигая работы американских и французских режиссеров, таких как Джозеф Лосе, Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар. Это и стало началом любви Койшет к киноискусству и ее первым самообразованием в области кино. На первое причастие Изабель получает в подарок собственную камеру. Именно тогда она и начинает снимать свое первое «кино».

Однако пойти в киношколу для серьезного углубления в мастерство у девушки возможности не было. В Барселоне тех лет не было кинощкол, для этого нужно было ехать в Мадрид, чего не позволяло финансовое положение семьи. Тогда юная Изабель поступает на исторический факультет университета Барселоны, о чем кстати никогда не жалела. Уже будучи зрелым режиссером, Койшет не устает повторять, что знание истории — лучший из способов постижения обыденной реальности. Возможно отсюда, с университетской скамьи истфака, берут начало декорации многих ее фильмов. В работах Койшет перед нами открываются различные исторические эпохи с их эстетическими и моральными ориентирами, идеями и вопросами, в них находят отражение острые социально-политические явления прошлых лет и современности (как, например, тема боснийских беженцев и войны в Югославии в картине «Тайная жизнь слов»).

Изабель Койшет

Тогда же, в университетские годы, в свободное от учебы время девушка подрабатывает в рекламном агентстве, с которым позже будут связаны ее первые шаги в режиссуре. Закончив университет и продолжая трудиться в агентстве, в 1980-1985 гг. Койшет сотрудничает с несколькими печатными испанскими кино-изданиями, готовя для них интервью и обзоры со съемок. Родное агентство снабжает Койшет всем необходимым для создания ее первого короткометражного фильма. Эта работа под названием «Смотри и увидишь» (Mira y verás) закончена в 1984 г. и представлена широкой публике на фестивале кино в Алкала-де-Энаресе. Койшет с головой погружается в мир рекламы и в последующие годы снимает множество роликов, основывает свое собственное агентство, а затем и киностудию.

И вот в 1988 г. увидел свет первый полнометражный фильм Койшет «Слишком стара, чтобы умереть молодой» (Demasiado viejo para morir joven). Однако особой популярности у зрителей этот дебют на получил, холодный отклик нашел он и у критиков. Койшет глубоко огорчена, эта «неудача» парализовала режиссера на целых семь лет, за которые она совсем не обращалась к  полнометражным фильмам, погрузившись в привычную работу над рекламой. Сейчас Изабель вспоминает свою реакцию с горькой иронией: «Я была слишком молода, я была одержима идеей стать режиссером больше, чем идеей снимать кино».

Изабель Койшет
Наконец преодолев страх, в 1996 году Койшет снимает второй полнометражный фильм «Вещи, о которых я тебе никогда не говорила» (Cosas que nunca te dije). Место действия для этой романтической комедии на английском языке выбрано вдали от Испании, с привлечением международного актерского состава. И вот Койшет «расправляет крылья»: она начинает фонтанировать работами. С конца 90-х гг. она создает великое множество фильмов: полнометражных, короткометражных, документальных. На волне признания в 1998 г. в своем творчестве она  вновь возвращается в родную Испанию с фильмом «Дурной тон» (A los que aman). Эта картина - переплетение любовных историй в декорациях Испании XVIII в., где Моника Белуччи исполнила главную роль.

Изабель Койшет

В 2000-х гг. полнометражные фильмы появляются один за другим. Разброс тем, сюжетов и географических локаций этих историй поражает. В 2003 г. выходит на экраны «Моя жизнь без меня», о молодой американке, у которой обнаружили рак. В 2005 г. рождается «Тайная жизнь слов», затрагивающая тему войны в Югославии. Затем, в 2008 г. Койшет в своей манере пересказывает один из романов Филиппа Рота, сняв тонкую, музыкальную и чувственную картину «Элегия» с Пенелопой Крус и Беном Кингсли в главных ролях. А уже в следующем году выходит новая работа о любви и смерти - «Карта звуков Токио», фильм снятый между японской столицей и Барселоной, история об одиночестве большого города в чувственно-эротических тонах.  Награды сыпятся на режиссера и ее творения. Если открыть фильмографию Изабель Койшет за 2000-е годы, мы увидим, что каждый год рождается по фильму! Невозможно не поразиться. И уж точно стоит того, чтобы это посмотреть, составить свое мнение.

Последняя работа Койшет создана в истинно английском духе, в Британии с участием британских актеров. Это картина под названием «Книжный Магазин» (2017 г.), - теплая, несмотря на холодные британские пейзажи, история о незаурядном человеке в небольшом провинциальном городке, не терпящем инаковости и свободы мысли. Фильм удостоен премии Гойя и ряда других международных наград.

Изабель Койшет

Параллельно с работой над полнометражными картинами, Койшет постоянно создает короткометражные фильмы, рекламу и снимает документальное кино.  Возможно многие их нас вспомнят ее кино-новеллу «Бастилия» для нашумевшего сборника «Париж, я люблю тебя». Сейчас режиссер работает над новым проектом - небольшим сериалом для HBO Europe. «О любви, еде и неловких людях», - так характеризует его сама Изабель.
Надо сказать, Койшет очень любит испанское кино, но с горечью замечает, что для большинства испанские актеры ограничиваются именами Пенелопы Крус и Хавьера Бардема, а испанские режиссеры  - Альмодоваром. Последний — продюсер двух фильмов Койшет, она открыто называет его гением, но отмечает и других, таких как Алехандро Аменабар, Алекс де ла Иглесиа, Исиар Больяин. Изабель повторяет, что на ее творчество повлияли не только американские, итальянские и французские режиссеры, но и испанцы Франсиско Рейгеро, Луис Гарсиа Берланга и Луис Бонюэль.

Изабель Койшет
Прибегая к интернациональному касту и снимая в различных уголках земного шара, Койшет не «отмахивается» от Испании. Этим, по ее собственным словам, она хочет показать оторванность современного мира от географических, политических и культурных границ, подчеркнуть одиночество человека в мире все более глобальном и анонимном. С одной стороны, работы Койшет разнообразны, с другой, - так или иначе, каждая из них — история о любви и потере, о том, что близко всем и каждому. И это не может остаться незамеченным, признание и популярность Койшет растут пропорционально количеству ее наград.