«ANDROID»Новости ichebnikaКак выучить испанский языкТонкости испанского языкаИстория ИспанииИспаноязычные художникиИспаноязычные писателиИспанское киноИспаноязычные музыкантыИспанские песни с историейМеста ИспанииИспания: вчера и сегодняИспанцы и испанкиАргентинаПеруЧилиКолумбияМексикаКубаВенесуэлаЛатинская Америка
Испаноязычные музыканты

26.11.2018

«Голос безгласных»: Мерседес Соса

Анна Борисова

Мерседес Соса

У нее много имен, и дело не только в латиноамериканской традиции. Полное имя  этой женщины Haydée Mercedes Sosa, в семье ее всегда называли Мартой, поклонники окрестили ее Ла Негра за длинные черные волосы и индейские корни, а мир нарек ее «голосом Латинской Америки».
Мерседес Соса родилась 9 июля 1935 г. в аргентинском городе Сан-Мигель-де-Тукуман. Дата рождения будущей певицы в некотором роде символична: 9 июля отмечается национальный день независимости Аргентины. А новорожденной будет суждено стать своеобразным «проводником» народной аргентинской музыки в мир, а также певцом свободы — творческой, политической, общечеловеческой.

Соса выросла в бедной, но счастливой и любящей многодетной семье с индейскими и французскими корнями. Ее отец работал на сахарной плантации, мать была прачкой. С раннего детства девочку увлекал латиноамериканский фольклор во всех его проявлениях. Она занималась народными танцами и с удовольствием пела. Семья не могла позволить себе радио, поэтому Мерседес запоминала слова любимых песен наизусть, слушая радио у соседей.

В 1950 г., в возрасте пятнадцати лет, по просьбе директора школы, она заменила заболевшего преподавателя пения и исполнила национальный гимн на одном из мероприятий. Уже будучи известной, Соса в интервью часто вспоминала то первое публичное выступление, свой страх и робость перед лицом публики. Но робость не помешала успеху. После исполнения гимна Мерседес пригласили к участию в конкурсе на местном радио. Затем радио предложило девочке контракт на два месяца, в течении которых песни в ее исполнении будут звучать в эфире. Несмотря на первоначальное неодобрение родителей Мерседес, считавших, что не пристало юной девушке петь на радио, она поет, и вскоре семья принимает ее выбор.

Мерседес Соса


Однако, по словам самой Сосы, решающим толчком к избранию пения делом жизни для нее послужил ее первый муж Оскар Матус, тоже музыкант и певец. После свадьбы с Матусом, в 1957 г. Мерседес переезжает в Мендосу. Там у пары рождается сын Фабиан.  Молодожены завязывают дружбу с поэтом Армандо Гомесом, который сыграет большую роль в карьере Мерседес.

Мендоса, наряду с Тукуманом и позже Буэнос-Айресом, станет особенно дорогим городом для Сосы. Он, по выражению самой певицы, является местом, где она «стала женщиной». С ним же связано ее становление как музыканта.
Интересно, что Ла Негра начинает профессиональную карьеру фольклорной певицы в годы, когда в Аргентине господствовало танго Буэнос-Айреса. Но Соса попадает в «струю», когда народная латиноамериканская музыка занимает все более прочные позиции. Этот культурный феномен известен также как «фольклорный бум», и корни его усматривают нередко во внутренней миграции, движении народных масс из провинций в большие города.

В 1962 г. Соса выпускает свой первый альбом под названием «Голос Зафры» («голос урожая»). Над созданием альбома трудилось трио Соса-Матус-Гомес (голос, музыка, тексты). А в 1963 г. это трио, объединившись со многими другими артистами, положило начало  Движению «Nueva Cancion», целью которого становится утверждение народной музыки в качестве национального самовыражения, а также ее интеграция в различные сферы социальной и культурной жизни страны. В своем творчестве движение делает акцент на повседневной жизни аргентинцев, создавая своеобразный «сборник» национальной музыки без границ между народными жанрами. Храня верность принципам Движения, Мерседес Соса всегда пыталась подняться над существующими художественными, культурными и идеологическими границами. Отсюда ее пристальное внимание к текстам, которые ей предлагали исполнить, ее открытость народу, ее доброжелательность к молодым авторам и исполнителям, к новым музыкальным формам, ее интерес к диалогу между жанрами и направлениями.

Мерседес Соса
Обычно стиль исполнения Сосы характеризуют как меланхоличный и романтичный, отмечая в нем особую роль ритмов. Что касается текстов песен, очень близки Мерседес были стихи талантливой чилийской певицы Виолетты Парра, а также поэзия чилийца Пабло Неруды или бразильца Милтона Насименту.

Соса всегда называла себя «cantora», противопоставляя два понятия — «cantora» и «cantante». «Сantante» — тот, кто может петь, «cantorе» — тот, кто должен петь», - поясняла Ла Негра. Творчество как долг (социальный, человеческий, личный) — еще один из постулатов движения «Nueva Cancion». И действительно, на протяжение своей жизни Соса «отдавала свой голос» тому, что считала справедливым — начиная с переосмысления южно-американского фольклора и вплоть до борьбы за права человека. Великая певица не «пела, чтобы петь», как гласит название одного из ее первых альбомов («Yo no canto por cantar» 1967 г.), она поет за «безгласных», за тех, кто не имеет права голоса, не может говорить в эпоху господства тоталитарных режимов.

В начале 60-х гг. Оскар Матус оставляет Мерседес с сыном. Стоит ли говорить о том, как тяжело переживался этот разрыв певицей, ведь в лице Оскара она лишилась не только мужа, но и родную душу, друга, партнера по творчеству. В 1965 г. Соса переезжает в Буэнос-Айрес - город, который она также горячо полюбит, с которым сроднится.

Мерседес Соса


Певица продолжает петь и выступать, она принимает участие в фестивалях народной музыки, крутится в эпицентре фольклорного бума. В 1967 г. выходит уже упомянутый альбом с говорящим названием «Я пою не для того, чтобы петь», с прекрасными песнями «Zamba para no morir», «Zamba azul», «Tristeza». А с выходом в 1969 г. композиции под названием «Cancion con todos», ставшей неофициальным гимном Латинской Америки, движение «Nueva Cancion» получает международную известность. В 1969, 1970 и 1971 гг. выходят подряд три диска певицы, к этому времени относится знаменитая композиция «Alfonsina y el mar». В 1975 г. она дает свой первый концерт в Барселоне, где зал ломился от числа желающих услышать аргентинскую Диву.  

Начав с исполнительницы аргентинской народной музыки, Соса становится Матерью всего латиноамериканского музыкального фольклора XX века. Весной 1969 г. она выступает в Чили, исполняя репертуар Виолетты Парра, включая знаменитые «Gracias a la vida» и «Volver a los 17». Однако в 1973 г. с приходом к власти в Чили Августо Пиночета, Соса объявляет , что не будет выступать в этой стране при действующем диктаторском режиме.

Политических взглядов и гражданской позиции этой певицы, воспевающей Свободу, стоит коснуться отдельно. Будучи дочерью ярых перонистов, в молодости Мерседес и сама была перонисткой «того не зная», как она выразится позже. Но с течением времени певица стала придерживаться левых политических взглядов, симпатизировать коммунистам, вступив даже в партию в 60-х гг. Ее близость к коммунизму долго мешала ее карьере в стране, управляемой «правыми». А после военного переворота 1976 г., утвердившего во главе Аргентины диктатора Хорхе Видела, Мерседес даже попадает в черные списки нового правительства. Альбомы певицы оказываются под запретом. Несмотря на жесткую цензуру и преследования, Соса решает остаться на родине. Она продолжает работать и творить, насколько это возможно в новой обстановке. Именно к этому непростому времени относится пополнение репертуара певицы бразильской классикой.

В 1978 г. умирает второй муж певицы. Затем Соса сталкивается с новыми испытаниями: она арестована прямо на сцене в ходе своего концерта в Ла Плата. Впредь выступать певице запрещалось. Режим Виделы ужесточается, приобретая поистине чудовищные формы. Соса вынуждена уехать в Европу. С 1979 г. «Голос свободы» звучит в Париже, а с 1980 г. - в Мадриде. Во Франции певица выпускает новый альбом, который попадает и в Аргентину, но подвергается цензуре, из него исключен ряд песен.
Расставание с Аргентиной тяжело далось как Мерседес, так и ее соотечественникам. «Изгнание» послужило для Сосы источником боли и ностальгии, которые чувствуются в ее песнях европейского периода, но в то же время оно явило латиноамериканскую диву европейской публике, и та полюбила ее.
Ненадолго вернулась на родину Соса в феврале 1982 г. Диктатура доживает свои последние месяцы, и Сосе удается дать сразу серию концертов по стране. Затем она снова посещает Испанию, после чего отправляется в турне по Бразилии. С возвращением Аргентины к демократии и избранием президента Альфонсина, певица окончательно возвращается на родину, в 1983 г.

В ходе последующих лет Соса активно поддерживает борьбу за права Человека и демократию, выражает симпатию президентам Альфонсину, Нестору и Кристине Киршнерам. В 1983 г. выходит ее новый альбом.

Мерседес Соса


В 1990-х гг. за Сосой закрепляется неформальный титул «Голоса Латинской Америки», приходит настоящее мировое признание. Она продолжает давать концерты как в Аргентине, так и за ее пределами, поет в таких местах, как Линкольн-Центр и Карнеги-Холл в Нью-Йорке, Колизей в Риме, а также дает концерт в Ватикане по инициативе Папы Иоанна Павла II. Она выступает с Лучано Паваротти, Джоан Баец, Стингом, Шакирой.

Соса — обладательница бесчисленного количества наград, национальных и международных, как в сфере искусства, так и в гуманитарной и социальной сферах, огромен ее вклад в борьбу за права человека. Она — почетный гражданин Буэнос-Айреса, Посол доброй воли ЮНИСЕФ в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, Почетный Доктор Национального университета родного Тукумана.

Ослабленная еще с 90-х гг. серьезными проблемами со здоровьем (эндокринной системой и почками), она тем не менее не прекращала петь. С небольшими передышками в моменты обострения болезни, она пела, гастролировала, записывала альбомы. И вот в сентябре 2009 г. всемирно известная Ла Негра срочно госпитализирована в Буэнос Айресе, и к сожалению, больницу она так и не покинула.

Смерть наступила утром 4 октября 2009 г. в клинике. Певице было 74 года. Ушла она в день рождения Виолетты Парра, чьи песни всегда исполняла с особой любовью.

Мерседес Соса
Гроб был выставлен во Дворце Национального Конгресса аргентинской столицы, и проститься с народной легендой пришли массы, включая таких видных политических деятелей как Кристина Киршнер и Уго Чавез, а также президентов Чили и Бразилии.
Прах певицы по ее завещанию был развеян в трех местах: Тукуман, Мендоса и Буэнос-Айрес, - в трех любимых, родных и одинаково важных для этой женщины городах. В месте, где она родилась и выросла, в месте, где она стала певицей, женой и матерью, в месте, где она творила, боролась и где умерла.

Аргентинцы горячо любят, помнят и чтут свою фольклорную диву. В 2011 г. учрежден музей Сосы в Сан-Тельмо (исторический район Буэнос-Айреса), директором которого становится ее сын Фабиан Матус. Музей является также культурным центром народной латиноамериканской музыки. В родном городе певицы Тукуман и в городе Ла-Плата установлены статуи певицы, по всей стране появляются улицы, носящие имя Сосы. А в провинции Энтре-Риос 4 октября, день смерти певицы, объявлен «Днем народного исполнителя».

Мерседес Соса

Так Соса стала одной их легенд Латинской Америки, символом движения за обновление народной музыки, тем, кто дал ей социальный посыл и наполнил общечеловеческими ценностями. Даже в «изгнании», лишенная права выступать в родной стране, она продолжала воспевать сопротивление и надежду, став настоящим народным идолом. И слушая ее чарующий голос, мы также становимся свидетелями мелодичного сказа о радостях и горестях латиноамериканского народа.