«3 за 5», или планируй лето в Испании зимой!
- 30%
«3 за 5», или планируй лето в Испании зимой!
- 30%

Шинель генерала Франко

Анна Борисова

Попытайтесь вспомнить учебник мировой истории XX века. Раздел "история Испании", подраздел "Диктатура Франко". Помните? Я помню. И смею предположить, что для многих и без учебников "Франко" - равно "диктатура". Так принято, так научили. И если диктатурой в мировой истории XX века никого не удивить, диктаторы удивительны каждый по-своему.

Франсиско Франко

"Тиран» Франсиско Франко с детства грезил военным делом, а политикой толком не интересовался вплоть до своего прихода к власти, надо сказать, довольно «случайного». На момент начала гражданской войны в середине 30-х гг. Франко уже побывал добровольцем в Марокко, где участвовал в подавлении восстания и откуда вернулся героем. Вращаясь в военно-политических кругах, он сближается с правым крылом, состоящим из монархистов, представителей католической церкви, фашистов, военных, крупных землевладельцев.  А в 1936 г. именно правые захватывают власть в стране в результате восстания. Но спустя три года, в 1939 г. лидер восстания Хосе Саурхо вдруг погибает в авиакатастрофе, и путем голосования участники группировки избирают далекого от политики, но популярного в военной среде Франко своим предводителем.

А что было потом-входит ли будущий каудильо во вкус к власти и кровопролитию, просто ли "наводит порядок" так, как он себе это представлял, по-солдатски жестко, - ищем, читаем, пытаемся сделать выводы. У каждого они получатся своими, иначе не бывает.
Однако здесь важно понимать, что «воцарение диктатора» не положило начало ужасу и террору. Если уж на то пошло, скорее — продолжило. Или сменило одни ужасы другими. Ведь Франко пришел к власти на гребне гражданской войны, дикой братоубийственной войны, где зверствовали все участники — правые, левые, все. Не будем смаковать эти зверства, гражданская война есть гражданская война, она не бывает другой. Причин ее много, над причинами можно спорить бесконечно.  В XX в. страна вступала в новую эпоху и, утратив блеск колониальной державы, была разорена, стояла перед необходимостью искать новые механизмы выживания и процветания. За эти механизмы и началась борьба мнений, перешедшая в бой без правил, то есть - гражданскую войну. Затем появляется Генерал Франко. И кто знает, может именно призрак гражданской войны позволил диктатору удержать власть до своей смерти. Шутка ли — почти 40 лет, с 1936 по 1975 год! Никто так и не попытался свергнуть каудильо, помня, что творилось до него. А когда после разгрома Гитлера тоталитарные режимы начинают отмирать один за другим, режим Франко только укрепляется, отчасти по причине того, что в  войне он не поддерживал ни одну из сторон, пользуясь помощью всех и каждого. Он был слишком занят своей страной и смог сохранить для нее нейтралитет на протяжении всех лет Второй мировой, лавируя между советским союзом и нацистами, итальянскими фашистами и штатами. Он избавил Испанию от ужасов второй мировой войны, погрузив ее в другие ужасы — тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни народа, жестокие расправы с инакомыслящими, террор, доносы и военную дисциплину.  

Франко умирает в 1975 г.  Год, не столь далекий от нас. Чуть больше сорока лет назад, чуть больше всего срока правления диктатора. На протяжении вcего франкистского режима Испания считается монархией без монарха. Однако по завещанию диктатора, следующим монархом должен был стать законный наследник свергнутого гражданской войной Альфонсо XIII, его сын Хуан  Карлос I. Что и происходит. После смерти Франко Хуан Карлос I взошел на престол. И казалось бы новый король - естественное продолжение свергнутой династии, кровное, если хотите. Но парадокс в том, что современная испанская монархия царствует как бы  "по благословению" каудильо, согласно его завещанию. Король Хуан Карлос отошел от власти совсем недавно. В 2014 г. он отрекается от престола в пользу своего сына  - действующего  короля Испании Филиппа VI. И конечно со смертью Франко начинается повсеместная демократизация страны (по сути, продолжается, первые шаги были сделаны уже Франко), но почему-то мне вспоминается знаменитая фраза Ф.М. Достоевского: "Все мы вышли из гоголевской шинели". Только вот в данном случае шинель принадлежит другому.

Филиппа VI

Как для нас, рожденных в СССР, еще реальны, хоть и далеки  наши деды - репрессированые, раскулаченные, оговоренные, погибшие в Великой Отечественной Войне, также для современных испанцев физически осязаемы люди той эпохи. Люди,  выросшие в семьях, разорванных на части гражданской войной. Затем - в семьях франкистского режима, где обязанностью жены-матери было рожать одного за другим и вести быт, и привычным делом было не видеть отца, пропадавшего в лучшем случае за добычей хлеба для семьи, а часто- пропадавшим вовсе. «Вовсе» значит - в хаосе террора ли, гражданской войны ли, обстоятельств.

Феномен этой "безотцовщины" интересно наблюдать в фильме 2010 г. "Бьютифул" с Хавьером Бардемом в главной роли. Две номинации на «Оскар», приз Каннского кинофестиваля, множество других наград. Этот фильм - своеобразная исповедь, мы видим,  что гложет наследников того нелегкого времени. Глядя на героя Бардема, мы начинаем понимать, что значит — не знать отца: предельная тоска по нему уживается в человеке с фактическим обесцениванием его памяти (эпизод продажи места на кладбище). Откуда взяться памяти, когда некого помнить, ребенок не видел отца, не общался с ним, но чувствовал и продолжает остро чувствовать его отсутствие. Отсюда — оторванность, неспособность выстроить мир в своей семье, неприкаянность и боль.

Бьютифул

Отчасти исповедью можно признать и знаменитый "Лабиринт фавна" Гильермо дель Торо. Здесь уже не только дети, лишенные отцов, но и дети лишенные детства, вынужденные это детство обретать среди ужасов реальности, цена, которой детство обреталось. Принято считать, что показывая две параллельные реальности — жуткую реальность франкистской Испании и пугающий сказочный мир странных существ, дель Торро дает надежду на то, что и весь фашисткий ужас — просто дурной сон, не реальнее мира коварного Фавна. Однако, если ловушки Фавна героиня в силах преодолеть сама, своими действиями и решениями, в реальном мире она — жертва обстоятельств. Интерпретаций много, фильм однозначно стоит просмотра и осмысления.

Лабиринт фавна

Здесь нельзя не вспомнить испанских детей, воспитанных в СССР, в отрыве от родной почвы. Но эта тема настолько широка, что заслуживает отдельного разговора, тем более, что находится именно "в отрыве" от Испании. Современные же испанцы,  в основе своей, - дети и дети детей франкистского режима. И, как и в случае с нашими старшими  соотечественниками, мы можем выводить их на разговор о событиях тех лет, как выводим на разговор своих родителей, бабушек, дедушек. Мы спрашиваем у них, как это - дефицит и очереди в магазинах, как это - голод и отец, погибший на фронте... Однако с испанцами разговор бывает построить сложнее. Часто слышу о том, что им стыдно говорить о гражданской войне. Стыдно, потому что "брат против брата". Так рождаются «исповеди» в искусстве, кино, литературе.  Но даже самый знаменитый роман о событиях гражданской войны "По ком звонит колокол" принадлежит перу американца, не испанца. А вот "Долина Павших", - памятный комплекс жертвам Гражданской войны в Испании, - создан по инициативе испанца. И не просто испанца, а самого Каудильо. Там он и захоронен. Неоднократно велись разговоры о перенесении останков «тирана», сама же Долина для многих - памятник жертвам франкизма, а не гражданской войны. Борьба мнений будет вестись всегда.

Долина павших
Тем временем потомки шинели Генерала Франко продолжают идти дальше. И вероятно уже формируется поколение, для которого "безоблачное небо"  прозвучит буквально, для которого оно действительно чистое, ясное, спокойное. У этого поколения будут свои облака и даже тучи, но именно свои. И будем верить - не столь значительные.

^ Наверх