Чили сегодня: особенности испанского, холод, беспорядки и метро

Александра ЕЛИСОВА

Сегодня начну с чилийского испанского. Стереотип о том, что чилийцев не понимают даже сами испаногорящие из других стран, частично правдив, частично нет. Говорят местные быстро и как-то мягко, съедая некоторые буквы, особенно "S" в конце слов. Мне почему-то напоминают китайцев, говорящих на испанском. Даже не представляю, кого им напоминаю я со своей жуткой смесью акцентов!

Чили Метро
Всяких "vosotros" и глаголов с соответствующим этому лицу окончанием, а так же этого шипяще-свистящего межзубного "С", характерного для испанцев, здесь нет. У меня это не прижилось еще во время обучения, а начиная с В1, в речи прочно закрепилось "ustedes", и преподаватели после нескольких попыток махнули рукой и позволили мне выражаться так, как я привыкла, поэтому здесь у меня нет проблем с лицами и обращениями, так как перестраиваться не нужно.

Но вот с пониманием чилийцев не всё так просто. Когда я была в Колумбии, то худо-бедно понимала колумбийцев, но не понимала то, что говорили по телевизору, здесь же наоборот, телевизор я понимаю прекрасно, а вот когда разговаривают два чилийца, особенно, если это друзья, то из их диалога я понимаю только процентов 80.

А нашего консьержа до недавнего времени я не понимала вообще! Он мне что-то говорил, я на него смотрела, как на инопланетянина, он мне повторял, и не один раз, но я всё равно не понимала. Хотелось провалиться от стыда в этот момент: я со своим С1 не могу понять обычного человека! Ужас! Но дефекта дикции у него нет, хотя до этого я думала обратное. Просто надо привыкнуть! Человек ко всему привыкает.

Кстати, в последние несколько дней уже привыкла к таким словам, как:

saquear - грабить, мародерствовать
hacer fila - стоять в очереди
delincuentes - преступники
luchar - бороться, сражаться
paco - полицейский, жандарм
milico - солдат, военный

и еще многим другим, но размещать их здесь цензура не позволит.

А вот к чему привыкнуть было совсем непросто, так это к холоду. Первые пару недель я мерзла ужасно и втайне мечтала о шерстяных носочках, так опрометчиво оставленных в России. "Да там не будет холодно, там же весна началась, а потом лето, не замерзну!" - убеждала я себя, упаковывая чемодан. Какая же я была наивная. Хорошо, хоть пуховик догадалась взять.
В нем я дома и ходила.

Пока днем светило солнце, можно было ходить даже в майке, а вот когда оно садилось, приходилось надевать на себя жилетку, толстовку, куртку, а ночью вообще залезать под три одеяла. До сих пор не могу привыкнуть.

Чили Метро

Можно, конечно, включить обогреватель, но когда мне случайно на глаза попался счет за электричество, то эта мысль сразу вылетела из головы, заставив поплотнее укутаться в одеяло. Электричество тут дорогое, газ еще дороже. Мы в России еще жалуемся, что у нас дорогие коммунальные услуги.

Впрочем, тут народ тоже жалуется, и правительство ругает (правильно, а кто же виноват-то?), а в последние дни не просто жалуется, а довольно активно выплескивает свое накопившееся раздражение на страницах социальных сетей и на улицах города.

Сейчас в городе военные, и пусть некоторые считают это ошибкой правительства, но они хотя бы худо-бедно сдерживают беспорядки, иначе от города камня на камне не оставили бы.

А начиналось всё с незначительного казалось бы события: повышения цен на проезд в метро на 30 $ (чилийских песо. Курс сейчас немного изменился, но я по привычке делю на десять, и получаю примерную цену в рублях, и как "выключить калькулятор в голове", не знаю).

Кстати метро эти, не побоюсь этого слова засранцы, тоже практически уничтожили, более сорока станций разрушили и сожгли вместе с поездами внутри.

Карта разрушений метроКарта разрушений метро

А какое было метро симпатичное и довольно забавное!

Интересная особенность у него была, с одной стороны вроде бы и рельсы проложены, но с другой колеса вагонов были обуты в шины, и ездило оно как автобус. Для чего тогда рельсы, для меня пока осталось загадкой.

Карта разрушений метро

А теперь главная транспортная артерия города парализована и на ее восстановления потребуется неизвестно сколько времени и очень много денег. И никто не гарантирует, что потом не последует новое повышение стоимости проезда.

Конечно простая alza de tarifas не могла спровоцировать всё то, что происходит сейчас. Корень проблем лежит намного глубже, но я не ставлю своей целью поиски причин, в интернете есть об этом информация, можно поискать. Я лишь просто рассказываю о ситуации в стране, своих наблюдениях и своей жизни тут.

alza de tarifas
Продолжение следует...